Путь к успеху ребенка. Что может сделать для детей педагог.

30 января 6:02
Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Перед учителем стоит важная задача — способствовать развитию личности каждого ребенка. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки.



В настоящее время не существует четкого определения одаренности. Я считаю, что одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, художественной, спортивной и др. Отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Поэтому в работе с детьми я использую нестандартные и интересные формы:



Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Сегодня в качестве главного результата выступает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи учитель должен переходить на развитие ключевых  компетенций у обучающихся, которые и будут основой развития его личности.



Важно, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы талантливый ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.



Одной из форм  работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.



Мои ученики, занимаясь исследовательской деятельностью, представляют свои работы на конференциях и конкурсах различного уровня. В 2015-2016 учебном году, выступая на муниципальном этапе Республиканского конкурса «Будущий дипломат», ученик 10 класса Простакишин Егор представил свою работу «Роль Российской Федерации в урегулировании конфликтов  на Ближнем Востоке». Его работа была высоко оценена жюри. Егор стал победителем в этой номинации. Статья о нем была напечатана в газете «Олекма», позже опубликована сама исследовательская работа.



Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности — это обеспечение его участия в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно – практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.



Также одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных или игровых. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе работы с одаренными детьми: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.



Приведу некоторые примеры методик, которые я использую в практике своей работы.



1) На уроках в старших классах практикую лекции-дискуссии, и ставлю следующие цели и задачи в обучении ребят:

  • развитие креативного мышления;
  • активизация процесса принятия материала;
  • умение составления теста или ключевых задач проблемного характера;


2) В качестве итоговых работ в конце изучения больших тем, разделов практикую игры, особенно в 5-8 классах. Например, класс разбивается на 3-4 команды, которые соревнуются между собой, выполняя задания различной сложности.



3) Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, что очень важно для формирования социальной компетенции. А временные затраты оправдывают развитие креативности.



4) В последнее время работаю над внедрением в учебный процесс  деловых игр и уроков– ролевых игр. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентностью.



В 9 классе на уроке по теме: « Потребитель и его права»  мы с ребятами проводим — экономический конкурс «Ты – потребитель»



В 8 классе на уроке обществознания проводили сюжетно-ролевую игру «Семейный бюджет», в 10 классе  экономико-эколого-правовую игру «Мы в этом мире»



5) Коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий: «Дебаты», «Диспут», которые также использую в старших классах.



«Дебаты» или научная полемика — это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, цели данной технологии:

  • развитие логического мышления;
  • формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;
  • обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения;
  • владение устным общением;


Учащиеся нашей школы принимают участие в Дебатах, встречаясь с командой школы «Эврика». В 2014 году мои ученики принимали участие в межшкольном диспуте «Роль открытия второго фронта в победе в ВОВ», посвященном 70-летию этих событий.



В следующий раз  команда школы «Эврика» была приглашена в нашу школу на диспут «Могла ли Россия избежать участия в Первой мировой войне?» Надеемся, что подобные межшкольные диспуты станут хорошей традицией.



Еще одно направление в моей педагогической работе с одаренными детьми  – это применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания, Информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами.



Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости.