Вопрос о «смысле жизни» на всех этапах развития философии был в центре философской рефлексии и тесно переплетался с другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределении. Обратим внимание на то, как этот вопрос раскрывается в китайской традиционной и русской философиях.
Мы можем констатировать значительно усилившийся в наши дни интерес к даосизму и другим восточным психосоматическим практикам в психологической науке в России, США и Европе. «Показательно, что «Дао-дэ цзин» по количеству переводов на различные языки находится на втором месте после Библии» [4]. Наличие данной тенденции мы связываем с закономерной потребностью в динамичном развитии современной методологии науки на базе новых направлений и теорий в сфере психологии, когнитивистики и философии.
Одной из центральных фигур китайской философии является Конфуций. Он мало внимания уделяет вопросам мироздания, природы и религии: в центре его учения стоит проблема социального человека. Важнейшая категория социальной философии Конфуция – «цзюньцзы», или «благородный муж». Но перед тем как описать моральные критерии «цзюньцзы», необходимо напомнить, что эпоха, в которую жил Конфуций (Чжаньго), была переломной в истории страны. Принципиальные социально-экономические изменения, происходившие в стране, не могли не отразиться на представлениях о человеке. В связи с формированием частной собственности на землю, развитием частных ремесел, торговли, ростом городов люди стали отдаляться от семьи. Конфуций видит в этом моральную деградацию. Истинным благом для него является сохранение и почитание древних традиций.
Чтобы бороться с падением нравов, воспитывать общество и результативно воздействовать на него в нужном направлении, необходимо понять скрытую природу человека. Конфуций пишет: «Богатство и знатность – вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао – путь в достижении этого, то они этого и не получат. Бедность и презренность – вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао – путь для избавления от этого, то они от этого так и не избавятся» [7, с. 131].
Термином «Дао» («путь») в «Лунь юе» обозначается весь комплекс идей, принципов и методов, т.е. самая суть учения, с помощью которого можно направить человека на путь истинный, управлять им и воздействовать на него. Постижение Дао означает вступление на путь познания истины. Где-то в конце этого человеку откроется истина: «Если на рассвете познаешь Дао-Путь, то на закате солнца можешь умереть» [7, с. 117]. Но не каждый человек, по мнению Конфуция, может постичь Дао, поэтому он делит людей на три категории.
Цзюньцзы («благородный муж») находится в центре учения и обозначает идеального человека – пример для подражания. «Жэнь» – обычные люди. Понятие «сяожэнь» («маленький человек») несет в себе социально-этическую нагрузку, употребляется в противовес «цзюньцзы» и имеет негативную окраску [7, с. 123].
Рассуждая о нравственных качествах «благородного мужа», Конфуций наделяет его справедливостью, скромностью, правдивостью, почтительностью, умением сдерживать свои желания, отвращением к клеветникам, бездумным и т.п. Цзюньцзы постоянно совершенствуется в надежде постичь Дао.
Цель человеческих стремлений по Конфуцию – найти простое человеческое счастье. В чем оно? Счастье обычного человека заключается не в движении вверх по социальной лестнице и не в поиске новых социальных возможностей для самореализации. Счастье видится в другом. Если человек счастлив здесь и сейчас, в мире своей семьи, среди своих близких, в занятиях своей частной жизни, среди книг и научных поисков, то не нужно стремиться к чему-то иному, нужно довольствоваться тем малым, что окружает тебя в твоем маленьком земном мире.
Полный анализ перечня моральных достоинств «цзюньцзы» невозможен без упоминания двух важнейших понятий учения Конфуция – «жэнь» и «вэнь». Благородный муж, лишенный «жэнь» и «вэнь», уже не «цзюньцзы». Под «жэнь» понимается – гуманность, человеколюбие. Под «вэнь» – культура, знание и почитание традиций предков. Но даже являясь носителем «жэнь» и «вэнь», «благородный муж» должен удовлетворять еще одному ценностному критерию. Рассуждая о существенном отличии «благородного мужа» от «маленького человека», Конфуций выделяет в качестве индикатора их различий приверженность принципу «хэ». Конфуций говорит: «Благородный муж стремится к «хэ», но не стремится к «тун», маленький человек стремится к «тун», но не стремится к «хэ» [7, с. 119].
У терминов «хэ» и «тун» общая идея – стремление к единству, но рассматриваются они с разных позиций. «Хэ» является символом достижения единства путем столкновения и взаимопреодоления полярных сил, в то время как понятие «тун» символизирует покорное единение с силой, исходящей, как правило, от верховной власти.
Можно сказать, что смысл человеческой жизни Конфуций видит в самосовершенствовании, стремлении к идеалу («цзюньцзы») и следовании пути Дао путем сохранения древних традиций.
Основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Его основные идеи изложены в труде «Дао-дэ-цзин» («Канон Пути и благодати»). Учение даосизма формировалось вокруг этого небольшого трактата.
В центре учения Лао-Цзы стоит учение о Дао. В переводе с китайского языка «Дао» – «путь» [13, c. 98]. Дао нельзя определить однозначно. Лао-цзы не дает определения «Дао», поскольку «знать, что ты не знаешь (всего), – есть величие; не знать, что ты не знаешь (всего), – есть болезнь» [6, с. 220]. Это Закон, Абсолют, это некая первопричина всего сущего, высшая абсолютная реальность, из гигантского потока которой рождается феноменальный мир. Дао – праотец всех вещей. Оно бестелесно и туманно. Дао умозрительно: о нем можно рассуждать, но его нельзя потрогать, его можно постигать, но нельзя видеть
Важным составляющим учения выступает понятие – «Дэ». «Дэ» – это опредмечивание, конкретное проявление Дао в вещах и в поведении человека. Это та частица, благодаря которой Дао материализуется. Если Дао рождает вещи, то «Дэ» вскармливает их. Без «Дао» не рождаются тела, а без «Дэ» не проявляется их жизнь [8, с. 73].
Чтобы познать Дао, необходимо полностью отвлечься от ненужных волнений духа и мыслей. Человек должен перестать как-либо вмешиваться в естественное течение жизни. Нет необходимости в том, чтобы как-то обустраивать свою жизнь, исправлять ее ошибки. Все происходящее в нашем мире идет своим чередом, и человек на протяжении всей своей жизни должен придерживаться принципа «у-вэй», т.е. «недеяния, невмешательства» [9, c. 429]. При этом не стоит путать понятие «невмешательство» и «бездействие». Под принципом невмешательства следует понимать такой ход жизни, при котором все согласовывается естественным течением порядка в мире. Тот, кто следует этому правилу, становится истинным мудрецом. Тот же, кто активно действует, называется мнимым мудрецом [12, c. 133]. Он нарушает законы «естественного пути» и придумывает нравственные категории (добродетель, гуманность и т.д.), которые являются ложными знаниями и знаменуют «начало невежества».
Смысл жизни в Даосизме состоит в том, чтобы следовать естественному течению порядка в мире, подчиняясь этому закону, войти в состояние всеобщего единства, постичь высшего уровня сознания, вернуться в «утробное состояние» и достигнуть бессмертия. Каждый человек, если он хочет стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.
Также стоит отметить и сильное влияние даосской мысли на развитие трансперсональной психологии и её методов. Нам видится весьма близкой и взаимодополняющей идея соединения психических и практических упражнений в культуре даосизма с психологической мыслью и деятельностью современных практикующих психологов. Так, принцип «естественности» в даосизме схож с идеями Уильяма Джеймса о «принятии» определённого ряда явлений [9, 10, 12].
В современной цивилизации перед человеком актуализируются проблемы экологии, развития НТП и вытекающие отсюда новые проблемы: «европейский индивидуализм», «культ лидерства», потеря самоидентификации, нехватка времени и появление синдрома «хронической усталости». Мы убеждены, что существует необходимость дополнения современных психологических методик психосоматическими даосскими практиками-техниками, которые позволят более рационально и эффективно решать современные психологические проблемы, возникающие в жизни жителя крупных городов. Даосские практики – это совокупная система принципов, упражнений и техник, направленных на использование внутренних сил и потенциала человека с целью совершенствования его индивидуальной «природы» для достижения гармонии и психофизиологического благополучия личности. В результате происходит целостное развитие человека на психологическом, физиологическом и духовном уровне. Даосские психосоматические практики могут помочь рассмотреть проявление специфики любых явлений максимально многосторонне, что позволит продуктивно и целостно изучить специфику проявления психических проблем и найти сферу их потенциального решения.
Сама концепция «Дао» как индивидуального пути коррелирует с идеями А. Маслоу касательно «самоактуализации» и индивидуальности становления каждого человека. Даосизм, как и психология, акцентирует внимание на проблеме важности самопознания как центрального принципа в построении «content» (гармонии) в жизни, а также свидетельствует о важности принципа перманентного обучения, подчёркивая тем самым важность развивающей функции психики. Функциональная сущность «Дао» состоит в понимании и развитии целостности физического и психического в человеке, что подтверждает «принцип единства психического и физиологического» в психологии. Дыхательные техники в структуре практики «Цигун» во многом пересекаются с идеями и спецификой «холотропного дыхания», а техника «Коан» по своей структуре близка к важности «инсайта» в психоанализе. Интерпретация даосской мысли касательно сновидений как формы перехода сознания в бессознательное по своей сущности коррелируют с идеями психоанализа.
