К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

18 августа 9:32

Процесс развития человечества представляет собой бесконечную смену эпох, в каждой из которых человек был не только главным, но и «единственным творцом ее истории»[1,с.520]. В ходе развития человеческого общества, начиная с древнегреческой античности и заканчивая современным временем, возникали самые разнообразные философские системы, в которых мыслители, пытаясь постичь сущность человека, и надеясь на объективность собственных рассуждений, искренне полагали, что открывают миру тайну человеческой природы.

Исследования современных философов в сфере философской антропологии не являются исключением, поэтому в настоящее время обнаруживается вновь столь пристальное внимание к осмыслению проблемы человека, который, как справедливо отмечал К.Ясперс, «всегда больше того, что он знает о себе»[2,с.378]. Наш век ворвался в историю человечества мощнейшими темпами экономического, политического и социального развития доселе неизвестных никакой эпохе. Кардинальные изменения произошли в самых разнообразных областях человеческой жизнедеятельности. Не минули они и общества, вместе с которым изменился и сам человек, более того «произошел надлом его мироощущения, переориентация, переосмысление, переоценка ценностей»[3,с 11].     

Особое внимание к проблеме современного человека вызвано, прежде всего, его потребностью постоянно решать в не только жизненно важные проблемы собственного существования, но и проблемы планетарного значения, возникшие в результате столь стремительно развивающегося мира.  Эти проблемы настолько остры, что вряд ли в истории развития человечества найдется период, который по своей сложности и противоречивости мог бы быть сравним с настоящим временем.

Современный человек, находясь в сложных жизненных ситуациях, все чаще ощущает чувство неудовлетворенности и дискомфорта. Уйти от этого состояния и тягот житейских забот ему помогает его способность обратиться к своему внутреннему миру.  Эту способность человек постоянно стремится развивать, так как благодаря ей он уходит от нежелательных для него воздействий внешнего мира и, освобождаясь, таким образом, от всего того, что его угнетает, создает состояние удовольствия, наслаждения и самоуспокоения. Такая умиротворённость, возникающая во внутреннем мире человека, улучшает душевное состояние, ведет к повышению качества жизни и осознанию ее значимости. В этом случае человек, воздействуя на свой внутренний мир, не может не изменить мир внешний. В результате физических и духовных усилий человека, направленных на совершенствование собственного внутреннего мира, меняется мир вещей и создается новый. Этим новым миром стала техника, используя которую, человек приобрел массу свободного времени, что позволило ему чаще посещать свой мир, в котором в размышлениях о смысле и превратностях своей судьбы он создавал свои идеалы и ценностные установки. Техника научила современного человека властвовать над внешним миром, реализовывать свои нескончаемые потребности, навязывать ему свою волю. Используя технику и изменяя ею окружающий мир, человек часто  превращает его в такое место, которое становится непригодным для дальнейшего человеческого существования. Постоянным желанием современного человека, получившим огромные блага в результате использования техники, стало его стремление к безраздельному господству над окружающим миром, естественным и созданным им самим. В сложившихся обстоятельствах человек перестал замечать, что становится полностью зависимым от собственных нескончаемых интересов и желаний. Могущество человека в сфере техники сделало его крайне опасным существом в материальном мире, так как он ощутил силу, но не смог до конца осознать те последствия, которые могут возникнуть в результате ее применения. Впервые в истории развития человечества человек заявил о себе как о самой могущественной, но и неуправляемой силе. Он создал такие экстремальные условия для своего существования, при которых уже не в состоянии не только контролировать разнообразные процессы, но и адекватно оценивать их последствия. Сегодня судьба дальнейшего существования всех форм жизни на планете находится в прямой зависимости от того, какие действия будет осуществлять человек в процессе своего дальнейшего развития. В данном случае возникает вопрос — стал ли человек равноправным хозяином, созданных им существующих миров? Так как в настоящее время ответ на этот вопрос не может быть однозначным, то в таком случае перед человечеством встает проблема выживаемости нашей планеты.

Разрешить эту проблему возможно лишь в тех обстоятельствах, при которых современный человек изменит свое отношение ко всему живущему на нашей планете и станет на позиции, которые так стойко отстаивал А.Швейцер в своем этическом учении, основным принципом которого было « благоговение перед жизнью».      

