Развитие детей и формирование их личности зависит от окружающей их среды. Идет процесс формирования личности ребенка через её взаимодействие с обществом: семья – детский сад – школа – другие учреждения социума (тёлбэ (участок, деревня, село), город). Социум тёлбэ – сфера отдаленного окружения ребенка, сфера человеческих отношений. Микросоциум тёлбэ (семья, соседи, детский сад, школа, учреждения и др.) – ближайшее окружение, где идет процесс формирования личности ребенка.
В тёлбэ идет процесс систематической, активизирующей организационно-пропагандистской работы путем педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов.
Педагогическое взаимодействие микросоциумов – процесс, где поведение индивида, группы индивидов микросоциумов основывается на духовно здоровом отношении друг к другу, на формирование личности ребенка в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. Цель педагогического взаимодействия: а)поставить личность, семью в центр деятельности всех сфер тёлбэ; б)оздоровить духовно отношение людей, их досуг, их жизнь; в)повысить уровень педагогического потенциала тёлбэ; г)включать воспитательную среду все микросоциумы тёлбэ.
Этнокультурное взаимодействие микросоциумов – процесс непосредственных контактов, общение членов группы между собой, основанный на передаче опыта этнической культуры, где взаимодействие идет не прямо от общества к индивиду, а черезнепосредственный круг общения, т.е. человековедческую деятельность. Цель этнокультурного взаимодействия: а)организация деятельности людей, направленная на возрождение, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей этноса; б)передача опыта сформировавшейся веками традиционной этнической культуры старшим поколением младшему поколению; в)воспитание детей на основе этнической культуры, культуры созидательной, общечеловеческой.
В системе взаимодействия пути, формы и методы могут быть разные. На наш взгляд, наиболее приемлемыми являются совместный труд, деятельность по сферам общения, педагогизация населения.
Испокон веков в якутской семье совместный труд является ведущим фактором воспитания. В традиционной семье саха обучение и воспитание детей трудовым навыкам осуществлялась в естественных жизненных обстоятельствах. Взрослый ненавязчиво объясняет, показывает младшему способы и приемы трудовых навыков, а младший слушает, спрашивает и подражает страшему. Таким образом в системе взаимодействия совместный труд является одним из ведущих факторов. В процессе совместного труда формируются мировоззрение, уважительное отношение подрастающего поколения к людям, труду, общественным и природным явлениям. В педагогически организованном микроклимате социума происходит становление личности современного ребенка.
Следующий путь взаимодействия – это деятельность по сферам общения, которая разделяется на культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную сферы. По системе педагогики олонхо в культурно-досуговой сфере образовательного учреждения наиболее полно раскрывается внутренний мир растущего человека, его переживание, стремление, сомнения, творческие способности. А культурно-досуговая сфера социума по педагогике олонхо способствует раскрытию особенностей социокультурной среды развития детства, выявление тех факторов этой среды, которые активно воздействуют на детей – от социально-культурной ситуации социума в целом до различных макро- и микросред, в которые включен современный ребенок.
В культурно-досуговой сфере идет процесс возрождения обычаев и традиций народа, поскольку через них передается опыт и практика народной мудрости. В последнее время интенсивно идет процесс возрождения народных промыслов и ремесел таких как национальное шитье, вышивка, поделки из бересты, дерева, украшения из кости, серебра, золота, железа; рыболовство, коневодство, животноводство и др. А Указы Главы Республики Саха (Якутия) о проведении национального праздника Ысыах» (1990), об учреждении Дней Матери (1998), Отца (1998), родного языка и письменности (1998), Олонхо (2006), Хомуса (2011), Охотника (2012), Народного мастера (2012) способствуют внедрению ключевых идей героического эпоса олонхо в современных условиях. Таким образом, морально-этическая, философско-эстетическая составляющая олонхо как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности народа саха способствует формированию этнокультурной и гражданской идентичности личности ребенка; обеспечиваются развитие и саморазвитие личности каждого ребенка в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих.
