ОСОБЕННОСТИ ДОННОГО ТРАЛОВОГО ЛОВА НОРВЕГИИ

8 августа 10:11

Рыбный промысел всегда являлся одной из основных отраслей экономики Норвегии. Морская рыба служила важным источником питания для населения, проживающего вдоль побережья, а экспорт рыбы в Европу, особенно трески, в течение многих столетий играл ключевую роль в экономике страны. Рыболовство также оказывало сильное влияние и на расселение в прибрежных районах. Сегодня рыболовство все еще занимает значительное место в экономике Норвегии, а существование многих небольших прибрежных районов полностью зависит от рыболовной отрасли[1].

Донный траловый лов.

Донный траловый лов предназначен для облова донных и придонных скоплений рыб. Горизонтальное раскрытие этого вида трала обеспечивается траловыми досками, изготовленными из металла или древесины (сейчас применяются крайне редко), которые двигаются в контакте с грунтом. Вертикальное раскрытие обеспечивают кухтыли (наплав), подъемная сила сквера самого трала и грунтроп (рокхопер), являющийся и грузом, и защитой сетной части. Подъемная сила сквера зависит от материала трала, шага ячеи дели и угла, под которым сквер находится по отношению к потоку[2]. Наличие сквера является главным отличием донного трала от его младшего брата – трала пелагического. В отличие от бим-трала, раскрытие которого поддерживается за счет жестких распорок, раскрытие донного трала не является постоянным и зависит от регулировки досок и вооружения трала. Технически донный трал является более сложным орудием лова и требует больших знаний и навыков, но большая уловистость компенсирует недостатки, связанные с подготовкой специалистов и значительно большей стоимостью тралового комплекса. Судно донного тралового лова предварительно осуществляет поиск эхолотом и картирует расположение рыбных концентраций. После этого выбирается оптимальная позиция и осуществляется траление. Донными тралами обычно работают траулеры-фабрики. Во время траления с помощью тралового эхозонда контролируется наполнение тралового мешка рыбой, а также другие параметры (геометрия трала, глубина траления, температура окружающей среды и т. д.). По мере наполнения тралового мешка рыбой трал с помощью тра-ловых лебедок поднимают на палубу. У современных судов ваерные лебедки раздельные (по одной для каждого ваера). Ваера наматываются на барабаны траловых лебедок, траловые доски отключают от трала и крепят у входа в слип, а сетную часть трала наматывают на сетной барабан. У некоторых судов сетных барабанов два. Один из них используется для хранения запасного трала на случай аварии с рабочим тралом или при работе двумя тралами поочередно. Это позволяет сократить непроизводственные затраты промыслового времени. Выловленную рыбу сливают в подпалубные бункера, из которых она поступает на фабрику для обработки, замораживания, упаковки и долговременного хранения в охлаждаемом трюме.

Список литературы.

  1. Jorgensen Anni-Kristen Rybnoe hozjajstvo Norvegii/Rybnoe hozjajstvo, №1, S. 4-10, 2016
  2. Zilanov V.K., Borisov V.M., Luka G.I. Rybnoe hozjajstvo Norvegii/ M.: Izdatel’stvo VNIRO, 2017, 296 s.

[1] Йоргенсен Анни-Кристен Рыбное хозяйство Норвегии/Рыбное хозяйство, №1, С. 4-10, 2016

[2] Зиланов В.К., Борисов В.М., Лука Г.И. Рыбное хозяйство Норвегии/ М.: Издательство ВНИРО, 2017, 296 с.