ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ДЕТЬМИ ТНР (с тяжелыми нарушениями речи)»

12 июня 5:55
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых познавательных знаний. Одним из видов такого полхода является проектная деятельность. Опытные педагоги республики активно используют проектные технологии, но, к сожалению, в коррекционных школах республики наблюдается крайне мало. В связи этим автор данного доклада осмелилась разработать организацию проектной деятельности в младших классах.



Проектная деятельность нового поколения определяет педагогическую ценность ученического проекта:

  • возможностью осуществления силами данного ученика или группы;
  • в основу для нового проекта служит содержание в нем новых проблем, которые могут изучить школьник в первое время с помощью взрослых и родителей;


— развитие в ученике новых навыков, умения работать над данным проектом.



Организация   проектной   деятельности   в   данной   школе-интернате проблематична из-за того, что наши дети — с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи разных уровней, с задержкой психического развития, выход из алалии). Поэтому у младших школьников недостаточно сформирован лексико-грамматические конструкции, несовершенен синтаксический строй речи, бедный словарный запас, не способны еще воспринимать основную идею занятий. Потому хочу обратить внимание на некоторые методы и приемы проведение в коррекционно-развивающей работе.



Организация проектной деятельности в коррекционной школе с детьми ТНР значтельно отличается от подготовки учащихся общеобразовательных школ. Перед педагогом предстоит долгая кропотливая коррекционно-развивающая работа. Учитывая состояния и уровень его развития, подготовительная работа предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром, и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, трудовое и художественно — эстетическое воспитание и развитие. По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осозновать, что каждя вещь имеет значение». В связи с этим воспитатель активно проводит с детьми разного рода игр.



Большое значение коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений. Дидактическая игра — средства обучение, поэтому она может использоваться как на уроке и так и воспитатеьных часах.



Словарный запас детей с ТНР существенно пополняется в ходе в коррекционных занятий, на которых значительное место отводится на различные игры. Для активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры. В любой такой игре решается определенная мыслительная задача, т.е. одновременно корректируется как речевал, так и незнавательная деятельность. Это чрезвычайно важно для детей с ТНР, если учесть специфику их познавательной деятельности. Словесные игры и упражнения следует проводить не только на специальных коррекционных занятиях, но и на прогулке, экскурсиях, развлечениях, конкурсах. Они значительно обогатят экскурсию, помогут проанализировать и запомнить увиденное, зрительных впечатлений облечь в словесную форму.



Использование подвижных игр следует рассматривать движение как фактор развития речи. Движение способствует познанию окружающего мира, их оздоровлдению, развитию интеллекта речи. Ребенок постигает окружающий мир через действия. Педагоги пришли к выводу, что подвижные игры развивают следующие качества: сообразительность, координацию движений, координацию внимания, выразительность речи, навыки общения, связной речи. Подвижные игры помогают легко заучивать стихи тексты способствуют развитию памяти.



Работа с детьми ТНР одно из ведущих мест занимают задания на составление предложений с заданным словом и конструирование предложений при помощи наглядных пособий.



Для преодоления трудностей в речевом высказывании рекомендуется использовать ряд приемов:



— пересказ по готовому образцу



— составление плана рассказа при помощи картинок



— рассказ по опорным словам, картинок.



Одна из важнейших условий коррекции речи является организация их речевой практики, в которой ведущий роль отводится самостоятельной речевой деятельности ребенка. Умение участвовать такой формы речевого общения, как диалог — одно важнейщих проявлений коммуникативных способностей. Диалогическая речть — наиболее естественная форма общения. Так как стимулом для диалога служит желание что то сказать, что то узнать о предметах и явлениях окружающего мира.



Одна из важнейших задач при коррекции речевой деятельности речи детей ТНР совершенствование регулирующей функции речи. С этой целью можно использовать занятия по изготовлению поделок. Дети придумали макеты спутников, макет ракеты к проекту «О космосе», «Мое любимое животное» поделки фигур животных из пластилина. Дети рассказывают процесс работы, описывают образец изготовляемой поделки, затем следует перечисление всех операций, и наконец, к завершению воспитанник дает отчет о выполненной работе, в речевом высказывании.



Большое влияние на речевую активность детей с ТНР оказывает похвала. Каждое занятие приносить ребенку радость, воспитатель использует словесную похвалу. Следует так проводить игру, чтобы дети осознали, для чего она нужна, что нового узнали, чему научились.



Поэтому речь не идет о полноценных проектах, выполняемых учащимися самостоятельно. Возможен проект, но будут лишь элементы проектной деятельности. Работа может иметь фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой.



Принимая во внимание особенности развития речи детей авторы считают целесообразным использование практических, социальных проектов, которые помогают им понять окружающий мир, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать.



Социально-практические проекты написаны нами на тему: «Мы — друзья птиц». Под моим руководством выявили проблему. Во дворе интерната нет ни одной кормушки для зимующих птиц, а зима у нас длинная и холодная. Вот стали дети изучать, какие птицы зимуют у нас, чем они питаются, где живут, чем кормить, чем нельзя. Затем обратились к родителям, родственникам, чтобы помогли смастерить кормушки. Наконец, кормушки готовы и развесили во дворе интерната на деревьях. Результат был оформлен.



