Долг – базовый термин этики, он обозначает нравственность в определении поведения. Долг-мораль в императивной форме. Сами действия, которые носят духовную мотивацию, именуются обязанностями. Русское слово ”долг” означает также финансовые обязательства. Обязательства выполняют роль несущей конструкции.
Цицерон подразделял обязанности на совершенные и обыкновенные. Первый вид обязанностей является прямым и достигается мудрецами, второй доступен каждому [1, 3 с.].
У Канта нормативный закон в форме долга вытекает из категорического императива. Это проявление чистого разума. Долг признается только способностью максимы являться требованием всеобщего законодательства. Нравственный поступок совершается ради долга [2, 110 с.]. Долг является моральным законом в форме человеческого мотива. Закон является основанием воли, в этом заключается неразрешимая задача. Можно только установить, как мотив действует в душе человека.
Шопенгауэр, утверждает: учение Канта ошибочно: вывод долга пуетм указания на необходимость нравственного закона – предвосхищение в основании, а пользование понятия безусловного долженствования – это впадение в противоречия. Он полагает, что Кант обязан задним числом обрашаться к тезисам о бессмертии души и существовании Бога.
Spisok literature.
- Ciceron. O starosti. O druzhbe. Ob objazannostjah. M., 1974, 102 s.;
- Kant I. Osnovy metafiziki nravov M., 2005, 110 s.