ПРОБЛЕМЫ ТРАКТОВКИ САТАНИЗМА КАК ФИЛОСОФСКОГО ТЕЧЕНИЯ

12 июля 6:39

На настоящий момент, вследствие наличия в русской культуре огромного исторического пласта православия, а также преобладанием традиционных христианских ценностей в поведении и быту актуализируется проблема неправильного восприятия различных философско-религиозных учений и традиций. Так, магистральной культурной основой, «скрепой» большинства народов проживавших на территории России являлось и до сих поря является православие, при этом слово сатанизм – ошибочно интерпретируется русскими людьми как некое течение поклонения дьяволу или сатане, в то время как  значение закладывавшееся основателем этого учения было совершенно иным. Проблемой правильного восприятия данной дефиниции, помимо всего прочего, является отсутствие толерантности к инакомыслию, и изначально негативная настроенность по отношению ко всем словам ассоциирующимися с Сатаной, как образом зла, разврата и отрицания библейских начал.

Одной из ключевых проблем настоящего исследования представляется тот факт, что в современной отечественной научной литературе отсутствуют унифицированные и обще приемлемые аспекты отнесения той или иной группы лиц к сатанистам. Более того, следует отметить, что само по себе слово сатанизм можно воспринимать как в узком, так и в широком смысле, также, разные ученые философы и культурологи трактуют данную дефиницию совершенно по-разному.

Первые стройные образы дьявола (равно Сатаны) появились еще в иудаизме, хотя более древние следы культа темных сил, традиционно ассоциирующихся в широком смысле с дьявольскими или сатанистскими силами, появились в язычестве. При этом гневным «тёмным богам» природы, судьям человечества за порой варварское уничтожение лесов и животных, кровавые войны, насилия и убийства и их умиротворению придавалось не меньшее, а зачастую и большее значение, нежели «светлым» духам-покровителям[3].

Сатанизм, в массовом сознании, выступает как сакрализация темного начала в человеке, жажды земных наслаждений и деструктивности[2].

Анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что подходы к определению понятия сатанизм можно разделить на две группы: классификация в широком и узком толковании, классификация сатанизма по способу позиционирования субъектов общественных отношений вовлеченных в деятельность формализованных или неформальных групп.

В соответствии с Ковтун А.Л.[1] сатанизм разделяется на такие течения как:

  1. Сатанизм как сугубо философское течение, не позиционирующее себя как учение, относящееся к религии и не имеющее в своей основе каких бы то ни было религиозных догм.
  2. Дьяволопоклонники – те, кого в большинстве случаев ошибочно отождествляют с сатанизмом. Именно это направление сатанизма по Ковтун, проводит Черные мессы и ритуалы.
  3. «Любители» — группы лиц никак не ассоциирующих себя с сатанизмом или сатанистами, но слушающих тяжелую музыку, пропагандирующую, как правило, дьяволопоклоннические догмы или атрибутику Церкви Сатаны.
  4. «Гностики Тьмы»[1][.

Расширяя данный подход, можно сказать, что существует определенные гностические учения, которые трактуют базовые библейские учения иначе, в соответствии с которыми библейский Бог представляет собой злого Бога создателя, держащего Адама и Еву в неведении, в то время как змий, склонивший первых людей «узнать правду», вкусив плод с древа познания являлся посланником доброго Бога – создателя Вселенной. Такие учения, с точки зрения традиционной христианской призмы, воспринимаются как сатанинские и могут расширить перечисленный выше перечень Ковтун.

В широком смысле, Сатанизм воспринимается как ряд оккультно-религиозных представлений, мировоззрений и верований, оформившихся в 19 веке, как протест против господствующего положения христианства, в которых образ Сатаны трактуется как символ могущества и свободы. Однако, в процессе изучения различных научных источников, было выявлено, что данный подход к определению сатанизма не является корректным. Связывать это представляется с тем, что существует целая масса различных оккультных и религиозных течений близких по смыслу к учению сатанизма, но в то же время не ассоциирующих себя с ним и носящих принципиально другие названия, как правило более широкие.

В узком же, и наиболее близком к действительности, смысле сатанизм представляет собой философское учение включающее в себя «сплав идей и образов, олицетворяющих Развитие, Многообразие, Величие, Силу, Могущество, Творчество, Индивидуализм, Дерзость, Гордость, Знание – все, что способствует Жизни и ее развитию»[4]. Данное философское течение основывается на трудах Ницше, Юнга, Шопенгауэра, Рассела и, разумеется, основателя Церкви Сатаны ЛаВея.

Важнейшей, на наш взгляд деталью, при определении понятия современный сатанизм, должен быть акцент именно на слове сатанизм, которое не тождественно дьяволопоклонничеству или противоположным традиционным, гностическим представлениям о трактовке Библии.

Трактовка того, что собой являет современный сатанизм принципиально должна исходить из того, какие идеи лежат в основе учений ЛаВея, как создателя Церкви Сатаны и Сатанинской Библии. Так, наиболее близким к действительности, на наш взгляд, определением среди множества прочих является трактовка Е.В. Белоусовой, которая считает, что сатанизм — это крайнее выражение материализма и гедонизма современной западной цивилизации.

В соответствии с Библией Сатаны ЛаВея, ключевой идеей современного философского сатанизма, тянущейся красной нитью сквозь все это произведение является пропаганда идеала сверхчеловека, отдаленно напоминающее идеи Фридриха Ницше[5]. Во главу угла ставится персонификация ответственности за содеянное, — в первую очередь акцентируется внимание на ответственности перед самим собой за все, что происходит в жизни человека. Среди «девяти сатанинских грехов» главными признаются глупость, самообман и солипсизм. Во многом, современный сатанизм это максимально рационализированная форма индивидуализма.

Ключевой проблемой однозначной трактовки понятия современный сатанизм представляется тот факт, что не смотря на формально философское позиционирование, само по себе это течение имеет характерную религиозную атрибутику: церковь, главную книгу, на которой основывается учение (библию). Более того, сам основатель Церкви Сатаны являлся оккультистом, одновременно с тем утверждавшим, что поклонение кому-либо есть низость и самоунижение.

Исходя из анализа различных источников, а также на основании авторского видения проблематики, представляется, что современный сатанизм – это рационализированная форма фундаментального индивидуализма, основу которой составляет учения ЛаВея, в свою очередь основанные на учениях Ницше и его идеях о сверхчеловеке.

Использованные источники:

  1. Ковтун А. Л. Основные течения современного российского сатанизма // Вологдинские чтения. 2007. №63.
  2. Романов А.В. Дискурс тьмы, или анонимный сатанизм // Дискурс-Пи. 2013. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-tmy-ili-anonimnyy-satanizm (дата обращения: 20.02.2020).
  3. Орлов М. А. История сношения человека с Дьяволом. — М.: «Республика», 1992.
  4. Дулуман Е. К. Может ли сатанист быть атеистом // Ateism.ru. — 2001.
  5. Smulo, John. Reaching Nietzschean Individualists Toward A Contaxtualized Apologetic to LaVeyan Satanism // Encountering New Religious Movements : a Holistic Evangelical Approach / Irving Hexham (англ.)русск., Stephen Rost, John Morehead. — Grand Rapids: Kregel Academic, 2004. — P. 243—261. — 322 p.
  6. Панин Станислав Александрович Генезис, эволюция и современное состояние учения Телемы // Религиоведческие исследования. 2011. №5-6.