Этические аспекты отношения к смерти с точек зрения религии и истории

19 июля 8:04

Человек как биологическое существо не может жить вечно. Ежедневно в мире умирает приблизительно 150 000 человек. По официальным данным росстата за 2018 год в России умерло 946,9 тысяч населения. Смерть является необходимым двигателем прогресса, без нее человечество превратилось бы огромную неподвижную громадину. Но все равно, в каком бы ключе не трактовалось это понятие, оно является наиболее трагичным событием в жизни любого человека. Когда бы смерть не наступила, она все равно остается самым трагическим событием в жизни человека, нередко становится катастрофой для близких и родных усопшего.[8]

Для каждого человека не является секретом то, что смерть — это неизбежное явление, происходящее в жизни любого живого существа, в число которых входит и человек– одно из немногих живых существ, обладающих пониманием о неизбежной смерти. Но многие психологические исследования и сам человек подтверждают обратное. «Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться ее нелогично» — писал Сократ. Многие люди живут так, словно жизнь бесконечна и смерть далеко. Начало жизни любого человека определяется рождением. А конец – смертью. Отрезок времени между этими понятиями называется жизнь, и у каждого он свой, никто не в силах предотвратить приближение своей смерти.

В течение многих десятилетий тема окончания человеческой жизни под негласным запретом благодаря различным причинам. Считалось неэтичным, неудобным писать или говорить о смерти. В медицинской документации страшное слово «смерть» подвергалось замене латинским «exitus», в переводе значение которого означает «уходить». Благодаря этому, в настоящее время, вместо слова смерть, используют синонимичные выражения, как “ушел“,” удалился в иной мир“, “покинул нас“.[3]

Двумя извечными темами духовной культуры человека являются жизнь и смерть. Размышлениями на эти темы занимались пророки и основоположники религий, философы и моралисты, многие деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Лишь ранний возраст и маразм старческого возраста освобождают человека о мыслях и о необходимости решения этих вопросов. Всегда найдется зрелый человек, который задумывался о смысле своей жизни, грядущей смерти. В львиной доле мифологий смерть выражается как нечто злое, опасное.

Определение. Раскрытие понятия с точки зрения биоэтики.

Смерть — это прекращение в связи с полной остановкой физиологических процессов жизнедеятельности организма.

Классификация. Природа смерти может быть разнообразна, но выделяют основные два понятия:

  1. Естественная (физиологическая) смерть, наступающая в силу возраста, в связи с замедлением обменных процессов;
  2. Патологическая смерть, коротко — смерть от болезней.

1) внезапная (скоропостижная смерть) — человек погибает без явно видимых причин и, казалось бы, в состоянии полного здоровья.

2) клиническая смерть — состояние, для которого характерны остановка функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы и сохранение обмена веществ в головном мозге.

3) биологическая смерть – полная остановка физиологических процессов в клетках, главная особенность – необратимость.

Отличие биологической смерти от клинической. При биологической смерти, в отличие от клинической, вернуть функции жизненно важным органам невозможно. Поэтому и процедура реанимации уместна только при клинической смерти. Она дала возможность преодолеть традиционные критерии человеческой смерти (прекращения дыхания и сердцебиения) и выйти на уровень принятия нового критерия — «смерти мозга». Смерть мозга характеризуется необратимым отключением функций головного мозга при сохраняющейся работе сердца. Сложность проблемы смерти мозга заключается в том, что общество делится на людей, считающих смерть мозга уже смертью человека, и на сторонников традиционного взгляда на смерть, которые считают таких больных живыми. Так, смерть мозга, как и проблема аборта, как и проблема искусственного оплодотворения и т.д., стала одной из морально-этических дилемм, исследуемых биомедицинской этикой.

Исторические аспект. Отображение образа смерти в разные эпохи.

