УДК 008:39; 008:351.858
Демократические реформы в начале 90-х годов ХХ столетия, признание прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности потребовали переориентации всей образовательной сферы Якутии на реализацию национально-культурных и языковых интересов населения, создания системы этнокультурного образования, определения его содержательных аспектов и особенностей. В этой связи в Концепции национальных школ Республики Саха (Якутия) было отмечено, что прежняя система образования в республике была ориентирована в основном на образцы научного знания прошлого, без должного учета природы человека, ее жизненных интересов и потребностей, истинных ценностей культуры, что привело к унификации образования и следованию единым постулатам и канонам. Поэтому возникла необходимость критически пересмотреть данную ориентацию педагогики и сохранив ценное, реформировать ее в соответствии с этническими потребностями обучаемой аудитории[1]. Принятие этой идеи означало создание инновационной национальной системы обучения и воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями, признание и обеспечение безусловного приоритета для коренных народов Якутии их родного языка и культуры, непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов.
За двадцать с лишним лет с момента обретения независимости жизнь в республике изменилась. Современные изменения, охватившие все сферы социально-экономической жизни, сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, требуют приращения фундаментальных и универсальных знаний, их реализацию через систему образования.
При изучении курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в общеобразовательной школе огромную роль играет глубинное межчеловеческое общение. Языковая личность, изучающая данный предмет, должна обладать знаниями о культуре, традициях и обычаях изучаемого народа во избежание конфликта культур и «культурного шока». Но эти знания учащийся способен усвоить только тогда, когда он в полной мере познал культуру и духовный потенциал, а также наследие конкретного народа и осведомлен об его некоторых важных традиционных реалиях и моральных ценностях. И чтобы выйти на такой уровень общения ему необходимо, в первую очередь, постичь свое духовное начало, дающее предпосылки для всестороннего, поликультурного развития личности. Таким образом, этнокультурное воспитание становится функцией целого социального организма.
В едином воспитательно-образовательном потоке, ориентированном на изменение и улучшение социальной среды, должна соединиться творческая инициатива педагога, читающего лекции о культуре межнационального общения и рекомендующего учащимся практические задания на примере жизни. Только в этом случае, нравственность, этика, трудолюбие, патриотизм педагога приобретут национальную окраску и, следовательно, воспитательно-образовательный процесс предстанет в комплексе. Необходимо показать обучающимся на реальных жизненных примерах, как у коренных малочисленных народов Якутии проводятся национальные праздники («Эвинек», «Бакалдын», «Шахадьибэ», «Хейро» и др.), какие имеются движения в народных танцах и в чем их отличие («hээдьэ», «хейро», «лондол», «ёхар»), продемонстрировать особенности традиционного ремесла (меховая мозаика, лоскутная техника, орнаментальное искусство, аппликация и др.), национальной кухни, песенного творчества и т.д., и на основе этих постулатов смоделировать учебные программы по этим направлениям деятельности.
Разработка стратегии и программы этнокультурного воспитания учащихся возможна только на основе четкого осознания целей, задач, учета возрастных и социально-психологических особенностей учащихся. Возраст обучающихся в общеобразовательной школе характеризуется периодом развития нравственных чувств, повышенным интересом к моральным проблемам, активностью, познавательной мотивации, становления индивидуального самосознания, понимания смысла своего признания.
Следовательно, исходя из возрастных категорий обучающихся изучение курса «Культур коренных народов РС (Я)» может быть представлено в виде ряда этапов:
Первый этап: народ как создатель и хранитель культуры. В начальной школе (1-4 классы) у детей младшего школьного возраста закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм, начинает формироваться общественная направленность личности. В этот период значительно большее влияние приобретают чтение литературы, например, сказок коренных народов Якутии (эвенская, эвенкийская, юкагирская, долганская) или изучение малых форм фольклора (загадки, пословицы, поговорки). Поскольку важной возрастной особенностью данного возрастного периода является также и подражательность, когда дети стремятся быть похожими на героев любимых книг и фильмов, очень полезны просмотры кинофильмов о жизни северных кочевников, посещение театра малочисленных народов Севера, экскурсии в этнографические музеи. Эти занятия во внеурочной деятельности способствуют развитию восприятия, наблюдения, воображения умственной деятельности младших школьников, которые обычно окрашены яркими эмоциями.
Второй этап: языковое и культурное многообразие коренных народов Якутии. В среднем звене (5-9 классы), особенно начиная с 7 класса, заметным становится рост самостоятельности и самоопределения в новой среде общения, выраженные в осмысленном принятии решений, повышением потребности в коммуникации и социальной активности. Поэтому плодотворно проходят практические уроки, где происходит абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, явлений культуры коренных народов) с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия; успешно воспринимается учениками проектная исследовательская деятельность по определенной тематике (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, традиционные промыслы), экскурсии в музеи и театры, образовательные уроки-путешествия по этническим общинам, которые прививают умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры, вести себя толерантно и соблюдать традиции других этнокультур.
Третий этап: личность в межкультурном диалоге. В старшем звене (10-11классы) проявляется социальная и интеллектуальная зрелость, которые предполагают выработку не только системы взглядов, но и способствуют осознанию себя как носителя определенных общественных ценностей и оказывает содействие становлению как социально полезная личность. Соответственно, для старшеклассников полезны уроки-беседы, например, с представителями общин (диаспор) коренных народов Якутии, уроки-встречи с народными мастерами, художниками, писателями, артистами, общение с которыми развивают критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, формировать толерантность мышления.
Таким образом, современный педагог, читающий курс «Культура коренных народов РС (Я)» не только приобретает мультикультурный, полиэтничный характер и должен знать теоретические и исторические аксиомы этнонационального процесса, но и изучать духовные ценности национальной культуры отдельно взятого народа с точки зрения фундаментальных основ народной педагогики, этнопсихологии, философии, культурологии и других смежных отраслях научного знания.
Литература
1. Николаев, М.Е. Во имя духовного возрождения и прогресса Якутии / М. Е. Николаев // Национальная школа: концепция и технология развития: Доклады и материалы международной конференции. — Якутск, 1993.