Современный уровень развития общества предъявляет повышенные требования к результатам работы специалистов в различных областях – будь то медицина, производство или образование.
На сегодняшний день, в системе образования обучающее воздействие на ученика состоит преимущественно в методически оправданном применении определенного дидактического материала. Формы такого применения могут быть довольно разнообразными. В настоящее время активно развивается такое направление, которое принято называть обучающим тестированием. Его методологическое отличие от наиболее распространенной к сегодняшнему дню формы тестирования состоит в том, что оценке подвергается не столько конечный результат выполнения тестового задания, сколько отслеживается тот путь, который был избран учащимся для получения ответа.
Тем самым снимается один из основных недостатков традиционного тестирования, по результатам которого нельзя быть уверенным в том, что правильный ответ был получении правильным путем, но и при получении неправильного ответа практически невозможно выявить, в чем состояла ошибка ученика, носит ли она принципиальный характер или была следствием недостаточной аккуратности. Обучающее тестирование позволяет сочетать в процедуре контроля качества обучения основные преимущества тестовой технологии с возможностью анализировать уровень освоения учащимся тех умственных действий, которыми он должен обладать и которые он обязан уметь использовать в достижении поставленных перед ним учебных целей.
Обучающее тестирование по сути является инновационной педагогической технологией. Суть этого направление заключается в оценке не только правильности конечного результата, но и самого пути, который выбрал учащийся для получения ответа на тестовое задание. Тем самым оказывается, что процедуре тестовой проверки подвергается сам процесс обучения, а не только его результат.
Проблемам оценки качества традиционных тестов, применяемых для контроля результатов обучения посвящено немало работ. Все они исходят из того принципиального положения, что такая оценка может быть только апостериорной, основанной на статистической обработке результатов применения данного теста на репрезентативной группе обучающихся. Для обучающих тестов параметры качества могут быть выявлены априорно и это позволяет конструировать обучающие тесты с заранее заданным уровнем качества. Данные параметры более подробно описаны в работе [1].
Однако составление и просчет параметрических характеристик обучающего теста и тем более определение направлений повышения его качества отнимает у преподавателя достаточно большое количество времени и сил, что подчас заставляет его отказаться от его составления обучающего теста. Применение педагогических информационных технологий в форме автоматизированной интеллектуальной системы позволяет в значительной степени разрешить эту проблему.
Рис.1. Структура автоматизированной системы
Данный программный продукт применим в области образования, т.к. разработан специально для педагогов, имеющих представление об обучающем тестировании и использующих тесты в своей педагогической деятельности.
Ключевым модулем системы является автоматизация визуальной многопараметрической оптимизации оценки качества обучающих тестов, которая поэтапно обеспечивает наглядное представление результата анализа и оценки качества тестов.
Этап № 1: Ввод исходных тестовых данных (рис. 2)
Рис.2 Форма ввода начальных параметров теста
После заполнения формы начальных параметров, открывается следующая форма ввода текстовых данных самого обучающего теста (см. рис.3).
Рис. 3. Форма наполнения теста
При сохранении происходит проверка нормативных характеристик введенного теста с установленными границами. Такие проверки происходят при каждом нажатии кнопки «Сохранить тест».
Этап № 2: Расчет всех параметрических характеристик обучающего теста
На этом этапе по каждому сконструированному обучающему тесту на экран выводятся сведения в виде паспорта (см. рис. 4), который включает в себя весь перечень параметров, которые характеризуют тест как педагогический инструмент. Зеленым цветом выделяются ключевые параметры обучающего теста, полученные на основе многопараметрической оптимизации.
Рис.4. Паспорт тестового материала
Таким образом, педагог, ориентируясь по данным показателям, может выстраивать индивидуальную стратегию обучения для каждого учащегося.
Положительным моментом использования разработанной системы при конструировании обучающих тестов является ее возможность определения конкретных рекомендаций по дальнейшему использованию теста, а именно для какой категории учащихся он подходит. Для разработчика система выдает экспертные сведения по устранению имеющихся недостатков в разработке тестового обучающего материала.
Список литературы:
- Волкова Е.А., Мащенко М.В. Визуализация технологии многопараметрической оптимизации оценки качества обучающих тестов // Научная визуализация. – 2019. – Т.11, №1, С. 38 – 56.
- Волкова Е.А., Мащенко М.В. Автоматизированная система оценки качества обучающих тестов «Autotest» Свидетельство РОСПАТЕНТ № 2018610303 от 09.01.2018 Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_35410396_47924477.PDF [Дата обращения 04.05.2019]
Spisok literatury:
- Volkova E.A., Mashhenko M.V. Vizualizacija tehnologii mnogoparametricheskoj optimizacii ocenki kachestva obuchajushhih testov // Nauchnaja vizualizacija. – 2019. – T.11, №1, S. 38 – 56.
- Volkova E.A., Mashhenko M.V. Avtomatizirovannaja sistema ocenki kachestva obuchajushhih testov «Autotest» Svidetel’stvo ROSPATENT № 2018610303 ot 09.01.2018 Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/download/elibrary_35410396_47924477.PDF [Data obrashhenija 04.05.2019]