В тот момент, когда проблемами смерти заинтересовались ученые, выяснилось, что одним из основных характеристик коллективного сознания является смерть. Основным явлением, благодаря которому изменяется этот параметр, является время. Понимание мира сменяется от поколения к поколению, изменяются мироощущение человека, отношение к насущным проблемам, жизненные приоритеты. Позиция ученых состоит в том, что одним из показателей характера цивилизации является отношение к смерти. Именно оно раскрывает сущность взглядов человека, живущего в определенной эпохе, показывает структуру мировоззрения и ценностей общества того времени. [3]

Одним из ученых достигшим успеха в этой стезе, получивший признание научного сообщества, стал Филипп Арьес. Работа «Человек перед лицом смерти» была издана в 1977 году, а позднее, в 1992 году появился на свет перевод труда на русский язык. Объектом изучения стали концепции отношения к смерти населения западной Европы. Основное суждение, открываемое в книге, звучит так: есть связь между установками в отношении к смерти, преобладающими в исходном сообществе на определённом этапе истории, и самосознанием личности, нормальной для данного сообщества. Плавная смена установок не позволяла современникам определить их изменения. Однако, по прошествии многих лет, их отслеживание стало возможным благодаря появлению более четкой градации и Арьес смог провести сравнительный анализ и дать характеристику изменения отношений к смерти в истории цивилизации. Итогом стало появление первой классификации, состоящей из пяти основных этапов. [1]

Первый этап «Смерть прирученная». Представление о смерти, взятое ученым за первоначало в своем анализе, исходит из Раннего Средневековья. Но при дальнейшем углублении в данный вопрос становится ясно, что этот образ еще старше: смерть, вне зависимости от того, какой она была на протяжении долгих эпох древнейшей истории, находится вне времени. Люди на данном этапе, как их описывает Арьес, воспринимали смерть как необходимость, которая постигнет всех, поэтому они относились к нему как к обычному явлению, которое не вызывало каких-либо страхов. В те времена граница между естественным и сверхъестественным была зыбкой, и вследствие этого человек верил в существование загробного мира. Уход из мира живых не воспринимался как полный разрыв. Внешним признаком этого являлось, по мнению Арьеса, то, что именно в средние века стали появляться захоронения на территории поселений. Согласно взглядам того времени, умершие погружались в сон , который будет длиться «до конца времен», то есть второго пришествия Христа. После чего большинство, исключая грешников, отягощенных особо тяжкими грехами, войдут в царствие небесное. Данная система понимания была распространена вплоть до XIX века.[1]

Второй этап «Смерть своя». Становлению второго этапа в период с XI по XII век способствовало появление идеи Страшного суда, созданная интеллектуальной элитой того времени. В XI столетии происходит изменение  представлений. На смену концепции о «суде над родом человеческим» приходит «суд индивидуальный», происходящий в момент смерти человека. Похоронная церемония превращается в важно средство спасения души усопшего. [1]

Данные перемены историк растолковывает как рост индивидуального сознания, испытывающего потребность соединить все факты существования человека в одно целое. В своей смерти человек индивидуализируется, идентичность индивида пересиливает подчинение коллективной судьбе. [1]

Третий этап «Смерть далекая и близкая». В течение всего Средневековья значение смерти человека увеличивалось, последствием чего стало сосредоточения мыслей и чувств на самом моменте физической индивидуума. Достигнув наивысшей точки, развитие остановилось. Именно в этом момент происходит девальвация старых устоев в отношении смерти. Результатом этого становится снижение сакрального смысла смерти, она теряет свое магическое значение. На смену пришла новая модель, где смерть престает быть событием мирным и тихим. Она также не выступает больше моментом наивысшего морального и психологического сосредоточения личности.

Попытки священнослужителей внушить страх перед смертью, сыграли обратную роль. Теперь смерть в глазах людей выражалась людьми церкви в пугающих образах. Интересным фактом является то, что этот безумный страх рождается именно в эпоху, когда что-то изменяется в многовековой близости человека и  смерти. Начинаются извращенные игры со смертью, вплоть до эротического соития с ней. Устанавливается связь между сексом и смертью, которая завладевает человеком, как секс. Когда страх смерти является, он остается поначалу заточенным в том мире, где так долго находила себе убежище любовь и откуда только поэты, романисты и художники осмеливались ее выводить: в мире воображаемого.

