Новые подходы в обучении предмета «Технология» на примере МБОУ «Майинский лицей им. И.Г.Тимофеева»

24 марта 11:13
Модернизация российской системы общего образования повлекла за собой существенные преобразования в содержании и подходах к преподаванию практически всех предметов школьной программы. Однако содержание предметной области «Технология» практически осталось без изменений. Сначала в 1993 г. предмет «Трудовое обучение» был переименован в предмет «Технология», включающий в себя технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, черчение, а затем позднее, в 1998 г., была разработана Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе, определяющая цели и задачи предметной области «Технология». Рассматриваемая концепция была нацелена на формирование технологической культуры обучающихся, которая предполагала «овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей».



В нынешней системе образования предметная область «Технология» играет главенствующую роль в формировании технологической культуры личности обучающегося. Являясь важным компонентом в системе школьного образования, предмет «Технология» открывает перед школьниками возможность применять знания из разных научных областей на практике и использовать их в проектной, конструкторской и технологической деятельности.



Длительное отсутствие модернизации в предметной области «Технология» привело к тому, что современное содержание предмета не отвечает требованиям постиндустриального общества. Нынешнее содержание учебной дисциплины ориентировано на изучение таких традиционных материалов и технологий производства, как металлообработка, деревообработка, технология обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственного производства. Такое содержание предмета не может отвечать потребностям современного общества, которое нуждается в применении новых технологий и техники. Меняются требования и к будущему специалисту, который будет управлять современными технологическими процессами. Прежде всего от будущего специалиста требуется высокий уровень естественно-научной и математической подготовки, а также владение такими универсальными видами деятельности, как конструирование, моделирование, исследование и управление.



Несмотря на обновленные цели и задачи технологической подготовки школьников, в преподавании предмета «Технология» имеется ряд серьезных проблем, которые нельзя оставлять без внимания. Прежде всего это проблемы кадрового обеспечения учебного процесса. Нередки ситуации, когда в средних общеобразовательных школах уроки технологии проводят учителя совершенно других профилей, которые не заинтересованы в овладении содержанием предметного материала, не владеют методикой преподавания предмета и не обладают необходимыми компетенциями. Такая ситуация приводит к ухудшению качества технологической подготовки обучающихся, а это, в свою очередь, приводит к тому, что обучающиеся не могут на должном уровне выполнить элементарный чертеж детали, произвести технический расчет, изготовить объект труда, предусмотренный образовательной программой, участвовать в олимпиадах по технологии, черчения и компьютерного моделирования. В целом это снижает мотивацию школьников к изучению одного из основных предметов, формирующего знания технологических основ производства, трудовых умений и навыков.



Поставленная Президентом Российской Федерации В.В.Путиным задача инновационного технологического развития страны и создания к 2020 году 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест невозможна без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров. Страна испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих (75% от общего спроса в 2012 году). Кадровый голод по рабочим специальностям составил в 2015 году 800000 человек. О кадровом голоде заявляют две трети предприятий страны. Квалифицированных кадров не хватает практически во всех отраслях промышленности: машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, практически во всей обрабатывающей и легкой промышленности.  Острые кадровые проблемы существуют даже в самых приоритетных отраслях промышленности, в частности в ракетно-космическом комплексе, где сотрудников старше 50 лет -44%, а пенсионного возраста -25%. Рабочих высокой квалификации в России осталось менее 5%, а в развитых странах 45-70%.



ТОП 50 профессий которые будут востребованы в 2030 году требует обновление образовательной программы «Технология».



С развитием САПР и образовательного процесса и на уроках технологии начали использовать компьютерные технологии.



МБОУ Майинский лицей с 2006 года начала использовать компьютерную программу «Компас-3Д» в образовательном процессе во время уроков «Черчение» и «Математика». С 2017 года вводится элементы компьютерного моделирования и конструирования.



Система автоматизированного проектирования родились 60-е годы прошлого столетия, но лишь с бурным развитием вычислительной техники последних двух десятилетий стало возможным создание аппаратных и программных средств машинной графики.



С развитием промышленности в частности Системой Автоматического Проектирования стал вопрос о обучении подрастающего поколения к новым методам проектирования на компьютере.  Рынок САПР неуклонно растет. Руководства предприятий повсеместно начинают осознавать эффективность вложений в передовые информационные технологии.



В мире есть много Систем автоматизированного Проектирования, но мы хотим остановиться сугубо российском продукте компании АСКОН «КОМПАС-3Д».  Почему я остановился на этой системе, назову основные три аспекта: полностью русифицированный интерфейс, простота использования, доступная цена.



В Республике Саха (Якутия) первые программы поступили начале 2005 годов. После этого энтузиастом Новгородовым Александров Васильевичем, учителем Намской улусной гимназии им Н.С. Охлопкова, были проведены первые республиканские олимпиады по компьютерной графике и моделировании.



С 2015 года с началом движения WorldSkills в Республике Саха (Якутия). Наша учебное учреждение активно участвует в этом движении.



МБОУ «Майинский лицей им. И.Г. Тимофеева» выбрала 2 компетенции. Для  этого имеется оборудование компьютерный класс, лицензионная программа Компас 3Д V17 на 10 компьютеров, 2 штуки 3Д  принтера, 10 штук 3Д ручек, 1 – 3Д сканер. Обучение является средством профориентации и основ профессиональной подготовки,  по компетенциям «Инженерный дизайн CAD (САПР)» и «Прототипирование». Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального самоопределения. Данный курс базируется на дисциплинах «Технология», «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ», а также соприкасается с такими дисциплинами как «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Компьютерное моделирование».