Современный человек постоянно находится на перепутье своих желаний и интересов, стремясь к благу, его деятельность очень часто оборачивается злом для тех, кто находится рядом с ним. Чтобы реализовать свои зачастую эгоистические потребности и желания, человек вступает в конфликт с людьми, что приводит к утрате человеческого в нем самом, превращая его в «несвободное, ограниченное, бездумное существо»[4,с.271]. Современный человек, лишенный гуманности, находится под угрозой стать некультурным, потому что культурным человеком может быть только тот, кто в любых жизненных ситуациях сохраняет свою истинную человечность и постоянно осознает свою ответственность за действия и поступки, осуществляемые им.

Теперь уже ни для кого не является открытием, что современный человек живет в мире, который развивается в условиях расширения и углубления глобальных проблем. Они возникли не сами по себе, а в результате деятельности людей. Современному человеку, если он не понимает, что уничтожая природу, он уничтожает самого себя, сложно осознать, что «мудрость завтрашнего дня иная, чем мудрость вчерашнего»[5,с.506]. И если человек этого не осознает в самое ближайшее время, человечеству грозят большие перемены и далеко не в лучшую сторону. 

Современный человек должен не только устранить экспансии общества по отношению к природе, оборачивающиеся экспансией по отношению к себе, но и четко скоординировать свои действия, которые позволят ему сохранить свою целостность.   

Очень актуальна на современном этапе проблема отчуждения человека, под которой подразумевается тот факт, «что человек становится все более чуждым самому себе, собственной сущности — вплоть до того, что эта сущность ставится им под сомнение»[6, с.108]. Отчуждение возникает обычно там, где конкретный человек пытается адаптировать чуждые ему ценности. В такой ситуации человек зачастую утрачивает самого себя, принимая чуждые ему принципы, что и ведет к разрушению личности. Условия отчуждения возникают, когда индивид лишен своего прошлого, когда не имеет возможности реализовать свои ценности. Наш бурно развивающийся век привнес в личностную характеристику современного человека ряд свойств, которые проявились в его неопределенности, неуверенности, непредсказуемости. Устранить эти негативные личностные качества могут знания и подлинные ценности, которые способны сделать человека спокойным, счастливым, уравновешенным, уверенным в себе, и разорвать порочный круг отчуждения. Они возвратят человеку его самоценность, которая «позволит ему приобрести способность сосредотачиваться на самом себе, овладевать самим собой, создавать свой духовный мир и быть ответственным за него»[7,с.112].  Этого достичь можно, если человек осознает жизненную необходимость стремления к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. В середине ХХ века великий гуманист, Пьер Тейяр де Шарден, писал, что «в один прекрасный день человечество признает, что его первая функция — это проникать, интеллектуально объединять, улавливать, чтобы еще больше понять и покорить окружающие его силы, и тогда для него минует опасность столкнуться с внешним пределом своего развития»[8,с.220] .

В заключение данного исследования необходимо сделать выводы, из которых следует, что:

— современный человек в условиях бурно развивающегося техногенного мира создал такое качественное состояние собственного существования, которое позволило ему возвыситься не только над внешним миром, но и над самим собой;

-современный человек, получив в свое распоряжение роль лидера эволюционного развития, все же еще не готов взять на себя ответственность за жизнь на нашей планете;

-осознание современным человеком факта, что если высшей ценностью всего существующего является жизнь, то ее реализация возможна лишь на пути к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию человека.

Использованные источники

  1. П.Сорокин.Человек.Цивилизация.Общество.М.:Политиздат.1992;С.520
  2. Ясперс К.Смысл и назначение истории.М.: Издательство Политическая литература.1991;с.378.
  3. СоловьеваГ.В.,СтаниславоваИ.Л.,ИльичевП.И.,Раевская Н.Ю. Современная западная философия на пороге ХХ1 века. В сборнике: Проблема человека: гуманитарные и медицинские аспекты. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург. 2012; С. 11-13.
  4. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.:Прометей.1993;С.271.
  5. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.:Прогресс.1992;С.506.
  6. Г.Марсель.Трагическая мудрость философии.М.: Гуман.лит. 1995; С.108.
  7. Станиславова И.Л.Философия и педагогика//Вопросы педагогики.№ 7-1. 2019.С.111-113.    
  8. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука.1967;С.220.