Социализация младших школьников в сельском социуме

9 мая 12:51

   Актуальностью данной статьи является выявление решений проблемы социализации младших школьников в сельской местности.

   Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 7 до 10-11 лет. В этом возрасте происходит психологическое и физическое развитие ребенка: меняется вид деятельности, социальное положение в коллективе и в семье. Основной ведущей деятельностью ребенка становится обучение, важнейшей обязанностью- приобретение знаний и учение. Игровая деятельность отходит на второй план: на игру отводится меньше времени, содержание игр зависит от школьной жизни, а партнерами становятся одноклассники.

    По мнению многих ученых, интересы младших школьников поверхностны (В.В.Давыдов), неустойчивы (А.А.Люблинская), недолговечны (С.Л.Рубинштейн), ситуативны (Н.Г.Морозова). И по мнению В.В. Давыдова, познавательный интерес младшего школьника ярко выражен, который основывается на интуитивном принятии ценности знания. 

    Ребенок в этом возрасте самостоятельно контролирует собственное поведение, свои намерения, действия и появляются первые предпосылки оформления мотивации достижения успехов за счет увеличения прилагаемых усилий. Начинает понимать, что в жизни самое важное, к чему можно стремиться и каких ошибок не допускать. 

    С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности и цели в жизни: слушаться и выполнять все требования учителя; получить хорошие оценки; стать лучшим в классе и меть определенную роль в нем. Удовлетворение потребности быть хорошим учеником в учебной деятельности от ребенка требует усердия в учебе, в развитии речи, психики, личности.

    Вместе с этим у младшего школьника появляется процесс усвоения социального опыта-межличностные отношения со своими сверстниками и учителями. На протяжении всего учебного процесса это взаимодействие имеет определенные закономерности развития.

    Социализация личности происходит под влиянием социума. Первым социальным институтом для ребенка является его семья. Родители в семье закладывают первые определения ценностей, правила и нормы поведения, воспитывают его и обеспечивают условия для удовлетворения его физиологических потребностей. При поступлении ребенка в школу, меняется его вид деятельности, распорядок дня и социальная роль. Появляется  влиятельный взрослый, носитель социальной роли- учитель. Он является важнейшим центром социализации ребенка, который оказывает влияние на приобретение знаний, умений и навыков, на взаимодействие со своими сверстниками. Существенным фактором, влияющих на социализацию и развитие ребенка в школе, является доверительное отношение к ребенку взрослого- учителя и возможностях ученика.

      У младших школьников не сразу формируется правильное отношение к обучению, так как его влечет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, не имеющим обязанностей, живущим в свое удовольствие. С другой стороны, ему важно стать учеником, самостоятельным, трудолюбивым и ответственным за свои поступки. Для того, чтобы у ребенка было правильное отношение к учению, учитель должен внушать мысль, что учение-серьезная, напряженная работа и очень интересная. Что школа- место, где можно узнать много нового, нужного и важного.

       Школа является социальным институтом, где охватывается три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст, подростковый и раннее юношество. Во всех этих этапах жизни ребенка, школа развивает его личность, помогает в социализации, привлекая возможные методы педагогики и психологии. Именно школа является основной моделью социального мира для ребенка: школьный опыт помогает освоить законы, по которым живут взрослые; учит способам существования в этом обществе. Перенимание этого опыта происходит не только на уроках, но и в атмосфере жизни школы.

      Перед школой, как института социализации, стоят такие социально-педагогические задачи:

  1. Освоение учащимися нормативного поведения;
  2. Построение своего личного отношения к нормам и ценностям поведения.
  3. Усвоение социальных ролей жизнедеятельности взрослого.

     Целью социализации учащихся является воспитание и развитие грамотной личности, осознающего собственную ответственность и способность планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

      В школе учитель работает над проблемами общения детей не только на уроках, но и на классных часах, на праздничных мероприятиях, на уроках дополнительного образования. Развивающие игры, формы внеурочной деятельности, тоже развивают уровень культуры общения, нормы поведения, что способствуют ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Обучаясь, ребенок накапливает социальный опыт только тогда, когда учитель в своих уроках включает жизненные ситуации, вызывает личную заинтересованность к его деятельности, поддерживает в трудную минуту. Учителю важно создавать благоприятные, эмоционально-комфортные условия в классе для социализации ребенка.

       Сельская школа определяется как совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей, решающих задачу базового общего среднего образования. Социализация учащихся сельской школы проходит с учетом ограниченного социально-культурного пространства, которые имеют огромное влияние на процесс социального становления личности ребенка. 

      Социализация в таких школах имеет свои особенности, обусловленные спецификой учебно-воспитательного процесса, с учетом влияния сельского социума: 

  1. Создание социально-образовательной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей каждого учащегося;
  2. Рациональное распределение учебного и свободного времени для повышения уровня общего развития ребенка;
  3. Спланированная работа с родителями, которые являются непосредственными участниками учебного процесса;
  4. Реализация преемственности в обучении и воспитании на всех ступенях образования.