Давление этой тревоги слишком сильно, и в течение XVII – XVIII вв. безумный страх вырывается за пределы мира воображаемого и проникает в реальность жизни, в сферу чувств сознаваемых и выражаемых, однако еще в ограниченной форме и не простирается на всю область мифа о кажущейся смерти и живых трупах.  [1]

Четвертый этап «Смерть твоя». На смену страху смерти пришло воспоминание о покойном. В XIX в. все выглядит так, словно все поголовно уверовали в продолжение после смерти земных привязанностей и дружб. Трагические эмоции, наводимые гибелью родных, по мнению автора, новое явление, сопряжённый с укреплением внутрисемейных эмоциональных контактов. В связи с изменением влияния веры в загробные кары меняется и отношение к смерти. Теперь её воспринимают как возможность слияния с близким человеком, принявшим смерть. Гибель близкого существа становится более тягостной утратой, по сравнению с собственной смертью. Смерть начинает прятаться, несмотря на видимую публичность, которой она окружена. Смерть прячется за красотой. [1]

Пятый этап «Смерть перевёрнутая». В конце 20 века страх смерти начинает развеиваться и следующий этап Арьес обозначил как «Смерть перевернутая». В обществе появляется наклонность к вытеснению понятия смерти из сознания масс, постепенно увеличиваясь и достигая пика сегодня. Согласно мнению Арьеса, в наше время поведение общества выглядит так словно человек не замечает смерти окружающих людей. Человеческая смерть никак не влияет на структуру общества. В западных странах появляется тенденция к тому, что явление смерти волнует только врача и владельца похоронного бизнеса. Смерть изолируется от взглядов общества, её пытаются отгородить от умирающего, стараясь не нагружать его мыслями о грядущей смерти. Теперь похороны проходят короче и проще, кремация превратилась в норму, тяжесть переживания оценивается как одно из проявлений душевного нездоровья. [1]

По мнению Арьеса, существует несколько параметров, определяющих восприятие смерти человеком: самосознание индивидуума, вера в существование загробного мира, вера в миф о «падении» человека, наличие механизмов защиты от опасных для социума неконтролируемых природных сил.

Человек прошел нелёгкий путь от архаичной «прирученной смерти», до «смерти перевёрнутой», окутанной безмолвием и обманом. Эти тенденции проливают свет на ключевые изменения в стратегии общества, и каждый член общества в праве осознанно или неосознанно выбирать из всего перечня взглядов то, что наиболее соответствует его потребностям. [1]

Проблема смерти в различных религиозных учениях.

Религия всегда была тесно связана с событием смерти одного из близких людей. Появление культуры привело к параллельному развитию представлений о загробном мире. Они, в свою очередь, дали людям возможность объяснять триасу «жизнь-смерть-бессмертие». Рассмотрим, какой отношение к смерти сформировалось у различных религиозных учений.

Христианство. В христианстве понятие смерти связано не только с физическим превращением в прах. В православной энциклопедии говорится о двойственности смерти: она раскрывается и с телесной, и с духовной стороны. Жизнь и смерть тела — понятные всем понятия: тело существует определенное время на земле, после чего умирает. Что же касается души, то у нее тоже есть свои жизнь и смерть. Душа обретает жизнь при сближении с Богом, восстановлении богообщения, которое разорвал Адам. Считается, что душа также может умереть, если человек жил безбожно и грешно, разлучно от Бога и ждет ее вечная смерть. Но это не привычная нам форма смерти, душа не перестает существовать как таковая, но наполняется скорбью, страданием, мраком. Священное писание толкует грех как источник смерти души. Евангелие говорит, что смерть тела христианина не должна пугать так, как смерть души. Таким образом, телесно гибель человека проявляется лишением души, которая оживляла его, а духовно – в лишении души благодати Божией. [6]

