ВЗГЛЯДЫ Н. МАКИАВЕЛЛИ НА СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

26 октября 6:44

Одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения, оказавшим влияние на политическую мысль и развитие гражданского общества является Н.Макиавелли.

Жизнь и творчество Н.Макиавелли пришлись на период Ренессанса в Европе, зарождение новой политической идеологии, смены феодальных отношений капиталистическими.[1]

Глубокое прогрессивное содержание идей Н.Макиавелли было направлено на преодоление феодализма. В политике и социальной структуре итальянского общества периода Ренессанса происходили значительные изменения, произошла смена формы политической деятельности, что также отразилось на  философской мысли Н.Макиавелли.

Реалии исторического периода Ренессанса обуславливали необходимость создания светского централизованного государства, которое находилось бы вне зависимости от представителей духовенства. Политические мысли Н.Макиавелли стали настоящими новеллами того времени и положили начало развитию политической науки на эмпирических началах, а не теологических догмах.

Н.Макиавелли предложил понимать под властью отношение взаимозависимости субъекта и объекта с неравными возможностями, а также разграничил государство и общество. 

Основываясь на многовековом опыте государств, а также через политическое искусство и политические принципы, Н.Макиавелли была разработала уникальная концепция государства, которая сбалансировала интересы и потребности социума Нового времени.

По справедливому мнению мыслителя исследование прошлого позволяет предвидеть будущее, а также выявить необходимые средства и способы достижения целей в настоящем на исторических примерах. Все действия совершаются людьми, страсти которых не меняются со временем, поэтому последствия их деяний всегда будут одинаковыми.

Н.Макиавелли первый ввел в оборот дефиницию «государство», которое рассматривал как власть, организованную особым образом. Как и для любого политика-теоретика главным вопросом философа был «в чем заключается цель государства?».

Власть рассматривалась Н.Макиавелли исключительно как средство достижения справедливости и свободы. При этом, философ четко разграничивал власти от морали, философии и религию, сформировал независимую систему ценностей.

Понятие «государство» мыслить ставил уже, чем понятие «общество», т.к. последние включало в себя государство. Государство создается людьми с целью удовлетворения своих потребностей. Люди объединялись для защиты от врагов, а затем избрали сильнейшего и авторитетного члена общества для повиновения и порядка. Установление правил было необходим для осознания добра и зла, оценки поступков и применения санкций к нарушителям.  Со временем главным критерием выбора вождя (государя) стала мудрость и справедливость. Таким образом, государство всегда находится в динамичном развитии.

Государство — гарант справедливости, основных благ и самой жизни своих граждан, высшая ценность.[2]

Благо государства оправдывает любые средства. Н. Макиавелли полагал, что не существует идеальной формы государства, т.е. оно всегда развивается. Действующая форма обуславливается историческим развитием и является оптимальной в текущий период.

Государство — это стояние всего социума, но состоит из аппарата, представленного совокупностью чиновников. Органы власти и должностные лица обладают публичной властью, т.е. правом руководить государством по собственному усмотрению. Н.Макиавелли замечал, что государю следует концентрировать власть в своих руках, направлять общество к благу и устойчивости, нести ответственность за процветание государства.

Государственный интерес представляет служение интересам государства и является нормой поведения правителя и чиновников. Государство — высшее проявление человеческого духа, а служение последнему представляет собой цель жизни любого человека.

Важным благом свободы Н.Макиавелли называл право частной собственности.[3] Именно в республике человек способен приобретать и увеличивать свои блага, если уверен в праве свободного пользования своим имуществом.

Философские идеи Н.Макиавелли для современного общества обладают большим значением. Н. Макиавелли выступал за сильное, единое и централизованное государство. Для создания такого государства мыслитель считал необходимыми условиями обширную территорию, многочисленное население, мощные войска, способные преодолеть различные конфликты и защитить страну от иностранного вмешательства.

Невозможно переоценить вклад Н. Макиавелли в теории гуманитарных наук, это с точностью подтверждает тот факт, что вот уже Актуальные проблемы творчества Н. Макиавелли 209 более 500 лет как Н. Макиавелли ушел из жизни, а его работы вызывают дискуссии.

Сегодня в Макиавелли видят высочайший интеллектуальный авторитет, создателя одного из самых эффективных лидерских стилей, образец консультанта по управлению, теоретика социального конфликт.[1]

 

Использованные источники:

  1. Белас Л. Власть и добродетель в «Государе» Макиавелли// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2010. № 1. С. 45-56.
  2. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2007.
  3. Симовонян В.А., Кордмюк Е.В. учение Н. Макиавелли о государстве и политике//Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2007. № 4. С. 11-20.
  4. Симовонян В.А., Корделюк Е.В. политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли// Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2006. Т. 2. № 38. С. 16-21.

 

[1] Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2007.