Следующий социальный проект «Мое любимое животное». Все дети имеют дома домашних животных: и кошек, и собак. Они с удовольствием рассказали, как их любят, что они друзья людей и их нужно защищать. Дети сами выявили проблему — защищать животных, потому что они наши друзья, смогли сформулировать выводы.



Один из учеников нашей группы Макаров Денис, оказывается, давно интересуется и изучает динозавров с помощью отца. Он их легко лепит из пластилина по периодам их развития, его рассказ с большим интересом и удивлением слушали одноклассники. Успешно прошла презентация «Мое любимое животное — динозавр», где присутствовала бабушка Дениса Елена Николаевна.



Вот мы учимся уже в пятом классе. Дети подготовлены, хорошо читают, понимают прочитанное, отвечают на вопросы, составляют правильное речевое высказывание.



Мы обратились под моим руководством к социально-познавательному проекту «Красная книга Якутии».



При выборе темы, прежде всего, надо учесть интересы детей. Они уже
имеют маленький опыт по разработке проекта. После просмотра фильма о Красной книге Якутии, о природе родного края, о животных, птиц, растений школьники определились о выборе животных и птиц занесенные в красную книгу Якутии. Таким образом, ученик Винокуров Семен работал над проектом «Розовая чайка», Петров Айал успешно защитил свой проект «Белые медведи», У Макарова Дениса получился интересный проект «Стерх». Презентация прошла в школе, дети устно защитили свои проекты.



Актуальность проекта проявляется в том, что формирования умений, знаний и навыков на развитие личности, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.



Цель:

  • познакомить учащихся Красной книгой Якутии, содержащей сведения о редких, исчезающих животных, птиц, изучить меры по сохранению окружающей среды, создать ситуацию успеха для учащихся, вызвать положительные переживания и способствовать повышению познавательного интереса, осознать себя как гражданина своей Родины. Задачи: развивающая
  • сбор материалов из разных источников самостоятельно, выбрать из них самое главное и самим обрабатывать, анализировать, делать выводы:
  • строить правильное речевое высказывание, умение общаться со взрослыми. воспитывающая


—   любовь к родному краю, воспитание красоту чувств, экологическую культуру. образовательная

  • продолжение формирования знаний о Красной книге Якутии, редких и исчезающих животных, птиц, растений, узнать о заповедниках, заказникахоб их значениях.


Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:

  • направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельности;


— характеризируется   наличием   системности,    последовательности, доступности, самостоятельности и активности.



На каждом этапе проектной деятельности мы имеем возможность плодотворной работы об эффективности которой можно судить по степени развития универсальных учебных действий (УУД), отслеживая такие показатели развития качества как:

  • умение договариваться находить общие решения;
  • умение с вопросов получать необходимые сведения от сверстника по проекту;
  • способствовать адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха;
  • умение решать проблемы и задачи;
  • развитие личностных    качеств (самостоятельность, ответсвенность, исполнительность, доброжелательность, взаимодействие со взрослыми);
  • умение монологической речи;
  • умение преодоления страха перед публикой.


Таким образом, продуманная коррекционная развивающая работа с детьми ТНР приносит свои плоды в организации проектной деятельности.



Роль воспитателя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Цель воспитателя поддерживать детей, помогать, но не подсказывает, не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, т.е. консультирует и корректирует действия  обучающегося. Наконец, хочу поделиться опытом.



Мои методические рекомендации:

  1. Работать творчески.
  2. Использовать в опыте личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
  3. Не делайте за воспитанника, если он может работать самостоятельно.
  4. При этом обучать детей, развивать мышление способность добывать информацию самим, умение анализировать, классифицировать получамую ими информацию.
  5. На современном занятии должны использоватся новые формы задания: проанализируйте, докажите (объясните), создайте схему или модель обобщите, сформулируйте, оцените, исследуйте, придумайте, сделайте выводы.


В заключении хочу отметить, что моя работа с группой показывает. что проектная деятельность может успешно применяться с младшими школьниками и выступать инструментом формирования жизненных компетенций. Дети понимают, что навыки и умения пригодятся в дальнейшей жизни, учебе, проектная деятельность готовит обучающегося социальному взаимодействию, совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует, приучает человека рассуждать.



Формирование жизненных компетенций длительный процесс, все зависит от того, какие методы будут применять педагоги.



 



Литература

  1. Млекопитающие. Энциклопедия для любознательных, М., 2015 г.
  2. Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Бичик, 1999 г.
  3. Иллюстрированный атлас Республики Саха (Якутия). Якутск, Бичик, 2012
  4. Лалаева Д.И. Логопедическая работа в коррекционных школах: Кн. для логопеда. — М.; Гуманит. изд. центр Владивосток, 1999 г.
  5. Гальперштейн Л.Я Моя первая энциклопедия: науч.-поп. издания для детей — М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС», 2010.
  6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000 г. №7.