Основное содержание физкультурно-оздоровительной сферы социума составляют систематическая работа по пропаганде здорового образа жизни среди населения и физическое воспитание подрастающего поколения, при этом должное внимание уделяется повышению эффективности процесса физического воспитания путем эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий. Непрерывность воздействия на эмоциональную сферу детей и взрослых достигается распределением физических и эмоциональных нагрузок в течение года. Например, январь, февраль – товарищеские матчы по пятиборью (волейбол, баскетбол, настольный теннис, шашки, шахматы); март – вечер спортивной славы; апрель – зимние игры в воздухе (например, хомуур хапсагай); май – праздник спорта и искусства; июнь – национальные виды спорта; июль, август – индивидуальная физическая нагрузка (косьба, сенокос); сентябрь – день здоровья; октябрь – семейные спортивные соревнования; ноябрь, декабрь – настольные национальные игры. Торжественность ритуалов праздников усиливают эмоциональное воздействие, облагораживают спортивный дух, которые в свою очередь способствуют взаимопониманию, взаимоподдержке всех участников.
Взаимодействие в системе взаимосвязи воспитания в тёлбэ нацелено на увеличение возможностей микросоциумов (семья, соседи, родственники, детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, государственные учреждения, общественные организации и др.) в воспитании и социализации детей.
В основе системы – взаимоотношения людей, возникающие в процессе воспитательной работы. Особенность системы, отличающая её от других и в то же время вызывающая наибольшую трудность, заключается в том, что основные цели и задачи всех слоев жизнеобеспечения села сосредоточены в воспитательной работе. Системность прослеживается во взаимоотношениях людей в процессе создания условий в жизнедеятельности общества. Следовательно, система воспитательной работы должна быть взаимосвязанной.
Система взаимосвязи воспитания строится на принципах взаимного согласия. Основные положения системы взаимосвязи воспитания: взаимопонимание, совешательность, взаимопомощь, взаиморазвитие, взаимодействие. Взаимодействие – высшая ступень, достижение которой является одной из основных целей. Для достижения взаимодействия необходим гораздо более долгий срок. И здесь основой для организации деятельности могут стать: во взаимодействии с семьей – утверждение нового в обучении и воспитании детей, педагогическое образование родителей; во взаимодействии школы, детского сада и тёлбэ – нацеливание всех слоев тёлбэ на воспитание и социализации детей; во взаимодействии школы и детского сада – подготовка детей к школе.
Организационно-педагогическая деятельность проводится в четыре основных этапа. 1 этап – подготовительный, охватывает два года. Второй этап – формирующий, проводится три года. Третий этап – основной, продолжается пять лет. Четвертый этап – завершающий, длится два года.
Во взаимодействии микросоциумов тёлбэ большую роль играет осмысление всей проблемы в рамках методологии социально-педагогического проектирования. Как показывает наш опыт экспериментальной работы, логика проектирования организации взаимодействий должна включать четыре этапа.
Разработка методологической схемы построения системы этнокультурных взаимодействий, проектирование педагогического содержания способствуют технологизацию инновационного процесса и внедрению их в жизнь.
I этап. Разработка методологической схемы построения системы этнокультурных взаимодействий:
1.Выделение инновационного поля взаимодействия школы и среды.
2.Определение социокультурной ориентации, т.е. взаимосвязь, взаимодействие, сотрудничество ученического, родительского, педагогического, общественного звеньев социума.
3.Концептуализация социокультурной ориентации. Осмысление социально-педагогических функций с позиции национальных принципов образования, общих позиций современной педагогической теории, народной педагогики и достижений педагогической практики. Организационно-педагогическая деятельность может иметь несколько направлений. Например, школьное образование, педагогизация родителей и общественности, медицинское, правовое, экономическое образование родителей, индивидуальная работа с семьей и т.д.
4.Выделение главного в проблеме. Это – сотрудничество всех звеньев социума в воспитании детей, любви и уважении к родным и близким, в гуманном отношении к окружающим.
5.Разработка методологической схемы построения системы этнокультурного взаимодействия. Это – уточнение содержания школьного образования, развитие ребенка по возрастной периодизации, планирование процесса, сотрудничество школы с учреждениями и организациями тёлбэ на договорной основе.
II этап. Проектирование педагогического содержания.
- Концептуализация идей построения содержания этнокультурных взаимодействий. Это – организация творческих групп по возрастным категориям; разработка образовательной модели семьи, детского сада, школы, микросоциума; разработка критериев для определения социально-педагогической значимости семьи; разработка модели выпусника детского сада и школы.
- Проектирование педагогического содержания – выбор вариативности учебных планов, уточнение, дополнение учебных дисциплин; разработка учебных программ (для вновь вводимых предметов), профильных классов в третьей ступени школы; разработка форм внеклассной работы в соответсвии инновацией; разработка программы внешкольной спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, экологической работы в социуме.
III этап. Технологизация инновационного процесса.
