Некоторые подходы по организации проектной деятельности для детей с нарушением слуха

1 июня 3:23
 

 УДК 376.3(075.8)


 

Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится каждым днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования. Пришло время, когда бурное развитие общественных наук поставило вопрос о внедрении новых технологий в процесс воспитания и образования, с целью социальной адаптации слабослышащих детей в мир социума. Это необходимо как для дефектологии, так и для педагогики.

Практика показывает, что формирование морально-нравственных и этических качеств личности слабослышащих детей – одна из наиболее сложных проблем в сурдопедагогике. В исследуемой литературе мало отражен вопрос об оказании помощи в развитии выше указанных качеств личности у слабослышащих детей. Ребёнок с нарушенным слуховым анализатором не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами. Поэтому, поиск эффективных форм организации педагогического сопровождения с целью социальной адаптации слабослышащих детей в социуме подводит к решению ряда задач:


  • формировать моральные, нравственные, этические качества личности слабослышащего школьника;
  • воспитывать культуру чувств и поведения;
  • расширять кругозор;
  • обогащать словесную речь;
  • развивать слуховое восприятие.

Чтобы повысить качество подготовки учащихся с потерей слуха к самостоятельной жизни в современном обществе, мы опираемся на возможности их саморазвития. Иными словами, в основе развития ребенка с недостатками слуха лежат не только внешние факторы, коррекционные воздействия, но и внутренние закономерности, глубинные стремления, личностные установки. Театрализованная деятельность помогает развиваться  детям именно в том направлении, которое укрепляет внутреннюю позицию ребенка, формирует его самооценку и жизненные приоритеты.  Она создает благоприятные условия для: возникновения мотива высказывания; активизации живой речи, развития эмоциональной сферы ( через знакомство с чувствами и настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения;  и др.); речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, выразительности речи); самовыражения и самореализации.

          Значимость  этого направления  нацелило нашу творческую группу (Сидорова М.С, Григорьева А.М,. Иванова Л.И, ПрядезниковаМ.А, Иванова М.В, Апросимова М.А)  на выбор проектной деятельности  «Использование театрализованных представлений как средство развития коммуникативных  и творческих способностей детей с нарушением слуха».Проектную деятельность  направили  на тесное сотрудничество педагогов, учащихся, родителей  на развитие личности детей, их творчества. Началом работы над проектом стал праздник, посвященный приходу зимы «До свидания, осень! Здравствуй, зима!»

Был  написан и утвержден сценарий, охватывающий максимальное количество детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Если дети подготовительного класса подготовили танцевальные номера, то дети других классов уже выступали  с разными ролями. Это и Листья, Дождь, Осень, Туманы, Девочка с зонтиком. Театральная постановка по мотивам ненецкой сказки «Кукушка» была выбрана неслучайно. 2013 год в нашей Республике был посвящен году Арктики. Запланировали большую подготовительную работу. Это знакомство с текстом сказки, смотр мультфильма, драматизация сказки в классах, беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам. Подготовка декорации, костюмов, атрибутов, музыкального сопровождения.

     Разрабатывая сценарий, опирались на оригинал сказки,  дополнили диалогами, стихами о родной природе, украсили северными танцами. Изюминкой проекта стала совместное выступление детей и учителей. Прозвучали из уст участников стихи на якутском и русском языках (Сидорова М.С. и Васильева О). Эмоциональное выступление  главной героини кукушки (Григорьева А.М) незабываемо. Каждая ее реплика, мимика поддерживала  главных героев (Архипов А., Свинобоев К., Бутенко В.).

Настоящим украшением постановки стали северные танцы в исполнении Уваровской М., Саввинова Э., Филиппова А.

       Новый учебный год начали с театрализованного представления сказки «Мешок яблок» В. Сутеева. 87% детей приняло участие в этом проекте. Каждый участник готовился к представлению со всей ответственностью и серьёзностью. Сюжет сказки был сложным, но дети справились с ролями.  Они старались передать характер и настроение своего героя, старались говорить внятно, выразительно. Зрители и сами участники остались довольны представлением.