Особенности православного восприятия смерти таковы: архимандрит Киприан в работе «О молитве за усопших» писал: «С моментом телесной смерти для души перерыва не будет: душа, как жила до последней минутки земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного Суда… Нет смерти ни для кого, ибо Христос воскрес для всех.» Земная жизнь, полная страданий и мучений, представляет собой этап подготовки людей к загробной жизни, которая избавит от рабских цепей и позволит находиться рядом с Богом, наследуя «царство, уготованное им от создания мира». Факт смерти не воспринимается как конец существования души, она является переходным явлением от жизни в реальном мире к вечной жизни в будущем, бессмертное пребывание в раю или в аду, после определения посмертной судьбы души.

Ислам. Подобно христианству ислам утверждает, что итог человеческого существования не

выражается в физической гибели. Через смерть душа и тело приобретают новые образы и свойства.

В исламской религии существует представление о некотором промежуточном состоянии «барзах», что в переводе означает «преграда». В этом промежутке, когда Аллах будет окончательно решать судьбы всех людей, тела умерших все еще могут чувствовать, хоть физически они и мертвы, а души умерших попадают либо на небеса (души мусульман), либо в колодец Барахут (души неверных).

После смерти душу ждет предварительное следствие, так называемое «азаб ал-кабр», то есть могильное наказание. Это место аналогично христианскому чистилищу – также решается дальнейшая судьба души: мучения или награда. В Коране говорится о двойном наказании для неверных, то есть могила является для них преддверием ада. Праведному же могила становится преддверием райского сада. [7]

Индуизм

Реинкарнация в индуизме составляет целую доктрину. В Индии она так сильно укоренилась в сознании людей, что стала его неотъемлемой частью. Известно сравнение процесса перерождения с процессом перехода гусеницы с новой травинки на новую, сбрасывая лишнее, изгоняющее свое незнание, сконцентрировавшись — другими словами, душа переходит в новое тело и начинает другую жизнь.

Действия и поступки человека определяют его будущее в каждом перерождении. Конечная цель каждого индуиста — выход из круга перерождений и воссоединение с Брахманом, высшей реальностью. Приверженцы индуизма говорят о себе как о душах, вечно возвращающихся на землю. Но справедливости ради стоит сказать, что оценка верховным божеством поведения души на земле оценивается индивидуально, ведь во время пребывания на земле каждый человек по-своему проходит жизненный путь. Божество Атман при перевоплощении разделяется на индивидуумов, затем же вновь воссоединяется в Единство.

Согласно данной религии индивидуальная душа стремится к воссоединению с Мировой душой. На пути к конечному спасению Атман переживает непрерывные перевоплощения, каждая форма которых определяется кармой.

После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (перевоплощение, переселение душ, сансара), попадание в ад (до рождения в новом теле), уход в нирвану. Говоря физическими терминами, нирвана — это пограничная область между энтропией и антиэнтропией, нирвана есть Великое Ничто и одновременно Великое Все.

Атеизм. Безрелигиозных людей и атеистов зачастую упрекают за то, что для них земная жизнь составляет основную ценность, а смерть — бессмысленна по своей сути, потому как воспринимается трагедией.

Научные атеисты считают, что «смерть – это прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивидуальное существование». Религиозные представления о смерти носят антинаучный характер. Смерть человека рассматривается как смерть его тела, являющегося вместилищем божественной души, которая продолжает самостоятельное существование в потустороннем мире. Религиозная идея бессмертия души, пребывающей после смерти человека в раю или аду в зависимости от его поведения в этом мире, противоречит здравому смыслу, основана на устаревших, необоснованных и невежественных представлениях о сущности жизни и смерти.

Наука рассматривает смерть как естественный процесс. Смерть, означающая конец жизни, вовсе не обесценивает реальную земную жизнь, как это пытаются представить религиозные идеологи. Наоборот, жизнь приобретает особую ценность как период плодотворной деятельности человека, оставляющего свой неповторимый след в жизни.

