ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

4 января 7:55

Только окруженный любовью человек становится человеком. Без любви он неполноценное ненасыщенное создание, лишенное истинной жизни и не имеющее возможности правильно понимать других и самого себя. Соответственно, если человек считается основным объектом философии, то тема человеческой любви должна быть одной из главных.

Философское видение любви трактуется в двух направлениях: описание конкретных всевозможных видов любви и исследование тех общих черт, которые характерны каждой из типов любви. Должное внимание уделяется эротической любви, которая считается моделью всякой любви. Любовь рассматривается как предметное выражение всех недр личности и ее свободы, притом свободы, готовой по собственному искреннему желанию принести себя в рабство.

Многие думают, что любовь зародилась позже своих собратьев, таких как ненависть, зависть, дружелюбие, материнские чувства. Разговоры о любви начались уже в самых древних греческих мифах, а в классическую эпоху, около двадцати пяти веков назад, появились теории другой, духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. Постепенно менялись люди, уклад жизни, их психология. И нельзя выводить общие для всех эпох античности правила, думать, что любовь была в них одинаковой, приравненной самой себе.

Любовь возникла еще во времена, когда женщина попадала под господство мужчины. Можно было предположить, что любовь появилась в истории как психологическое замещение женского рабства: подчинив женщину, мужчина сам попал к ней в плен. Только лишь спустя долгое время, когда отношения мужчины и женщины начали смягчаться, любовь стала возрождаться снова.

Древние греки рассматривали несколько видов любви: это Эрот, обожествленный эрос. Эрос — главным образом половая любовь. Отсюда «эротикэ» — искусство любви и название произведения римского поэта Левия «Эротопайнион» — «Любовная забава», подобная латиноязычной поэме Овидия — «Искусство любви».

Более вдумчива «филиа». Существительное «филиа» имеет свой глагол — «филео» — «я люблю». У такой любви гораздо большее количество значений, чем у эроса. Такой любовью сложно любить разнообразие. «Филиа» — это не столько любовь, сколько влюбчивость. «Филиа» — любовь к общению («филокойнос» — «любящий общение») и любовь к одиночеству («филеремос» — «любящий одиночество»).

Среди множественных видов «филии» также была и любовь к познанию. Это «филоматейа» — «любовь к познанию, любознательность». «Философиа» — «любовь к знанию, любознательность; воззрение, изучение; любовь к мудрости; философское учение». Философия, взяв начало из фольклорного мировоззрения под значительным влиянием устоявшегося в областях специального знания интеллекта — логоса, все же смогла совершенно искоренить антропоморфизм.

За каждым видом любви: к родителям, к детям, к женщине, к мужчине, к отечеству, к труду, к творчеству должна стоять наивысшая любовь — любовь к миру извечных и незыблемых идей, к высшему миру добродетели, красоты и правды.

Тема любви, в эпоху Возрождения, сложилась в обстановке всеобщего обостренного интереса ко всему людскому и мирскому, высвобождающемуся из-под контроля церкви.  «Любовь» вернула себе статус жизненной философской категории, который она носила во времена Эмпедокла и Платона.

Невероятной силой веяла любовь в творчестве немецкого мистика-пантеиста Якоба Бёмел, считающего любовь и гнев важными свойствами идолов и движущим фактором человеческой истории, где они преобразуются, соответственно, в добро и зло.

Акт искупления Христом грехов человека положил начало новому сочетанию любви с мудростью. Будущее любви состоит из ее соединения с разумом, и дальнейшем распространением такой «разумной» любви среди людей.

В «Метафизике нравов» Кант рассматривает подход к явлению любви с единственной точки зрения — этической. Он считал, что любовь к человеку противоположного пола и «любовь к ближнему, хотя бы этот последний заслуживал мало уважения» фактически является одним и тем же. Это долг, всего лишь моральная обязанность, и только.

Ницше считает, что любовь всегда честолюбива, альтруизм недопустим, его соучастие в любви несовместимо. В данном смысле любовь и мораль оппонируют друг другу, любовь становится «по ту сторону добра и зла».

Так как любовь — это способ самоутверждения Воли, то она демонстрирует себя не только как любовь к противоположному полу, но и как любовь к жизни вообще и к доминированию в большей мере. Но эти две последние атрибуции присутствуют и в половой любви как цель к преодолению сущего, как желание победить партнера в любви, сломать его и покорить себе.

Преодолеть — значит преодолеть и свое прежнее существование: любовь преклоняет к жизненному творчеству, но также и отрицанию уже настоящей жизни, так что она оказывается зачином смерти, вводит на ее порог.

Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов воздыхания в обществе. Человек остался без природной почвы, перестал жить животной жизнью. Ему требуются человеческие корни, такие же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из них является любовь.

Всякая любовь является любовью к конкретным, данным в чувстве вещам. Любви к абстрактному, умозрительному, закономерному воспринимаемому только умом, не существует. Любовь к ближнему — это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к добру — любовь к определенным его проявлениям, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые несут в себе грацию, но не любовь к «красоте в целом». Нельзя любить «человечество», можно любить лишь определенного, отдельного, индивидуального человека во всей его частности.

Особо следует выделить такую черту любви, как ее уникальность: каждый человек в итоге находит свою любовь и каждый является объектом чьей-то любви. Причина этого проста: любовь — главный и доступный каждому способ самоутверждения в жизни, которая без любви несостоятельна.

Список литературы:

  1. Музиль Р. Малая проза. Терра-Книжный клуб, 2009.-29с.
  2. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.-275с.
  3. Бердяев Н. Эрос и личность: Философия пола и любви. Азбука-классика, 2014.-145с.
  4. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.-173с.
  5. Фромм Э. Искусство любить. Минск: Полифакт, 1990.-80с.
  6. Шестаков В. Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.- 448 с.
  7. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы. М.: Мысль, 1989.- 636с.
  8. Батай Ж. Колыбель человечества. Алгоритм, 2019.-68с.