Толерантность в современном мире

24 апреля 6:01

Толерантность уже давно является самой обсуждаемой проблемой в современном мире, средствах массовой информации, политике, а также в науке. Воспитание толерантности у подрастающего поколения является важным направлением не только в воспитательной работе учебных заведениях всех уровней, но и в кругу своих близких. Толерантность подаётся как однозначное благо и неотъемлемое социально значимое качество сформированной личности.

Чтобы лучше понять предмет обсуждения, следует уточнить значение этого слова.

Словарь методических терминов даёт такое определение толерантности, как «терпимость человека к кому-либо или к чему-либо. В культурологии и социологии этот термин используется для обозначения понимания и уважения к другой культуре, к отличиям представителя другой культуры – этническим, национальным, расовым, религиозным, языковым».

Большой энциклопедический словарь даёт несколько определений этому понятию, из которых чаще используемые два: толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – это способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Также более значимым является и медицинское определение термина толерантность. Например, толерантность иммунологическая (immunological tolerance) означает неспособность организма отличать собственные, вырабатывающиеся в нем вещества, к которым он должен быть толерантен, от чужеродных веществ, против которых в нём должны вырабатываться антитела. В этом случае полная толерантность приводит к гибели самого организма.

Слово толерантность – первоначально являющийся медицинским термином, который ввел английский иммунолог П. Медаваров в 1953 году. Таким образом он обозначил «терпимость» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям, в дальнейшем он стал частью социальных наук. Терпимость – значение толерантности во всех отраслях.

В интернете, не менее известных сайт, как  «Википедия» проводит сравнение толерантности и терпимости и даёт нам такое определение: «Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» – это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно»[2] . Конечно, «Википедию» нельзя назвать самым главным  источником, но именно её, в начале списка, предлагают поисковые блоки.

Если в наших современных словарях терпимость определяется как добровольное, активное, сознательное поведение, то в Декларации принципов терпимости, принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, в п. 1.3. утверждается следующее: «Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

Иными словами, Декларация рекомендует считать нормой добровольный и сознательный отказ от каких-либо норм, кроме тех, которые установлены в международных правовых актах. Однако решающими факторами действия социума лидируют не только нормы права. Существуют и другие регуляторы, присущие любой национальной культуре, такие как нормы морали, обычаи, традиции, ритуалы и т.д.  Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог — Зигмунд Фрейд уточнял, что человеческая культура зарождается именно тогда, когда люди добровольно налагают табу (запрет) на некоторые деяния и поступки. Область табу в христианской традиции называют грехом [3].

Нормы морали, обычаев, традиций и ритуалов  возникают долгое время и становятся явными после длительной проверки на обоснованность. Ни одно ведение чего-то нового в социуме не укореняется, если оно не признано и не одобрено большей частью этого общества. Норма становится нормой только тогда, когда она считается не только приемлемой, но и осознанно необходимой. Управлять нормами в обществе на уровне права гораздо проще, чем на уровне морали и нравственности.

В наше время использование подражающих слов является достаточно нередкими. Тождество толерантность не уклоняется от этой участи, однако следует определиться с тем, насколько есть необходимость в неоднократном его использовании. Употребление заимствованных слов оправдывается при том случае, когда в употреблении языка нет аналога. Если толерантность переводится как терпимость, то, насколько оправдано его использование?

С.И. Ожегова в Толковом словаре излагает терпимость как то, что можно терпеть, с чем можно мириться; уметь без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению [1].

Терпимость понимается как допустимость своего параллельного существования чужого, другого, иного, чем у нас, но в соответствии с нашей системой нравственных ценностей допустимого, без принятия этого нормой для себя, без приближения к себе и пропускания через себя. Терпимость не предполагает активного участия в утверждении чуждого.

Современный, так называемый «просвещённый», западный мир зазывает толерантно относиться к различным извращённым проявлениям сексуальности, требует ровно относиться к ним и энергично способствовать их заявлению в качестве правила. Они предлагают нам толерантно реагировать на заявления, вроде гомо- и гетросексуальности человека, то практика полового воспитания в скандинавских странах и изменения в законодательствах стран Западной Европы вводит в социальный и политический дискурс толерантное отношение к педо-, зоо-, некро- и прочим сексуальным предпочтениям.

Тогда у нас возникает вопрос: Где пределы толерантности?

Весь Интернет утверждает, что ЛГБТ, БДСМ и пр. – это норма и к ним следует иметь толерантное отношение? А если же человек не располагается к толерированию, то в этом случае он гомофоб, педофоб и т.д.

Остаётся непонятным, почему границы терпимости должен пройти за этими сексуальными ориентациями, а не перед ними. Почему то, что с точки зрения традиционной русской культуры основанной на православии, является откровенным извращением, предлагают вносить в пределы допустимого? Почему то, что является откровенным грехом, мы обязаны толерировать, а правильнее сказать терпеть? Да и вообще, насколько уместно учить терпению один из самых терпеливых народов мира?

Если уж мы толерантно относимся к западному обществу с его системой ценностей, в которой сексуальные извращения считаются нормой, следовательно, и Запад должен относиться толерантно к российскому обществу, в котором подобные явления недопустимы [4].

Таким образом, безграничная толерантность – очень опасное явление в социальном обществе. Отсутствие запретов на данное деяние или осознанный отказ от них, формирует человеческое общество в стадо животных. Отсутствие определенных границ толерантности – явный путь к бестиализму, безнравственности и утрате человечности общества. Нет в нашем мире безграничной свободы, значит и безграничной толерантности нет места, потому что это ведёт к вседозволенности и беспределу.

Список литературы

1.    Словарь русского языка С. И. Ожегова 1949, определение толерантности С.16

2.    Толерантность: [Электронный ресурс]: (https://ru.wikipedia.org/wiki/)

3.    Толерантность:[Электронный ресурс]: (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6bc2e9803479862096bb)

4.    Проблемы формирования толерантности в современной Европе: [Электронный ресурс]:(https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-tolerantnosti-v-sovremennoy-evrope-mezhdunarodno-pravovoy-aspekt)