ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

20 января 6:37
Стремительные изменения в социально-экономический и научно-технический век современного общества выдвигается новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способно­стей, к постановке творческих задач, к позиционному общению в процессе их решения.



Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Действительно, вершинные творения в истории человечества – явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением “творческий человек”, “творческая личность”, “творческий подход к делу”. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.[2] И наверное, стоит согласиться с популярным сейчас в психологии мнением о том, что “любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение”, а также с новыми концепциями обучения, рожденными в недрах гуманистической психологии, которые заключаются в формировании у учащихся умения действовать “здесь и теперь”. О таком обучении, ориентированном на импровизацию, догадку, творчество, писал Дж. Брунер. Об этом говорит в своей последней книге А. Маслоу: “Мы должны больше интересоваться творческим процессом, творческой установкой, творческой личностью, а не только творческим продуктом”.[4]



Школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в среднем школьном возрасте.



Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.[5]



Для развития творческих способностей школьников помогает выявлять и развивать проектная деятельность. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающе­гося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуж­дайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».



Проектная деятельность позволяет выполнять различные самостоятельные работы, стимулирующие мыслительную деятельность, что является основой формирования творческого потенциала личности учащегося, по­зволяющей определиться в выборе будущей профессии.



Так, например, рассмотрим такой творческий процесс как выжигание.



Дерево — весьма прочный материал, и изделия из него служат порой нескольким поколениям. В течение веков могут жить деревянные построй­ки, мебель, утварь. Однако дерево, к несчастью, боится огня, и множество памятников, созданных из дерева и в мировом, и в нашем отечественном искусстве, не дошло до нас.



Поэтому мы не можем в полной мере представить себе весь размах деревянного зодчества на Руси, которую нередко называли «деревянной Русью». Дошедшие до нас памятники отчётливо свидетельствуют о том, что дерево — это материал, способный дать в руках умелого мастера, большое разнообразие и форм, и декорировки изделий. Зодчий и строитель, возводя дома, дворцы и храмы, сооружая крепости, работая топором, вырабатывали самые разнообразные навыки владения материалом и инструментом. Тесать брёвна, заострять их концы для частокола, пригонять одно к другому, выбирать пазы в бревнах, делать связи между ними, рубить избу, «в лапу» — всё это делало руку мастера гибкой, умелой, заставляло его чувствовать живую теплоту, упругость и гибкость дерева, его природную пластичность, красоту древесных слоев.



Не умиляя достоинств обработке дерева резьбой, чеканкой, инкрустацией, насечкой и отдавая должное великолепию народных шедевров, всё же отметим, что не меньшего декоративного эффекта можно достичь и выжи­ганием.



Выжиганием можно украсить многие деревянные изделия: мебель, скульптуру, посуду и различные кухонные принадлежности, игрушки, бижутерию, детали интерьера.



Лучше всего подходит древесина мягких пород. При использовании древесины твёрдых пород рисунок получается рыжим. Точно так же плохо подходит для выжигания и древесина на твёрдых, пористых пород, а также тех пород, в которых твёрдые слои чередуются с мягкими. Не стоит выби­рать для выжигания и тёмную древесину, поскольку на ней рисунок виден плохо. Наконец, лучше не пользоваться при выжигании смолистой древе­сины, поскольку штифт плохо прожигает смолистые слои, отчего рисунок получается неровным и некачественным. Таким образом, лучше всего остановить свой выбор на липе, тополе, ольхе, каштане или груше. Древесина ели, сосны, лиственницы, дуба, ясеня, берёзы или клёна для выжигания подходят мало. Единственным исключением может быть лишь древесина светлых пород дуба.[1]



Древесина для выжигания должна быть без сучков и хорошо отполированной. Здесь можно посоветовать очень простой старинный способ по­лировки древесины. Поверхность доски слегка смачивают водой, затем берут ватный тампон, обмакивают его в меловой порошок и обрабатывают им поверхность. Такую обработку можно повторить 2-3 раза.



От правильного выбора древесины зависит итог вашей работы. Поэтому прежде чем заняться изготовлением задуманной вещи, необходимо получить хотя бы самые общие представления о строении древесины, о её свойствах и пороках, так как иногда именно они придают изделию декоративность и неповторимость.



Работа над выжиганием в отличие от других видов отделки дерева не требует больших затрат и является самым простым способом обработки древесины. Этот вид художественной отделки древесины появился очень давно, но, к сожалению, большой популярностью не пользовался. Это было связано с его трудоёмкостью: первоначально выжигание производилось с помощью раскалённых игл, которые, естественно, быстро остывали. Лишь позже появились инструменты, которые значительно облегчали и ускоряли работу.[3]



Итак, из выше сказанного можно сделать вывод: знание азбуки художественного ремесла, безусловно, поможет делать следующие шаги в раз­витии обработки древесины. И нынешнее поколение сможет сказать своё собственное слово в этой отрасли человеческой деятельности, где громадную роль играет, и будет играть ручной творческий труд, в котором тесно связаны искусство и ремесло в самом высоком понимании этого слова.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Буглай Б.М. «Технология отделки древесины», — М., 1993
  2. Выготский.Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» 1997, с. 6
  3. Даниэл Рэйи «Искусство выжигания по дереву», — М., 2005
  4. Маслоу Абрахам. «Новые рубежи человеческой природы», 1999, с 100
  5. Халперн Дайана. «Психология критического мышления». 2000, с. 453