АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

22 февраля 10:31
УДК 373.32

Шипкова А.А.,

студент гр. БП-НО-16-1 кафедры начального образования

 ПИ СВФУ им.М.К.Аммосова

(Россия, Якутск).

Павлова Е.П.,

доцент кафедры начального образования ПИ СВФУ им.М.К.Аммосова.

(Россия, Якутск)

Социальная адаптация – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок, т. е. самоанализ и притязания человека, с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Адаптация делится на условные этапы: этап ориентировочный в адаптации – напряжение всех сил ребенка на новые воздействия, физиологическая буря – 2-3 недели; второй этап – снижение бури, неустойчивое приспособление организма; третий этап – нахождение подходящих вариантов реакции на нагрузку со снижением напряжения. Это период выраженного утомления, страхов, нарушений сна до стабилизации состояния. Адаптация длится примерно 5-6 недель.

Дезадаптация понимается как невозможность адаптироваться к текущим условиям, изменяющимся отношениям, ситуациям, возможностям. Обычно сопровождается вегетативными и невротическими реакциями. Младший школьный возраст особенно важен для социального развития ребёнка и формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок сталкивается со множеством требований со стороны учителей, изменением образа жизни, необходимостью адаптации к новым социальным условиям. В такой ситуации некоторым детям сложно следовать нормам поведения и они могут замкнуться в себе. В настоящее время многие дети приходят в школу в шестилетнем возрасте. Многие дети психологически не всегда бывают готовы к школе, и как результат — у многих из них наблюдаются негативные эмоциональные и поведенческие проявления, вызванные низким уровнем адаптации к школе. Поэтому необходима системная профилактика учителями и психологами школы данных проблем школьника.

Вопросы адаптации школьника к условиям школы исследованы в педагогической науке. Психолог, В. В. Давыдов считал, что психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией и внутренним планом действия [1]. Успешное развитие ребенка в условиях начальной школы понимается как формированием у него достаточного уровня самоконтроля.

На наш взгляд, одним из эффективных средств адаптации первоклассника к школе является искусство и художественное творчество. Арт-технологии обладают богатым воспитательным и развивающим потенциалом, способны бережно и мягко воздействовать на личность ребёнка, постепенно адаптируя его к новым социальным условиям и требованиям школы. Поэтому можно выделить следующие условные блоки работы с первоклассниками, позволяющие выявить наиболее перспективные арт-технологии:


  1. Эмоциональная готовность к школе, т.е. развитие эмоциональной сферы, развитие адаптации, психологическое раскрепощение, снижение уровня тревожности.При развитии эмоциональной готовности к школе важно обратить внимание на следующие темы: «Свободный рисунок», «Свободный рисунок в паре», «Мои эмоции», «Страшный рисунок», «Каракули». В качестве средства снижения тревожности можно применять сказкотерапию. Л. Д. Мардер считает, что в процессе художественного творчества высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение [2].
  2. Мотивационно-личностная готовность, формирование образа «Я-ученик», развитие творческого «Я» и способности самореализации в условиях школы. В данном блоке педагог может применять все методы развития рефлексии и образа «Я» ребёнка. Например, «Автопортрет», «Моё имя», «Моя внешность», «Любимое место, где я люблю бывать».
  3. Интеллектуальная готовность, развитие произвольности, внимания, мышления, восприятия. В развитии психических функций ребёнка большую роль играют сочинения рассказов, сказок, стихов, рисование сюжетных картин. Занятия художественным творчеством можно проводить в индивидуальной, мини-групповой и групповой формах.

Таким образом, при поступлении ребёнка в первый класс важным является своевременная диагностика и коррекция его адаптации в школе. Воспитание и развитие с помощью искусства является гибким, мягким и бережным методом формирования личности школьника. Поэтому в целях профилактики дезадаптации младшего школьника необходимо систематически применять различные арт-технологии, в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом.

Литература


  1. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология/ В. В. Давыдов, / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979. — С. 69-101.
  2. Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2007. — 143 с