1.Авторский подход к инновационному процессу. Это – авторские учебные программы, программы внеклассного и внешкольного процесса.
2.Проектирование организации инновационного процесса этнокультурных взаимодействий, которые имеют различную направленность, отличаются содержанием и структурой. Весь процесс состоит из самостоятельных блоков, которые рассматриваются во взаимном контексте, в связях друг с другом. Это позволяет увидеть весь процесс участия звеньев социума в решении поставленных задач.
3.Построение и разработка «отдельных воспитательных процессов». Работа идет с целевой, содержательной, структурной и организационной привязкой к общему инновационному процессу и завершается паспортизацией данных процессов.
4.Подготовка материалов и педагогических средств для осуществления «отдельных воспитательных процессов» предполагает создание конкретных фрагментов учебного материала, внеурочных, внеклассных, внешкольных воспитательных мероприятий. Конечный продукт процедуры – это конкретные планы, сценарии, которые должны быть воплощены в практику.
IV этап. Внедрение их в жизнь.
1.Первоначальная проверка проектных разработок.
2.Формирование у организаторов социально-педагогического опыта.
3.Распространение опыта.
Чтобы обеспечить социализацию личности ребенка, активное и целенаправленное участие населения в учебно-воспитательном процессе школы организуются творческие группы взрослых и детей. Творческие группы организуют воспитательную деятельность на основании трехстороннего договора о взаимопомощи. В творческую группу входят, с одной стороны, родители, как участники образовательного процесса, с другой стороны – специалисты договорных учреждений и с третьей стороны – группа детей различных возрастов. Данные группы работают с сроком 1-2 года на договорной основе. Группой руководят педагоги. Там же составляются программа и план деятельности.
Содержание взаимопомощи: учреждение принимает участие или оказывает посильную помощь в основных мероприятиях ступени, а дети знакомятся с работой учреждения или организации и оказывают взаимную помощь. Основные положения взаимопомощи: социализация детей в условиях, приближенных к реальной действительности, учет возрастных особенностей детей при организации взаимодействия.
При взаимодействии семьи-детского сада-школы-учреждения социума наиболее эффективная деятельность, с учетом возрастных особенностей детей, формируется в творческих группах. Основная цель деятельности творческих групп: социализация детей и приобщение всех микросоциумов телбэ к развитию и воспитанию детей, т.е. “воспитание всем миром”. Содержание деятельности творческих групп – это планирование работы, организация мероприятий для деятельности детско-взрослых сообществ и анализ проведенной работы. В творческую группу входят семья (родители), детский сад или школа (педагог), учреждение телбэ (предстваитель договорных организаций).
Важную роль в системе воспитания посредством “всем миром” играет педагогизация населения по четырем направлениям:
1.Этнопедагогика: морально-этические, духовно-нравственные ценности олонхо, т.е. это – идеал мужчины и женщины героического эпоса олонхо, поклонение к верхним божествам айыы, бережное отношение к окружающей природе, методы и приемы воспитания девочек и мальчиков, привитие исконных нравственных обычаев, норм морали племени айыы и трудовых навыков и т.д.
2.Психология: взаимоуважение людей племени айыы, уважение к старшим, учет психологических особенностей людей племени айыы и абаасы, привитие положительных эмоций и т.д.
3.Медицина: обычаи и традиции саха в укладе жизни, т е. это – изучение детской физиологии, методы, способы и приемы физического развития детей, обустройство здорового образа жизни и т.д..
4.Правоведение: ознакомление с новыми законами и изменениями в законодательстве, соблюдение закона и соотношение своих поступков с поступками героев эпоса, этническая самоидентификация и т.д.
Таким образом в системе взаимодействия совместный труд является одним из ведущих факторов. В процессе совместного труда всех микросоциумов формируются мровоззрение, отношение подрастающего поколения к людям, труду, общественным явлениям, природе. В педагогически организованном микроклимате социума происходит становление личности ребенка.
Литература
1.Чехордуна Е.П. Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского тёлбя (села) в воспитании и развитии детей/ Е.П.Чехордуна; М:во образования Респ. Саха (Якутия). –Якутск: Бичик, 2002.- 88 с.
Bibliography
- Chehorduna P. Pedagogical and ethno-cultural intergation of the microsocieties Yakut Telba (village) in the upbringing and development of children/ E. P. Chehorduna; Ministry of education Resp. of Sakha (Yakutia). –Yakutsk: Bichik, 2002.- 88 p.