          По сравнению с предыдущими работами у детей наблюдались активность в общении; повышение  сценической культуры; повышение уровня развития эмоциональной сферы.  Помимо всего этого совместная  работа старших учащихся с младшими  имела  много положительного:  дети стали более организованными, дисциплинированными,  ответственными за свою роль. Можно отметить, что участие ребёнка  в представлении помогает ему преодолевать страхи, комплексы, способствует развитию мышления, потребности анализировать свои действия и действия других детей, расширяет кругозор, повышает самооценку ребёнка. В театральной игре многократно повторяется необходимая фразеология и выражения речевого этикета: будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю вас, извините, я нечаянно толкнул вас и т.п., это благотворная платформа для социализации слабослышащих школьников. Сценическая деятельность слабослышащих детей предполагает владение учащимися навыками правильного ведения диалога, умение слушать себя и окружающих, логически верно произносить стихотворный текст, соблюдать ритмико-интонационные оттенки речи, артистично произносить заученное, вести себя на сцене раскованно и непринужденно. Театрализованные игры  помогают детям преодолевать трудности в других  видах деятельности.

Все что происходит во время игр-драматизаций, театральных сценок, пронизано общей идеей сотрудничества. Чтобы театрализованная деятельность приносила положительный результат, а также не потеряла интереса в глазах детей, необходимо учитывать следующие аспекты в работе:


  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • дифференцированно подходить к выбору ролей, привлекая самих детей;
  • производить подбор литературы, адаптировать с целью принятия и понимания ее детьми, вызвать у детей интереса к ней;
  • создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей;
  • привлекать к сотрудничеству родителей.

Театральная педагогика стимулирует учебную, познавательную, артистическую и естественную речевую деятельность, оказывает преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу. Посредством театрализованных игр школьники осваивают довольно высокую культурно-просветительную нагрузку: овладевают нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира и т.д.

Театрализованная деятельность – это свободное пространство, где играющий ребёнок чувствует себя в безопасности и лишается многих своих страхов, что иногда переходит и в обычную жизнь, на чем, собственно, основан психотерапевтический метод. Ребёнок самоутверждается – т.е. отстаивает перед миром свое “Я”, и это не зависит от того, окажется ли ролевой опыт успешным или нет, при условии его достаточной продолжительности и интенсивности он все равно закрепляется за данной личностью в качестве поведенческого образа.

Практика на деле показывает, что использование театрализованной игры в различных её формах даёт положительные результаты как в формировании познавательной, двигательной, так и в развитии эмоциональной сферы. Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы ведёт за собой действие игры, они (театральные игры) могут использоваться в обучении слабослышащих воспитанников в качестве пропедевтического этапа в формировании навыков сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.

Огромную поддержку  во всех наших выступлениях  оказали наши родители. Красочные неповторимые костюмы героев, атрибуты, декорации – это работа их рук.  Участие родителей в проекте позволило им лучше понять своего ребенка, труд учителей.

Опыт работы показал, что театрализованная деятельность  является эффективным средством развития и коррекции не только  коммуникативных способностей у детей младшего школьного  возраста, но и коррекции их поведения. Из всего выше написанного можно сделать вывод о том,что только специально организованное, целостное образовательно-воспитательное воздействие может обеспечить активизацию сохранных анализаторов неслышащего ребенка, компенсацию его сенсорных недостатков, раскрытие позитивных свойств личности, ослабление и преодоление негативных последствий нарушения слуховой функции в сфере психической регуляции и межличностных отношений.

 Список использованной литературы:


  1. Заболтина В.В. Театрализованные игры — средство эмоционально-нравственного воспитания детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 7 – С. 70 – 74.
  2.   Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха //  Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов: Материалы международной научно-практической конференции (заочной): В 3-х ч. Ч. 3. – Шадринск, 2006. – С. 140-148.
  3. Рау Ф.Ф., Бельтюкова В.И. Устная речь глухих и слабослышащих.–М:Просвещение, 1965
  4. Васюкова Н. Развивающий потенциал игр-драматизаций// Детский сад.-2008.-№4-с.36-42.
  5. Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр.- М:школьная Пресса, 2004

 References:


  1. ZaboltinаV. Theatrical games are a means of emotional and moral upbringing of children with hearing impairment // Preschool education.  — 2007. — No. 7 — P. 70 – 74;
  2. ZaboltinаV.  Theatrical game as a means of emotional and moral upbringing of children with hearing impairment // Theoretical and methodological and psychological foundations of the corrective-developing work of psychologists: Materials of the international scientific-practical conference (correspondence): In the 3rd part of Ch. 3. — Shadrinsk, 2006  — P. 140-148.
  3. Vasyukova N. Educational potential of games-dramatization// kindergarten.-2008.-№4-p. 36-42.
  4. Petrova T. I. the Preparation and conduct of theatrical games.- M:school Press, 2004.