   С целью выявления характера взаимоотношений между учениками, нами было проведено анкетирование и диагностика по методике Г.А.Цукерман «Рукавички». В исследовании принимали учащиеся 1 класса МБОУ «1-Кюлятская СОШ имени П.А.Павлова» (сельская школа), в количестве 10 учеников.

Межличностные отношения

    При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно выделить три этапа:

— изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено. В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений;

— изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;

— определение отношения учащихся к значимым людям. Можно предложить использование ЦТО (теста цветовых отношений Эткиндо), модифицированного цветового теста Люшера.

    Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.  

     Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

      Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

       Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел?

      По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

     Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений:

— социовалентность (степень включенности во взаимоотношения);

— статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии.

   Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.

 

Результат анкеты

«Межличностные отношения в классе (Посажу за стол)»

 

Выби

раю

щий

Выбираемый

число взаимных выборов

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

У9

У10

Ученик 1

+

+

+

+

+

+

+

7

У2

+

+

+

+

+

+

+

+

7

У3

+

+

+

+

+

+

+

+

7

У4

+

+

+

+

+

+

+

5

У5

+

+

+

+

+

+

+

+

7

У6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

У7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

У8

+

+

+

+

+

+

+

+

7

У9

+

+

+

+

+

+

+

+

7

У10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

 

 

    При выявлении отношений в классе, мы выбрали вариант 1. Предложили ребенку бланк с изображением стола и стульев и предложили посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.  

     Пришли к выводу, что у учащихся взаимоотношения хорошие. Число взаимных выборов высокое, отрицательных взаимных выборов- отсутствует.

Технология «Рукавички» Г.

Установка исследования: исследование взглядов детей с ровесниками и коммуникативных умений. удаленные с бумажки рукавички (по численности участников), трое многоцветных карандаша. способ оценивания: мониторинг за взаимодействием детей, функционирующих попарно и анализ результатаХод работы: прокладывается в варианте игры. Дети с бумажки вырезают рукавички с разнообразными не закрашенными узорами. число пар рукавичек соответствует числу пар участниковДетямсидящим парамидают каждому по одному отображению рукавички и просят украсить их одинаково, дабы они собрали пару. Дети сами могут выдумать узор, но первоначально им нужно условиться между собой, экий рисунок они будут рисоватьКаждая пара учащихся приобретает изображение рукавичек в виде контура (на правую и левую руку) и одинаковые комплекты многоцветных карандашей.

      Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла и как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся)

    Уровни оценивания:

1.Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия, нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый рисует свое.

2.Средний уровень: сходство частичное- отдельные признаки (цвет, форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.

      По данной методике, у детей выявили средний уровень взаимоотношений. Некоторые дети не смогли договориться, работали сами, не смогли попросить помощи у сверстника. В итоге, работа получилась разной и эмоциональное отношение получилось отрицательной. Это может сказаться от последствий настроения ребенка или эмоционального отношения к партнеру по работе.

Изучение отношений детей со сверстниками

 

уровни оценивания

продук

тивность

умение догова

риваться

контроль

помощь

эмоции

Ученик 1

У2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокое

У3

У4

+

+

+

+

+

+

+

+

 среднее

У5

У6

+

+

+

+

+

+

низкое

У7

У8

+

+

+

+

+

+

+

+

среднее

У9

У10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокое

 

     Таким образом, у младших школьников есть проблема взаимоотношений между собой, проявляется неуверенность в себе и это мешает развитию интереса к учебе. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия.

       Заключение.  Описание исследуемого класса всего в классе 11 учеников. 6 девочек и пять мальчиков. В целом отношение между ними положительной динамики. Формирование личности -это итог направленного воспитательского влияния на личность, со стороны школы, семьи, друзей, коллектива и большинства других социальных факторов. Социализация личности- это долгий процесс усвоения общественного навыка человеком. проработка социальных норм, правил, установок, ценностей, неотъемлемых данному обществу или общественной группе. значительным средством социализации младших школьников является общее действие школы, семьи и общества. эдикт начальной школы направлена на формирование морально-нравственного развития личности ребенка, социально открытого уклада школьной жизни и увеличения педагогической культуры родителей. 

Педагогическая культура родителей — это действенный фактор духовнонравственного развитиявоспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни в сельской местности представляет собой одним из главных частей нравственного воспитания и социализации ребенка

  •                                       

 Ссылки на источники:

  1. Зарецкая И.И. Инновационный подход к управлению процессом социализации через новые функции воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015 .-  №6.-С.6-12.
  2. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е.  Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика: научно — теоретический журнал.- 2016.-№1.- С. 36-45.
  3. Прохоров А.О., Афанасьев П.Н. Риски социализации и психологической безопасности образовательной среды школы // Филология и культура. – 2017. — №4. – 236-243.
  4. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Все для учителя. – 2015. — №8. – С. 3-9