Сатанисты считают жизнь – великим развлечением, они утверждают «смерть — великий пост, и нет ничего после жизни». [4]

Агностики не могут рассуждать о смерти, так как не признают знаний, не верифицируемых эмпирическим путем.

Отношение к смерти в наше время.

Одной из характеристик отношения к смерти сегодня является терпимость. В умах современных людей смерть стала обыденностью, обычным явлением. Постоянные новости об убийствах сделали человека черствым, гибель человека сегодня не является огромной потерей для общества. Смерть обрела такие черты как незаметность, подсознательность, перешла на окраину сознания.

«Живем для других, а каждый умирает сам за себя персонально» эти слова Фомы Аквинского в наше время приобрели особое значение. Произошла утеря осознания собственной смерти. Человек современности не задумывается о собственной смерти, думая, что она обойдет его стороной. Но даже если человек и задумывается о ней, в первую очередь в его уме всплывают вопросы о том, как о нем будут думать другие. Его волнует престиж родственников: как будут выглядеть похороны, какие денежные затраты понесут его родные, что будут говорить о нем и о его семье после гибели.[1]

Отношение к смерти как к шагу в игре или реплики в театре. Уход в иной мир превратился в театральное представление, где нет искреннего переживания. Смерть человека расценивается как падение вниз по социальной лестнице. Смерть превращается в очередную ставку в чьей-то игре. Ценность жизни измеряется лишь в том, на какой ступени иерархии находится умирающий.

Мы можем сделать вывод о том, что в наше время толерантное отношение к гибели приводит к нетерпимости в отношении других. Следствием этого является потеря индивидуальности человека, его существование опускается до простого представителя общества потребителей, человека без лица. Наше общество отстраняет смерть, заставляет индивида умирать в одиночестве.[2]

Заключение

Формирование образа смерти претерпевало постоянные изменения от античных времен до наших дней. Образ смерти синтезировался, подвергался изменениям под воздействием культуры народов, но общая линия представления сохранялась. В итоге сейчас смерть — это результат, который разрабатывался на протяжении всей истории цивилизаций.

Гибель нельзя отделить жизни. Где заканчивается смерть, там начинается жизнь. Наше осознание ухода в иной мир складывалось от поколения к поколению. И душа как атрибут смерти и жизни возник за длительное время до религий, которые акцентируют на ней внимание. Сколько людей, столько и воззрений, что такое смерть, каковой ее вид.

Каждый человек должен задуматься об этом, ведь смерть — часть существования всего. Мы не должны перестать считать смерть частью чего-то обыденного. Естественно, очень хочется верить в то, что население Земли будущего пересмотрит и изменит свои театральные взгляды на смерть. Театральность смерти делает жизнь искусственной.

 

Список литературы

  1. Арьес Ф.  Человек перед лицом смерти. М., 1992.
  2. Бердяев Н.А. «О назначении человека.» Москва, изд. «Республика», 1993. С.75-80
  3. Бессмертный Ю. А. «Жизнь и смерть в средние века», М.,1991.
  4. Гуили Р.Э. Энциклопедия привидений и духов = The Encyclopedia of ghosts and spirits: [Пер. с англ.]. — М.: Вече; Александр Корженевский, 1997. — 654 с.: ил.; 22 см. — (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги).
  5. «Энциклопедия обрядов и обычаев» Составители: Брудная Л.И. Гуревич 3. М. Дмитриева О. Л.ISBN 5-7345-0063-1″Респекс», составление, оформление серии, 1996 г
  6. Ляхова К.А, Рычкова Ю.В., Соболева Г.А, Бурлуцкая Л.А. «Узнай свои прошлые жизни» Москва, изд. «Рипол классик», 2002.Энциклопедия обрядов и обычаев
    Трубников Н. Н. «О смысле жизни и смерти», М., 1996.
  7. Шауки Балаг. Могильное наказание. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.islamvevrazii.ru/re161.php (дата обращения: 26.11.2019)
  8. Федеральная служба государственной статистики. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 25.11.19)