ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ САМОДЕЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «ТИР – ТВОРИ, ИГРАЙ, РАЗВИВАЙСЯ»

23 августа 5:42
Слова «дети», «ребенок» тесно связаны со словом «игра». Любой ребенок, играя, развивается, познает мир, учится находить общий язык со сверстниками. В процессе игры происходит социализация ребенка. А если еще и делает игрушку своими руками, то приобретает навыки работы с инструментами, учится отличать свойства материалов. И когда ребята придумывают правила игры, а затем играют сделанными своими руками игрушками, то получают истинное удовольствие.



На уроке технологии учащиеся изготавливают разнообразные игрушки, предметы утвари из дерева. При этом изучают разные породы дерева и их свойства в зависимости от породы (мягкость, твердость, гибкость, ломкость и т.д.). Изучают названия инструментов и приспособлений для работы с деревом. Получают навыки работы с инструментами, начиная с малого. Навыки отпиливания, строгания, полировки, склеивания, соединения деталей игрушек потом помогут парням при взрослой жизни. [1] Воспитывается выносливость в труде. Каждый сделанный своими руками предмет дает уверенность в своей силе, возможности, которые так нужны нашим детям. Есть дети, которые воспитываются в неполных семьях. И эти навыки, элементарного забивания гвоздя, пользования инструментами, такими как коловорот, рашпиль, стамеска, сверло, дрель, могут получить только на уроках технологии. На этих уроках воспитывается хозяйственная жилка, предприимчивость. Развивается художественный вкус, восприятие трехмерного пространства, чувство творца САМ – самостоятельное активное мышление. [2]



В этом учебном году учащиеся совместно с учителем сделали из дерева фишки для игры в конструирование «ТИР – твори, играй, развивайся». Придумали правила и фигуры из фишек. Эти игры не надоедают детям, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Это и есть игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.



Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.



Задачи расположены в порядке возрастания сложности по принципу народных игр: от простого к сложному. Постепенное возрастание трудности позволяет учащимся идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.



Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки была решена задача. Эту задачу можно дать решить ребенку и дома, вовлекая в это и членов семьи. Для этого эти фишки-кирпичики ученик может сделать для себя сам на уроках труда.



Эти игры развивают такие качества, как внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинировать, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки;  пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.



Наша игра ТИР проходит апробацию пятый год. В ноябре 2014 года провели внеклассное мероприятие «Твори, выдумывай, пробуй» в рамках проекта «Играем вместе». В нем приняли участие команды школьников 6, 7, 8, 9 классов нашей школы. Эта игра развивает пространственное мышление, глазомер, моторику кистей рук, ответственность, толерантность, взаимную поддержку, умение работать в коллективе, стремление побеждать, быть успешным. Дает чувство радости от выполненной своими руками творческой коллективной игры.



Очень хочется думать, что, познакомившись с игрой ТИР и попробовав играть со своими сверстниками в школе, затем в кругу семьи, ребята дополнят игру новыми заданиями, придумают новые варианты игры.



 



Литература



 

  1. Рейник В.В. Художественная обработка древесины как средство эстетического воспитания школьников. – Ивановка: МКОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края. 2013. — 66 с.
  2. Сидорова М. М. Формирование положительной мотивации к труду – залог успешной социализации школьников с ОВЗ // От качества педагогической деятельности – к качеству образования, — Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2011. – 120 с.