Банаканова Лилия Егоровна,
режиссер-постановщик
эвенского народного ансамбля «Нургэнэк»,
Засл. работник культуры РФ
с.Анавгай Быстринский район
Камчатский край
На протяжении многих веков создавалась эвенская самобытная культура с особым северным стилем мышления и образом жизни оленеводов и охотников, сформировывалась своеобразная система мировоззрения, характеризующая взаимоотношения Человека с Природой.
В современном обществе под воздействием таких явлений, как неуклонно развивающиеся процессы – ассимиляция и глобализация, происходит значительная утрата традиционных ценностей, размывание этнических форм культуры коренных народов Севера.
Все эти факторы привели к изменениям в традиционной культуре эвенов и обусловили актуальность данной темы, которая с одной стороны предполагает необходимость проведения анализа состояния эвенской культуры на современном этапе, а с другой стороны – детальное изучение традиционной культуры эвенов, как эталонной.
Подводя итог этнографическому изучению эвенов усилиями нескольких поколений отечественных исследователей, накоплен разносторонний материал, который требует того, чтобы вновь их открывать для молодого поколения.
На Камчатку эвены продвигались небольшими группами. Самое первое упоминание о камчатских эвенах появилось в труде Карла фон Дитмара. Вот что он вспоминает: «02 марта (1852 года) в Петропавловск явились, в высшей степени, замечательные гости. В первый раз сюда пришли ламуты. Ламуты – тунгусское племя, кочующее по западному берегу Охотского моря, приблизительно между Аяном и Ижигинском. Побуждаемые, вероятно, теснотою родного места, многие из них собрались всей семьей, пробрались через Пенжинский край, заселенный коряками, и заняли обширные, безлюдные части Камчатки, главным же образом Срединный хребет и западный берег…» [Дитмар, 2009, с.152].
На полуострове Камчатка эвены расселены в Пенжинском районе в селах Аянка и Оклан, в Олюторском районе в с.Хаилино. Местом компактного проживания эвенов является Быстринский район, в котором зарегистрированы 1028 чел. в двух населенных пунктах – Эссо и Анавгай.
Маршрут перехода переселенцев-эвенов в центральную часть полуострова проходит через границу Магаданской области и Чукотки с Камчаткой. По воспоминаниям старожилов северной части Камчатки об эвенах, можно сложить общий рассказ о том, что по пути своего следования, эвены совершали остановки на небольшом расстоянии от корякских стойбищ, осторожно вели переговоры о населении и территории.
Эвены, для дальнейшего проживания на полуострове, выбрали безлюдные места Срединного хребта у подножий лиственничных гор. На полуострове до сих пор можно услышать поговорку, что «если увидишь лиственницу, то знай, что где-то рядом проживают эвены».
В Быстринском районе выделяются три наиболее значимых рода. Дельянский род, по историческим данным, вероятно выходцы из Колымы. Основой этнонима возможно служит эвенское слово «дел» (камень) или от «дыл» (голова). Долганский род, предположительно выходцы с берегов р.Лены, получивший название рода от имени князца Дыканзи (Дыгинчи). И Уяганский род – один из самых крупных родов у эвенов. Оленные уяганы кочевали в горных районах Охотского острога. Смысловой основой этнонима возможно является эвенское «уй» или «уйчь» — вернуться из какого-то места, побывав там какое-то время. До середины 80-х годов XX в. старшие родственники строго следили за тем, чтобы сыновья брали в жены представительниц из другого рода. Дети, рожденные в браке, относились к роду по отцовской линии.
Традиционная эвенская культура богата и разнообразна и тесно связана с основными формами хозяйствования – оленеводством и охотой.
До разведения оленеводства камчатские эвены занимались охотой, которая служила важнейшим источником всех основных потребностей. Этому занятию они посвящали большую часть года и главными объектами охоты были почти все виды животного мира. Но охота на медведя строго регулировалась правилами и обрядами, вытекавшими из древнего тотемического культа. До нынешних дней действуют запреты охоты на волка, орла, лебедя. Охота оставалось хорошим подспорьем для обмена пушнины на продукты питания и необходимых вещей, предметов обихода.
По историческим данным, эвены на Камчатку пришли уже принявшими православие, но духовная культура все же была сохранена. Прослеживается почтительное отношение к духам-хозяевам леса, реки или чужой стороны, распространен обряд приношения огню «улекич» не только у эвенов, а этот обычай заимствовали коряки и даже русские.
Так же важно отметить, что на современном этапе среди коренных народов Камчатки заметно усилился интерес к своим национальным праздникам и обрядам. Надо полагать, что это связано с тем, что представители нынешнего поколения начинают осознавать то, что гласит древняя мудрость «народ, не знающий своих корней, не достоин будущего». А традиционная культура народа – это и есть прошлое народа, которая помогает народу переходить к будущему.
