Диагностика уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

6 марта 8:17

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста. Целевые ориентиры, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности» [4]. Достижение данных результатов невозможны без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом деятельности особенно в предшкольный период.

Проблема познавательного интереса привлекает к себе внимание ученых и педагогов на протяжении всего периода развития науки и существования школы. Большой вклад в развитие проблемы познавательного интереса внесли такие исследователи, как Л.  И.  Божович, В. Б. Бондаревский, П.  Я.  Гальперин, А.  К.  Дусавицкий, А.  Н.  Леонтьев, А.  К. Маркова, А. Я. Миленький, Н. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и другие.  Анализ научной литературы, теории и практики педагогической деятельности показывает, что познавательный интерес сложное многозначное явление. Наиболее общее определение познавательного интереса, на наш взгляд, разработано Г. И. Щукиной. Автор под познавательным интересом понимает, как ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности. Данное определение служит ориентиром в нашем исследовании [6].

Чтобы грамотно организовать педагогический процесс воспитателю необходимо владеть набором методик, направленных на изучение этого процесса. Использование диагностической информации помогает сделать педагогический процесс осознанным, понятным и управляемым [5].

Поэтому диагностика познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста представляет собой одно из средств повышения эффективности процесса деятельности ребенка.

Для диагностики познавательного интереса у детей дошкольного возраста необходимо выделить систему критериев познавательного интереса. Анализ психолого-педагогической литературы показал нам, что различные исследователи занимались данным вопросом (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. С. Славина, Г. И. Щукина и др.). Учеными были разработаны критерии познавательного интереса [6]:

  1. Деятельностный;

2.Эмоциональный;

3.Регулятивный.

Для определения данных критериев нужна уровневая шкала оценивания. Нами были выделены, урони: ниже среднего, средний выше среднего.

 

Таблица 1.

Характеристика уровней познавательного интереса

Критерии

Уровни

Ниже среднего

средний

Выше среднего

Регулятивный

Воспитанник не сосредоточен, внимание рассеяно, часто отвлекается, при затруднении бездействует

Эпизодическая сосредоточенность внимания воспитанника, следит за основными этапами деятельность группы, при возникновении трудностей обращается за помощью

Воспитанник сосредоточен, проявляет усилие, пытливость, стремится самостоятельно преодолевать трудности, запоминает основное содержания задания.

Деятельностный

Воспитанник пассивен  во  время игровой деятельности , отсутствует самостоятельность в выполнении индивидуального занятия, проявляется эпизодический интерес к предмету, обусловленный внешней привлекательностью, необходимостью получения одобрения от педагога или непосредственной связью с предметом его интереса

Активность воспитанника зависит включения в деятельности воспитателя , отсутствие творческой самостоятельности

Проявляет активность и самостоятельность как во время занятия, так за пределами детского сада  поисками новых причинно-следственных связей.

Эмоциональный

Неуравновешенное эмоциональное состояние воспитанника, безразличие может сменятся негативным выплеском эмоций, редкое проявление положительных эмоций

Эмоциональное состояние ровное,  ситуативное проявление положительных эмоций

Приподнятое настроение, яркое проявление положительных эмоций

 

        Таким образом, показателями деятельностного критерия являются: характер задаваемых вопросов, установление закономерностей, самостоятельность в выполнении заданий, поиск новых (индивидуальных) способов решения задач. К показателям эмоционального критерия относим проявление эмоций, переживаний во время деятельности, настроение воспитанника. Регулятивный критерий подразумевает стремление завершить выполнение задания, пытливость, сосредоточенность внимания, выбор обучающимися сложности задания.

Нами было проведено на базе МБДОУ ЦРР «Детство» г.Калуга НСП «Улыбка» исследование. Цель исследования определить уровни развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе нами использовались различные методики по выявлении познавательного интереса такие как: 1. Методика «Древо желаний» Юркевич В.С., Методика «Таинственное письмо» Прихожан А.М.., Методика «Волшебный цвет» Кригер Е.Э. Целью данных методик является выявление познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В рамках нашего исследования были использованы ранее выделенные критерии познавательного интереса для выявления сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. 

Кратко обобщая результаты исследования, мы пришли к определенным выводам. Дошкольники не проявляют интереса в обращении к взрослым с познавательными вопросами по ряду причин: дети не испытывают интерес к какой-либо сфере окружающей действительности, не проявляют активной позиции в его удовлетворении. В связи с этим, у дошкольников искажаются представления об источниках и способах получения информации.

Диагностика познавательного интереса включает в себя не только определение уровня развития познавательного интереса, но изучение характера познавательного интереса. Г. И. Щукина выделяет [6]:

— аморфный, когда познавательная   деятельность лишена активности, волевых усилий, радостного эмоционального тонуса, учение для таких школьников является неприятной обязанностью;

— многосторонний, широкий интерес отличается познавательной активностью, учение приобретает особый личностный смысл, но слабая дифференцированность и устойчивость может препятствовать глубокому освоению школьником определенных предметных областей;

— локальный, стержневой характер интересов сосредоточен на 1–2 смежных областях знаний, это устойчивые, глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса

Изучение характера познавательного интереса проводилось с помощью экспериментального задания «Составь свое расписание» (методика Г. И. Щукиной). Мы предложили воспитанникам составить его расписание на неделю в картинках: количество его дел мы не ограничивали

 В целях сопоставления результатов мы предложили воспитанникам разложить расписание в порядке значимости для них (проранжировать). Анализ работ, а также наблюдение за воспитанниками во время выполнения работы (осознанность, серьезность, обоснованность) позволяют определить не только характер познавательного интереса, но и уточнить наиболее значимые для воспитанника характеристики его дел по степени его интереса. Данная информация позволяет воспитателю скорректировать формы и методы, используемые на занятиях, учитывать интересы и склонности овоспитанников.

Таким образом, диагностика познавательного интереса как интегрального качества интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных свойств личности представляет собой совокупность взаимообусловленных психолого-педагогических методов.

Список литературы:

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.;
  2. Баранова Э.А.Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-poznavatelnogo-interesa-v-strukture-obschey-sposobnosti-u-doshkolnikov-i-mladshih shkolnikov(дата обращения: 17.11.2019)/;
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст / под ред.
    Леонтьев А. Н. // – М.: Педагогика, 2005. – 352 с.;
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.;
  5. Чернокова   Е., Иванова В. В. Формирование познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования // СДО. 2018. №8 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-k-sotsialnym-yavleniyam-u-detey-5-6-let-posredstvom-eksperimentirovaniya(дата обращения: 17.11.2019);
  6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов [Текст] /под ред. Щукина Г.И.//  М.: Педагогика, 1988. 208 с..