ПОЧЕМУ КООПЕРАТИВЫ ТАК ПЛОХО РАЗВИВАЮТСЯ?

16 августа 10:29

Роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей в современной Российской Федерации ничтожна. Первое связанное с этим объяснение – у сельскохозяйственных товаропроизводителей нет денег на создание кооперативов, которые они должны оснастить основными фондами. Это утверждение верно для кооперативов по хранению, транспортировке или переработке продукции. Но кооператив по совместным закупкам не предполагает никаких инвестиций от своих членов, как и кооператив по ведению бухгалтерского учёта. Кооператив по вспашке огородов трактором предполагает, что члены внесут средства, примерно на порядок меньшие, чем если каждый сам себе купит мотоблок (что всё же не редкость в современной деревне). Почему же роль кооперативов через 25 лет после принятия Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» столь невелика?

На наш взгляд есть две причины, кроющиеся в менталитете сельскохозяйственного товаропроизводителя. Во-первых, кооперация – это рациональное поведение людей, планирующих свою деятельность на длительную перспективу. В первый год совместная закупка удобрений может не принести большой выгоды по сравнению с розничной каждым по отдельности. Также по причине случайных факторов, может не быть никакой выгоды. В этом случае имеет место ошибка или стечение обстоятельств. Но если каждый год на совместной закупке будет экономиться 5% цены, то за годы это сложится в большую сумму, которая останется в хозяйстве. При этом координация действий кооператоров от года к году будет только возрастать, а совместные закупки станут автоматическими. Кооператив (снабженческий, сбытовой, перерабатывающий) не может быть создан и работать без долгосрочного плана, которого придерживаются все члены, так как кооператив обслуживает именно их. Иными словами, войдя в кооператив по закупке комбикорма, нужно «расписаться» (в том числе и в буквальном смысле) под обязательством закупать в кооперативе комбикорм и через год, и через пять лет. Однако мышление «на перспективу», скорее, исключение. Крайне распространено желание получить выгоду «здесь и сейчас» (чего никогда не бывает) и при этом ни за что не отвечать.

Вторая причина – практически полное отсутствие опыта координации действий. В основе кооперации лежит эксплуатация эффекта масштаба. Это означает, что десятки, иногда сотни хозяйств должны выступать синхронно, подобно танцорам или акробатам: они должны использовать одинаковые удобрения, семена и технологию, производить одинаковую продукцию. Кроме того, кооператив должен получить от своих членов средства. Например, если планируется строительство бойни, и её услугами будут пользоваться 1000 ЛПХ, а 50 из них не захотят внести свою долю, тогда бойня не станет работать (не только для них, но и вообще ни для кого).

Кооператив должен управляться и контролироваться его членами, поэтому нужно выделить время для работы в общем собрании и выборных органах. Это не всегда понятно людям, которые выросли в современной России. Ни экономически активное поколение, ни родители этого поколения соответствующим опытом не обладают. Разумеется, в Советском Союзе формально существовала «кооперативная собственность», но практики поведения кооператора не было. Колхоз, по сути, являлся предприятием, вписанным в плановую экономику, при этом он не нёс ответственности за результаты своей деятельности. Невозможно представить ситуацию, когда с членов колхоза собрали бы взносы для покрытия убытков.

Доставшиеся в наследство от дореволюционного периода потребительские общества также были кооперативами лишь формально. С минимальными паевыми взносами они не были свободны в своей хозяйственной деятельности.

Иные кооперативы (ЖКХ, дачные, гаражные) создавались «сверху», действовали в пределах отпущенных им фондов и лимитов, их члены не должны были проявлять инициативу. Кроме того, все допускавшиеся формы кооперации не были ориентированы на получение как прибыли, так и «доходности», ведь они функционировали в рамках командно-административной экономической модели.

Так получилось, что современный малый сельскохозяйственный товаропроизводитель быстро разобрался в том, как приятно обладать своей землёй, приходовать на свой склад произведённую продукцию, что действительно понятно, даже интуитивно. Однако опытом покупки техники на паях он не обладает, как и опытом совместного сбыта или иной функции. Необходимо приобретать эти навыки. Нужна перестройка мышления, но это процесс обстоятельный.

Кооперация возможна, только если все потенциальные участники убедились в наличии эффекта масштаба («если мы купим комбикорм вместе, мы сэкономим 10%»), договорились о правилах работы, определили ответственность за нарушения. Кооператив функционирует, опираясь на совокупную волю своих членов, которые не заинтересованы в том, чтобы заработать друг на друге, а каждый из них повышает собственную доходность за счёт совершения сделок в крупном масштабе.

Что произойдёт, если этого осознания, координации не было, а была лишь инициированная государством кампания, подкреплённая финансовыми вливаниями? Скорее всего, волю многих сельскохозяйственных товаропроизводителей подменит наиболее оборотистый предприниматель, который увидит в государственной кампании возможность собственного обогащения. Он и возглавит кооператив, обеспечит управление им, при необходимости софинансирует часть затрат. Остальные «члены» превратятся в «клиентов», которые ничего не вложили, но ничего и не ждут, не чувствуют к кооперативу никакой лояльности. Они рассматривают кооператив как ещё одного появившегося на территории предпринимателя, который через некоторое время или обанкротится, не выдержав рыночной конкуренции, или фактически преобразуется в частное предприятие.

Таким образом, создание кооперативов должно предваряться и сопровождаться просветительской работой, контролем за «качеством» создаваемых кооперативов. Решающая роль здесь принадлежит ревизионным союзам сельскохозяйственных кооперативов, центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, которые видят их «изнутри» и могут знать:

  • на чьи средства создан кооператив (всех членов, объединивших средства по определённым правилам, или предпринимателя – фактического «собственника»);
  • кого обслуживает кооператив (своих членов или случайных «клиентов»);
  • кто устанавливает тарифы на услуги кооператива (члены кооператива на уровне себестоимости его услуг или фактически контролирующий кооператив председатель) и др.

Такой контроль не дань идее, не начётничество ради принципа, а необходимая постоянная работа. Её цели – обеспечение роста доходности малых сельскохозяйственных товаропроизводителей; возможность вписаться в рыночные условия невзирая на малый масштаб деятельности; сохранение произведённой в хозяйствах добавленной стоимости и достойного места их труда в обществе.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив изначально является сложной конструкцией, ожидать, что в него естественным путём переродится организация, созданная на деньги государства и частного инвестора как минимум наивно. В равной степени неправильно ожидать появления кооператива по принципу «давайте сделаем хотя бы что-нибудь, чтобы начать, а дальше посмотрим», это было бы похоже на конструирование самолёта, основанного на той же философии проектирования и строительства – едва ли найдутся желающие подняться на таком самолёте в воздух.

Следующий шаг в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации будет связан с раскрытием сущности работы кооператива, что неминуемо требует формализации через внедрение комплекса стандартов деятельности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 08.12.1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
  2. Стандарты создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: информ. издание перераб. и доп. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 84 с.
  3. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации / А.В. Чаянов. – М.: Издание Центрального Товарищества «Кооперативное издательство», 1925. – 38 с.
  4. Калягин Г.В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: учебное пособие / Г.В. Калягин. — Москва: Проспект, 2016. – 160 с.
  5. Соболев А.В. Кооперативы: преимущества и ограничения / А.В. Саболев // В сборнике: Кооперация и социальная экономика: наука и практика. Материалы Международной научнопрактической конференции. С. 165-170.