Сравнивая философию России Серебряного века и Китая, нельзя абстрагироваться от разности их исторического пути. На протяжении всего генезиса русской философии, колоссальное влияние на нее оказывала передовая европейская мысль. Географическое положение, единство религии и вступление в эпоху капитализма привели к тому, что Россия в большей степени попала под влияние Европы с царившими в ней идеями антропоцентризма, индивидуализма, с личностью как основной ценностью. Однако европейские семена попадают на весьма религиозную почву, что приводит к возникновению самобытной русской философии, которая видит в христианстве отправную точку, базис для новой философской системы, противовес рационалистическим концепциям Европы, использующим в качестве фундамента логику и разум. Кроме того, русская философия есть философия нравственная, старающаяся найти смысл жизни и дать нравственный идеал, в то время как в Европе больше занимались онтологией и построением систем бытия.
У китайской и русской философии есть одна общая черта – они дают ценностные ориентиры и установки. Но разность исторических судеб, географических условий и менталитета неизбежно накладывает отпечаток на характер науки. Будучи частью разных культур, западной и восточной, Россия и Китай ищут ответы на главные вопросы различно. Русская философия обращается к Богу, ищет ответ в идее человеческого активизма, преобразования действительности на путях творчества и практического изменения мира. Она личностна по своей сути. Китайская же, становясь философией умиротворения, ищет ответ внутри человека, создает концепты «у-вэй» и «ваби», предлагает, если человека что-то не устраивает, преобразовывать не окружающий мир, а меняться самому. Счастье она понимает, согласуясь с установками даосизма, как довольствование тем маленьким уютным домашним миром на лоне природы, лицезрение которого высшее счастье для человека. В ней человек еще не отделен от того целого, к которому принадлежит всё живое. И в этом содержится определенная альтернатива. Нам же видится разумным и прогрессивным эклектический подход в построении собственной философской картины мира каждой личности. Синтезирование и попытка реализации противоположных, но взаимодополняющих философских позиций могут качественно расширить и углубить мышление и восприятие отдельного человека.
Нам видится перспективность дальнейшего изучения и исследования проблемы смысложизненных ориентаций в культурах Запада и Востока. Знание специфики протекания и дальнейшей интеграции принципов и методов даосских практик в психологическую деятельность даст возможность широко и глубоко прорабатывать психологические проблемы человека, позволит использовать данные знания для опоры на них в вопросах просвещения, а также позволит сформировать разностороннее понимание проблем личности и подчеркнёт серьёзность и эффективность комплексного подхода в поисках смысложизненных ориентиров.
Список литературы
- Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: Международные отношения, 1990. – 336 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Издательство «Правда», 1989. – 320 с.
- Белькинд Г. Оправдание смысла // Философия России первой половины XX века / Трубецкой Е.Н. / Под ред. Половинкина С.М. – М.: Политическая энциклопедия. 2014. – С. 133-149.
- Бондаренко Г.В. Даосская концепция проявленного ДАО: философско-методологический анализ. Дисс. канд. философ. наук. – Уфа, 2004. – 21 c.
- Венцлер Л. Понятие «смысла жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание // Вопросы философии. – 2007. – №1. – С. 21-32.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. Т. 1. Философия / Под ред. Титаренко М.Л. – М.: Вост. лит., 2006. – 727 с.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. Т. 5. Историческая мысль, политическая и правовая культура / Под ред. Титаренко М.Л. – М.: Вост. лит., 2009. – 935 с.
- История Китая с древнейших времен до начала XXI века в 10 т. Т. 2 / Ин-т. Дальнего Востока РАН. – М.: Наука; Вост. лит., 2013. – 687 с.
- История Китая с древнейших времен до начала XXI века в 10 т. Т. 3 / Ин-т. восточных рукописей РАН. – М.: Наука; Вост. лит., 2014. – 991 с.
- Латыпов М. Чему не учат на психфаке: как реально помогать людям. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 206 c.
- Маликов В.М. Психосемантический анализ представлений практикующих психологов об эффективности использования синтеза традиционных даосских и психологических практик для решения актуальных проблем личности // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019»/ Отв. ред. Алешковский И.А., Андриянов А.В., Антипов Е.А. [Электронный ресурс]. – М: МАКС Пресс, 2019. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/
Lomonosov_2019/data/16355/96449_uid247366_report.pdf. - Сисаури В. Книга о Ли Бо. – М., Гиперион, 2015. – 320 с.
- Толстой Л.Н. Т. 16. Художественная литература // Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1983. – 412 с.
- Торопцев С. А. Ли Бо: земная судьба небожителя. – М., Молодая гвардия, 2014. – 293 с.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. и отв. ред. Платонов О.А. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 656 с.