МОЗАИЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА НОВАТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

9 мая 12:45

Информация всегда занимала важнейшее место в человеческой жизнедеятельности. Сразу вспоминается высказывание о том, что кто владеет информацией – тот владеет миром. Исторически было и остается сегодня, что владение той или иной информацией может стоить человеку (и не одному) жизни. Сбор, хранение и упорядочение информации с древнейших времён были необходимы человеку для выживания, для передачи ключевых навыков. Информация дополнялась новой, полученной опытным путём и от других людей, её ценность возрастала. Год от года её ценность становилась всё более существенной. Можно сказать, что сегодня информация занимает определяющую роль в жизни человека: от умений, знаний, то есть владения информацией зависит его место в обществе и благосостояние.

Однако в последние десятилетия информации стало так много, что ни один человеческий мозг не смог бы её полноценно усвоить. Но стремление человека к познанию никуда не исчезло. То есть современные люди также стремятся знать, однако знать мы хотим буквально всё, но физически это осуществить не можем. При этом количество ежечасно потребляемой нами информации очень велико. И зачастую у нас уже возникают вопросы не о том, как что-то в окружающем мире устроено, а о том, как это что-то работает, для чего оно нужно, мы становимся в некотором роде утилитаристами. Происходит потеря классической иерархичной связи знаний. Формируется новая картина восприятия мира – картина, построенная по принципу мозаики. Она представляет из себя полотно хаотично сшитых между собой информаций.[1]

Впервые концепция мозаичной культуры была сформулирована и теоретизировала известным доктором физики, философии и психологии – Абраамом Молем в его работе «Социодинамика культуры» в 1973 году. В своей работе он предполагал, что ситуация в культуре человека претерпевает значительные изменения. Причиной этого выступает значительный объем информации, окружающей человека, а появлением такого большого информационного потока люди обязаны радио, телевидению и Интернету, иначе говоря – медиа[2, c.33]. Масс-медиа не создают целостную картину мира, а участвуют в её обрывистом формировании, выступают в роли креатеров так называемого клипового поколения. В итоге получаются люди, которые не имеют целостной картины мира, мир превращается в паззл. Таким образом, мозаичная культура – это такая специфичная социокультурная ситуация, которая определяется прежде всего хаотическим восприятием различной информации большинством субъектов, в результате чего эта информация не структурируется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные цельные системы, а состоит из разрозненных обрывков. [3, c. 45-49]

Однако также как и при целостной картине, в мозаичной есть связь элементов между собой. Зачастую она ассоциативна, беспорядочна, но она есть. И эта связь рождает новые возможности, появление которых было бы затруднительно представить в рамках целостного восприятия. Современные люди более способны дистанцироваться и смотреть на вещи под другим углом, и создавать новое знание, то есть обладают новаторским мышлением. Моль разделял людей на носителей традиционной и современных культур. При этом носители обладают разными «экранами знаний», на которые проецируется различная информация, получаемая субъектами извне. В первом случае это – упорядоченная передача знаний, а во втором – их спонтанное получение (то, что направят в сторону реципиента медиа). Однако культура обладает динамикой и несмотря на то, что сегодня большинство людей являются носителями современной культуры, ни наука, ни общество не остановились в своём развитии, а во многом даже движутся быстрее, благодаря новаторским идеям.

Обращаясь к сути термина, можно сказать, что обладать новаторским мышлением значит придумывать что-то новое или думать о чем-то старом по-новому. [4] Такое мышление необходимо в рамках современного мира, когда ситуация может поменяться несколько раз в день. Чтобы быть конкурентноспособным нужно меняться со стремительно изменяющимся миром. То есть необходимо воспринимать важные кусочки из того бесконечного информационного потока вокруг и делать выводы, после чего инициировать изменения. В такой ситуации просто невозможно знать всё, а возможно и не нужно. Целостно познавая какое-либо явление современного мира, оформляя его в традиционную систему знаний, мы создаём новое знание, которое по итогу уже будет устаревшим, потому что за это время уже произойдут изменения.

Таким образом, можно сказать, что носители мозаичной культуры в теории обладают большим потенциалом для формирования новаторских идей, ввиду того, что являются носителями большого количества знаний в совершенно разных областях, что способно повлиять на их мышление, обеспечить учёт большого количества нюансов, ввиду распыленности знаний. Но для этого им необходимо уметь критически осмыслять получаемую информацию, фильтровать её и делать на её основе соответствующие выводы. Именно в таком случае мозаичная культура может служить основой новаторского мышления. Однако здесь же важно отметить, что все люди способны к новаторскому мышлению и само по себе мозаичное восприятие не будет являться ключом к новым идеям, оно лишь способствует возможному переосмыслению существующего с целью качественных изменений.

 

Список литературы:

  1. Lysak I.V., Informaciya kak obshchenauchnoe i filosofskoe ponyatie: osnovnye podhody k opredeleniyu // Filosofskie problemy informacionnyh tekhnologij i kiberprostranstva. – 2015. – №2.
  2. Mol’, A. Sociodinamika kul’tury: Per. s fr. /Predisl. B. V. Biryukova. Izd. 3-e. — M.: Izdatel’stvo LKI, 2008. — 416 s.
  3. Kara-Murza, S. G. Manipulyaciya soznaniem / S. G. Kara-Murza. M. : Algoritm, 2004. 528 s.
  4. Baranova L. V. O problemah issledovaniya kreativnogo myshleniya // Gaudeamus. – 2004. – №6.