Компетенция «Инженерный дизайн CAD (САПР)» также называют «Автоматизированное проектирование» им обозначается использование технологии компьютерного конструирования (CAD – Computer Aided Design САПР – Система Автоматизированного Проектирования) при подготовке виртуальных моделей, чертежей, текстовых документов и файлов, содержащих информацию, необходимую для жизненного цикла деталей, узлов и изделий в целом. Автоматизированным называют проектирование, осуществляемое человеком при взаимодействии с ЭВМ. Степень автоматизации может быть различной, и оценивается долей проектных работ, выполняемых на ЭВМ. Компетенция Инженерный дизайн CAD относится к числу высококвалифицированных инженерных специальностей. Инженерный дизайн CAD – это работа над реальными инженерными проектами. Участник показывает умение не только чертить, но и читать чертеж, знать механику и принципы механизмов, сопромат, материаловедение, обладать первичными знаниями физики материалов, иметь творческое пространственное мышление, понимать, что такое ЕСКД (единая система конструкторской документации).



Практические задания выдаются в форме эскизов, чертежей, физических моделей, электронных файлов с данными. Для получения информации из этих источников понадобится умение чтения распечаток, эскизов, чертежей, таблиц и т.д., выполнение измерений при помощи измерительного оборудования.



Компетенция «Прототипирование» основана на процессе изготовления прототипов (опытных образцов) отдельных деталей, узлов изделий или непосредственно изделий, включая, в ряде случаев, также проектирование и отладку управляющих схем, при необходимости – написание управляющих программ.



В прототипировании могут широко применяться как технологии цифрового производства (3D-печать, лазерные гравировка и рез, обработка на станках с ЧПУ), так и осуществляемые вручную технологические процессы, такие, например, как литьё (с предшествующим ему созданием форм для отливок на станках с ЧПУ), создание композитных материалов. В ряде случаев также может быть целесообразно создание виртуальной модели разрабатываемого устройства.



Прототипирование, являясь промежуточным этапом между проектированием и серийным изготовлением изделия, может выступать как контроль качества проектирования, позволяя избежать возможных ошибок и минимизировать связанные с их возникновением расходы.



В сферу профессиональных обязанностей высококвалифицированного специалиста входят навыки прямого и обратного проектирования, подготовки заданий для цифрового производства, а также умение программировать встраиваемые автоматические системы.



Во время обучения  учащихся должно сложиться представление о:

  • Эволюции развития систем автоматизированного проектирования (САПР);
  • Технологии работы на 3Д ручках и объемного рисования;
  • Задачах и основных этапах проектирования;
  • Общих вопросах построения композиции и технического дизайна;
  • Основных способах работы с прикладной компьютерной системой автоматизированного проектирования Компас 3D;
  • Основных принципах моделирования трехмерных объектов компьютерных системах;
  • Путях повышения своей компетентности через овладения навыками компьютерного проектирования и моделирования;
  • Использования 3Д сканера;
  • Печать проектов на в формате STL на 3D принтере.


Обучение  должно помочь учащимся:

  • Понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании окружающей человека предметной среды;
  • Повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования;
  • Повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.


Преподавание обучения включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Все эти формы проводятся в компьютерном классе. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального задания. Упор в усвоении курса сделан на практические занятия.



Использование  методики  обучения:

  • Лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы;
  • Практические занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования;
  • Индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя консультирующая).


По итогам обучения,  ученики МБОУ «Майинский лицей им И.Г. Тимофеева» достигли некоторых успехов в освоении компьютерной  графики и моделировании.



Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования для всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках предмета «Технология» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, тем самым обеспечивая преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.



МБОУ «Майинский лицей имени И.Г. Тимофеева» является школой политехнического направления, которая готовит будущих инженеров, поэтому осуществляет расширение и углубление сформированных основ технологической культуры и проектно-технологического мышления. Во время обучения предполагается овладение более сложными технологиями обработки материалов и создания более сложных объектов труда и проектирования, в том числе с применением электромеханического и программируемого технологического оборудования (3D-принтеры и др.), а также развитие умений по графической грамотности и навыков владения ИКТ.



Организация технологической подготовки школьников на основе вышеуказанных концептуально-методических подходов будет способствовать формированию проектно-технологического мышления, что позволит молодежи успешно заниматься техническим творчеством, реализовывать инновационные проекты в производственной и социально-экономической сферах. Школьники приобретают опыт персонифицированной практической деятельности, необходимый для успешного и безопасного осуществления жизнедеятельности и осознанного выбора будущей профессии.  Повышение интереса молодежи к получению профессионального образования инженерно-технологической направленности и формирование позитивного «общественного мнения» к данной сфере деятельности.



Таким образом, комплексный подход к организации технологической подготовки школьников позволяет эффективно решить государственные задачи, указанные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года , и обеспечить выполнение запланированной стратегической цели: достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы ХХI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.



 



Литература

  1. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (разработана и утверждена в 1998 году).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, в ред. от 31 декабря 2015 г.).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. №1897, в ред. от 31 декабря 2015 г).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413, в ред. от 31 декабря 2015).
  5. Материалы XXII Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования / Под ред. Хотунцева Ю.Л. – Москва: МПГУ, 2016. – 332 с.
  6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.