При всем обилии информации об обрядах, связанных с добычей медведя и фольклорных текстов, специальные работы о культе медведя немногочисленны, а знания о современном бытовании медвежьей обрядности практически не изучены.
Для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока медведь – это не просто зверь, он издавна считается священным животным, его наделяют сверхъестественной силой. На современном этапе следы культа медведя фиксируются лишь в виде фрагментированных представлений о «первопредке». Этому соответствует общее почтительное отношение к зверю, обычай дарения шкуры убитого медведя родственникам по браку или любому «инородцу», иносказания в наименовании зверя и другие детали прежней культовой традиции. Приступим к рассмотрению отношения к культу медведя быстринских эвенов Камчатки, которые относятся к тунгусской группе. Быстринские эвены относятся к медведю, как к хозяину тайги. Для них охота на медведя отождествляется, в первую очередь, как питание для семьи, родственников и соседей. А также является испытанием мужской силы, смелости и выдержки, сегодня немного найдешь охотников, которые «ходят на медведя». Если молодой эвен впервые удачно сходил на охоту, то среди охотников он получает «крещение» и признается толковым охотником. Вот что рассказывает о современных отношениях к культу медведя эвен Н.Е.Инданов, 1966 г.р., получивший навыки охоты от своего дяди эвена В.Н.Солодикова, 1938 г.р., младшего брата его матери. На Камчатке медведя эвены называют «к,абалан» (от эвенского слова «к,абылнын» — звук трескающихся деревьев ). Обряды быстринские охотники сохранили, но об этом не говорят вслух. Когда мужчина идет на медведя, то об этом не должны знать женщины, это плохая примета, иначе охотник вернется без добычи. Напарники по охоте сами должны догадаться о предстоящей охоте и выходить следом. Выйдя на след медведя, охотник обязательно подходит к нему с подветренной стороны. Если медведь смотрит на охотника, то надо двигаться к нему навстречу лоб в лоб, а если медведь отвернулся, то надо сразу остановиться. Расстояние между охотником и медведем должно быть на один точный выстрел и не более. Ни в коем случае нельзя отпускать подранка, так как его тяжелее выследить и медведь начнет мстить человеку. Добыв медведя, охотники сразу к нему не подходят, в 5 метрах минут 20 сидят поодаль и ведут разговор на отвлеченную тему. Через 15-20 минут подходят и проверяют, затем переворачивают тушу на спину. Затем опять беседуют о чем-нибудь, но не на тему охоты. Когда начинают свежевать тушу медведя, то в молчании, только мысленно приговаривают, что его грызут мышата, росомаха, лисы, горностаи, но не человек. Когда снимают голову, то вырезают глаза и выворачивают, это чтобы медведь не видел, уши тоже вырезают и выворачивают, чтобы он не слышал. Обточенную палку 12-15 см вставляют в пасть, чтобы медведь не покусал, и кладут череп на небольшую возвышенность (кочку или камень) и поворачивают морду к восходу солнца, при этом приговаривая, что предают его земле. Если медведь при нападении на человека порвал ему одежду, то у этого человека ничего не берут и называют его «гак,лимн,ан», то есть человек, которого всегда преследует медведь. Даже любой медведь найдет среди других вещей именно вещи «приговоренного», потому что медведь чувствует того, кто побывал в его лапах. На медведя ходят в апреле месяце, когда он выходит из берлоги, и осенью по первому снегу. Летом не охотятся из-за негодного мяса, плохой шкуры. После спячки сало держится месяца два, а потом он переходит на зелень и корневища. Охота на медведя может длиться и неделю, и день. Весенняя охота намного легче, так как снег рыхлый и медведю сложно уйти, осенью охота идет в горах, но чтобы он находился на открытой местности. Хорошим напарником в охоте служит специально обученная собака на медведя, к которой в семье относятся уважительно, как к главному помощника охотника. Мясо добытого медведя развешивают на треногах и обкуривают дымом от разведенного в центре костра, но важно вовремя убрать, так как может прийти другой медведь, разворошить, закопать мясо в землю. Есть медведи-шатуны, которые больны или подранены, они вовремя не залегают в берлогу. Их рекомендуется отстреливать, а туши глубоко закапывать. При знакомстве с обрядовыми элементами во время охоты на медведя среди эвенков и эвенов материковой зоны, описанными в XIX в., то можно сделать вывод, что в XXI в. охотничьи ритуалы быстринскими эвенами строго выполняются. По рассказу Инданова Н.Е. следует то, что охотник должен быть наблюдательным во время поиска добычи, подсказчиком для него могут стать тундровые вороны, которые начинают кружить над охотником и призывными криками указывают направление. Так же ворон, чтобы обратить на себя внимание, во время полета ловко маневрирует. Охотнику понятно, что ворон тоже хочет полакомиться добычей. С далеких времен медвежье сало – «имсэ», желчь – «де» ценятся как лекарственные средства. Медвежье сало очень полезное от простудных болезней, от ожогов, обморожений. На долгое хранение сало не жарят, потому что оно темнеет. Сало надо варить в воде, а затем снять жир и хранить в прохладном месте. Желчь медведя сушили, специально шили мешочек из ровдуги и хранили [Бокова, 2011, с.25]. Инданова О.