КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ПИЛАТЕСА

21 мая 6:07

Введение. Однако многочисленные исследования доказывают, что уровень здоровья и физической подготовленности  студенческой молодежи в высших учебных заведениях с каждым годом ухудшается [1; 2]. Особое внимание  уделяется студентам, которые имеют ослабленное здоровье. Масштабность данной проблемы подтверждается результатами научных исследований, согласно которым в высших учебных заведениях неуклонно увеличивается количество студенток специальных медицинских групп [3; 4]. Поэтому в образовательном пространстве высшего учебного заведения особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление соматического здоровья студенток, повышение их физической подготовленности. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического процесса и приводят к запланированному результату.

Цель исследования – разработать методику занятий Пилатесом у студенток специальной медицинской группы и экспериментально оценить ее эффективность.

Организация исследования: В исследовании приняло участие 40 студенток 1 курса специальной медицинской группы. Методом случайной выборки 40 студенток были подразделены на экспериментальную (n=21) и контрольную группы (n=19). Средний возраст студенток экспериментальной группы составил 17,2±0,5 лет, контрольной — 17,3±0,6 лет.  Группы были однородны по возрасту, физическому состоянию и основному заболеванию до начала проведения исследования, что дает возможность объективно оценивать эффективность разработанной методики Пилатеса в физическом воспитании студенток экспериментальной группы. Контрольная группа студенток занималась по общепринятой методике.

Вариативность выбора содержания и структуры Пилатеса в процессе реализации коррекционно-оздоровительной методики была  реализована с учетов уровня физического состояния студенток.

Разработанная методика Пилатеса по повышению уровня физического здоровья и физической подготовленности у студенток специальных медицинских групп была направлена на развитие их аэробных способностей, а также улучшение их физического и функционального состояния, что крайне необходимо для укрепления здоровья. Данная методика реализовывалась на двух этапах: адаптационном (3 месяца) и тренировочном (6 месяцев).

Для решения поставленных целей были обозначены следующие задачи занятий по методике Пилатеса:

  • приобщение студенток к систематическим занятиям физической культурой;
  • привитие стойкого интереса к коррекционно-оздоровительной деятельности и через нее формировать потребности к самостоятельной активной двигательной деятельности в повседневной жизни;
  • улучшение уровня соматического здоровья;
  • профилактика инфекционных заболеваний;
  • комплексное развитие физических качеств и повышение физической работоспособности у студенток;
  • улучшение координации движений, коррекция мышечного дисбаланса и нарушений пространственной организации тела;
  • улучшение эластических свойств суставно-связочного аппарата;
  • содействие в приобретении студентками знаний в области физической культуры и фитнеса.

Нагрузка в нашей методике подбиралась индивидуально для получения специфического воздействия на организм студентки и носила преимущественно аэробный характер. Увеличение нагрузки осуществлялось поэтапно как за счет объема, так и интенсивности, а также за счет применения дополнительного инвентаря. Для организации и проведения коррекционно-оздоровительных занятий мы использовали соответствующий спортивный инвентарь и оборудование, которое широко используется в фитнесс индустрии (гимнастические палки, фитболы, малые мячи, коврики для фитнеса, скакалки).

С помощью целенаправленных занятий по коррекционно-оздоровительной методике и систематического усложнения разработанных комбинаций происходило постепенное улучшение адаптационных механизмов, увеличение выносливости и совершенствование координационных способностей у студенток.

Результаты и обсуждение. Для оценки результативности и эффективности разработанной методики занятий Пилатесом была произведена сравнительная оценка исследуемых показателей между экспериментальной и контрольной группой (таблица 1).

Таблица 1 — Динамика показателей физической подготовленности у студенток экспериментальной и контрольной группы

Показатель

Экспериментальная группа (n=21)

р

Контрольная группа (n=19)

р

до

после

до

после

Прыжок в длину с

места, см

165,62±2,54

176,92±2,21*

<0,05

 

167,63±2,50

170,63±2,60

>0,05

«Челночный бег» 4×10 м, с

13,89±0,42

12,13±0,42

<0,05

 

13,90±0,41

13,20±0,31

>0,05

Сгибание разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

12,00±0,42

16,00±0,52

<0,05

 

12,50±0,42

15,00±0,12

<0,05

Поднимание туловища из положения лежа за 1 минуту, кол-во раз

30,00±0,52

39,13±0,42*

<0,05

 

31,50±0,32

35,17±0,33

<0,05

Наклон туловища из положения сидя, см

8,1±0,11

13,13±0,12*

<0,05

 

8,2±0,11

9,30±0,31

>0,05

Примечание: * — р<0,05 при сравнении конечных данных студенток экспериментальной и контрольной группы

 

Как видно, из результатов, представленных в таблице 1, у студенток экспериментальной группы произошли изменения большинства показателей, характеризующих силовые, скоростно-силовые способности, гибкость и ловкость: показатель прыжка в длину с места улучшился на 11,30 см (р<0,05), челночного бега – на 1,59 с (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 4,0 раза (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине за 1 мин – на 9 раз (р<0,05), гибкости – 5,03 см (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии средств и методов Пилатеса для студенток специальной медицинской группы на развитие их физической подготовленности.

Систематизировав полученные данные, мы установили, что существенные различия между группами студенток наблюдались по некоторым показателям. Показатель прыжка в длину с места был достоверно выше у студенток экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 6,29 см (p<0,05), поднимания туловища из положения лежа за 1 минуту – на 3,96 раз (р<0,05),  наклона туловища из положения сидя – на 3,83 см (р<0,05).  

Результаты повторной интегральной оценки уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко представлены на рисунке 1.

 http://meridian-journal.ru/uploads/1732-2.PNG

Рисунок 1 — Результаты повторной оценки уровня физического здоровья у студенток специальной медицинской группы по методике Г.Л. Апанасенко

 

После проведения исследования было выявлено, что у 20% студенток ЭГ и 40% КГ наблюдался низкий уровень физического здоровья; у 30% студенток ЭГ и 50% КГ – ниже средний, у 40% студенток ЭГ и 10% КГ – средний уровень физического состояния. Полученные данные являются подтверждением эффективности разработанной дифференцированной методики Пилатеса для данного контингента студенток.

Выводы.

  1. 1. Результаты системного анализа научно-методической литературы и практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема улучшения физического состояния студенток специальной медицинской группы остается актуальной. Несмотря на активный поиск методов и средств коррекции физического состояния, их эффективность остается недостаточной.
  2. Разработанная методика Пилатеса включала рациональное сочетание аэробных и силовых упражнений, которые соответствовали индивидуальным функциональным возможностям и уровню физического состояния студенток специальной медицинской группы. Данная методика занятий позволила достичь весомых результатов в улучшении физического состояния студенток специальной медицинской группы по сравнению с традиционной программой занятий физическим воспитанием.

Список литературы

  1. Концепция структуры и содержания оздоровительных занятий для студентов высших учебных заведений. / Ю. А. Копылов, Л. Н. Яцковская, М. Д. Кудрявцев, В. А. Кузьмин, И. А. Толстопятов, С. С. Ермаков // Физическое воспитание студентов. – –  № 5. –  С. 23–30.
  2. Особенности организации занятий физическим воспитанием в специальном отделении вуза. И. И. Вржесневский, Г. В. Коробейников, Н. И. Турчина, Э. Г. Черняев // Физическое воспитание студентов. 2012.  – № 5. –  С. 35–39.
  3. Резенькова О. В., Шаталова И. Е., Лукина Л. Б Физическая культура студентов специальных медицинских групп: учеб. пособие / О.В. Резенькова, И.Е. Шаталова. – изд. 2– е, перераб. Киров: МЦНИП, 2013. – 210 с.
  4. Соколова Н. И. Методические аспекты занятий по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы / Н.И. Соколова // Спортивный вестник Приднепровья. – –  № 1. –  С. 122–128.