Н., эвенка из с.Анавгай, 1934 г.р., рассказывает, что если кто-то приболел, то на спичечную палочку размером с головки выковырять желчь и развести в блюдце с теплой водой и принимать во внутрь. «Де» выглядит, как высушенный мешочек, на перевязанные нитки иногда подвешивают несколько бусинок. Были случаи, когда у кого-то растекалась медвежья желчь и становилась вязкой, то в скором времени в этой семье происходил несчастный случай или кто-то умирал. Желчь использовали при болезнях желудка, печени, почек, желудочно-кишечных расстройств. К хранению желчи эвены относятся с осторожной бережливостью. Культовое почитание медведя породило множество поверий, преданий, запретов и оберегов. Тунгусские народы считают, что медведь когда-то был таким же, как они человеком. Решая вопрос о характере и истоках обрядов охоты на медведя, нельзя не обратить внимания на тесную связь их с тотемическим культом. Прежде всего, бросается в глаза связь между почитанием зверя и отношением к нему, как к предку людей. Та же связь подчеркивается и в устном народном творчестве среди коренных народов Севера: мифы, повествующие о чудесном рождении медвежьего героя, широко известные в этнографической и фольклорной литературе, песенном творчестве при обряде охоты на медведя, былях и рассказах, приметах и поговорках и т.д. |
|||||
По преданиям и легендам у камчатских эвенов медведь тоже является культовым животным. Они считают, что медведь является их предком, почитают его как родоначальника. Среди быстринских эвенов тоже существует легенда, которую они пересказывают друг другу. Краткое содержание легенды, которую рассказала Григорьева Н.И., эвенка по национальности, проживающая в с.Эссо, говорит о том, что она схожа с вышеуказанными легендами.
«У двух братьев были дочери и однажды осенью братья отправили пасти оленей своих дочерей. Ночью подул сильный ветер и разогнал оленей. Девушки бросились вслед за оленями и, старшая сестра провалилась в берлогу медведя. Весной она вернулась в стойбище и в скором времени родила двух детей, один из которых оказался медвежонком. Когда дети выросли, то юноша вызывает на бой своего кровного брата и убивает его, применив острые камни».
После рассказов легенды о медведе, в заключение знакомят слушателей с запретами. По поверьям, так как женщина родила медведя, то девушкам и женщинам нельзя есть мясо с головы и мозг. Если женщина случайно съела кусочек мяса с этих частей, то считалось, что во время беременности у нее будут головные боли, роды будут тяжелыми, что у нее пропадет грудное молоко. Так же нельзя есть мясо с шеи, чтобы во время родов не было судорог, которые могли бы притянуть голову к спине. Так же нельзя есть почки и печень медведя.
Для быстринских женщин-эвенок существует ряд запретов, которых они придерживаются и в современный период:
· Говорить вслух и думать об охоте на медведя запрещено;
· Нельзя трогать мужские охотничьи принадлежности;
· Когда женщины идут в лес по ягоды или грибы и среди них будет беременная женщина, то за ней следом должна ходить пожилая женщина, таким образом, затаптывая следы беременной, иначе медведь пойдет по следу и вытащит ребенка из чрева матери;
· Во время менструации надо воздерживаться от походов в лес;
· Женщины не должны присутствовать при свежевании туши медведя.
Однажды в оленеводческом звене совхоза «Анавгайский» в начале 90-х годов произошел случай. Во время перекочевки на вездеходе мужчины убили медведя и во время суеты они забыли о присутствии молодых женщин. Но женщины не вышли наружу и их воспоминания с этим случаем таковы, что когда медведя убили, то они вовсе не хотели даже выглядывать, у всех женщин было ощущение тревожности, они как — будто испытывали чувство вины за содеянное.
Запреты – обереги всегда сопутствовали жизнь охотников, которые они тщательно исполняют и передают их молодым охотникам.
В 1986-87 г.г. Дуткин Х.И. записал запреты-обереги у индигирских эвенов, но они так же распространены среди камчатских эвенов. Например:
· Женщина не должна переступать через ружье, аркан и другие рабочие инструменты мужчин, так как пропадет удача;
· Вся земля, леса, озера, горы и долины для человека являются живыми и населенными невидимыми существами, которые постоянно живут рядом и от которых зависит жизнь человека и животного мира;
· Человек должен поклоняться природе и одаривать ее;
· Человек не должен проклинать и ругать природные явления, так как природа не может быть всегда хорошей;
· Разделывать тушу убитого зверя надо аккуратно и с почтением к нему;
· Внешне охотник не должен подавать вида, что охота была удачной.
|