ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЖИЗНИ

18 июля 4:59

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам здоровья человека, изучению вопроса о здоровье, здоровом  образе жизни, стиле жизни студентов и их отношению к здоровому образу жизни освещено недостаточно. Тем не менее,  эта проблема требует тщательного изучения. Достижение студентами вузов высокого профессионального уровня не будет действительно эффективно, если не решать задачу подготовки здорового и работоспособного специалиста. Так же считают и многие авторы.

По мнению Н. В. Орловой, Н. И. Козловой, А. Э. Болотина и С. К. Рукавишникова: «Крепкое здоровье студентам необходимо для преодоления напряженного характера будущей профессиональной деятельности, для выполнения большого объема учебных нагрузок, для создания семьи, рождения и воспитания детей.»[2,с.245]

Цель исследования — является анализ отношения студентов ВУЗов к здоровому образу жизни, для установления важности и необходимости его ведения

Изучая литературу, можно увидеть, что, для формирования здорового образа жизни, первоочередной выступает роль таких образовательных программ, которые нацелены на охрану и улучшение здоровья студентов, создание их активной мотивации как заботы о своем здоровье, так и о здоровье других людей.[1,с.27]  Состояние человека и его жизнь напрямую зависит от здорового образа жизни. Каждый человек по-разному понимает определение здорового образа жизни. Для кого-то это отказ от вредных привычек, для кого-то это постоянное занятие спортом и правильное питание, кто-то под здоровым образом жизни подразумевает отсутствие болезней, а для кого-то здоровый образ жизни включает в себя все перечисленные критерии.

Многие авторы дают разное определение здоровому образу жизни, но, по мнению К. А. Юровской: «Здоровый образ жизни включает некую совокупность элементов и его не возможно, охарактеризовать какой-либо одной составляющей. Это образ жизни человека с целью укрепления здоровья и профилактики болезней, включающий в себя физические упражнения, соответствующее питание и отказ от вредных привычек».[3,с.141]

Сохранение здоровья является на сегодняшний день самой основной задачей студентов, так как для того, чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов необходимо сформировать у молодого поколения правильное понятие здорового образа жизни. Ведь студенты подвергаются отрицательному воздействию окружающей среды. Очень важно осознавать, что если на протяжении учебы студент сам осознанно усугубит свое состояние здоровья, это может сильно сказаться на его дальнейшей судьбе. Студент, при поступлении в ВУЗ проходит комиссию, согласно своей специальности. Да и не каждому работодателю хочется иметь у себя в организации специалиста с нарушением здоровья. Многие студенты понимают, что для улучшения качества жизни необходимо придерживаться здорового образа жизни, но все же курят, употребляют алкоголь, не соблюдают правильное питание и режим сна, тем самым осознанно наносят ущерб своему здоровью.

На основе анализа литературы и поставленной цели было проведено исследование. Опрос проводился среди студентов  ВУЗов города Иркутск. Возрастная категория составила 18-25 лет. Опрос проводился в социальной сети интернет, Вконтакте. Опросившее количество человек составило 182.  Опрос был направлен на определение заботы студентов о своем здоровье и необходимости соблюдать здоровый образ жизни.

На вопрос: «Как вы оцениваете свое состояние здоровья на первый взгляд?» 35,4% ответили «хорошее», 42,7% оценили свое здоровье как «среднее» и 21,9% оценили его как «плохое». Из процентного отношения можно определить, что большинство девушек чувствуют какие-либо отклонения в своем состоянии здоровья и чуть меньше девушек считают себя здоровыми. Во многом это может быть обусловлено низкой подвижностью, отказами от уроков физической культуры, плохой заботе о своем состоянии здоровья.

Те девушки, которые ответили, что их состояние здоровья является хорошим, возможно, не задумываются, что могут присоединиться к той группе девушек, которые чувствуют себя неважно. Большая вероятность того, что их не тревожат какие-либо симптомы ухудшения, которые могут появиться в любой момент, если перестать заботиться о своем здоровье.

Для того чтобы состояние здоровья улучшилось, девушкам необходимо посещать оздоровительные занятия физической культуры, вести более подвижный образ жизни и не засиживаться постоянно только за учебой.

На вопрос: «Как вы понимаете понятие «здоровый образ жизни»?» «отказ от вредных привычек» ответили 25,6%, «отсутствие болезней» сказали  12,2% и «совокупность физических упражнений, правильного питания, отказ от вредных привычек и соблюдение режима дня» ответили 62,2%.Из этого можно сделать вывод, что большинство студентов знают и понимают, что собой представляет здоровый образ жизни. Те студенты, которы ответили, что здоровы образ жизни является лишь отказ от вредных привычек и те, которые считают, что это лишь отсутствие болезней, возможно, не вдавались в подробности здорового образа жизни и явно не соблюдают его правильно.

На вопрос: «Вы курите?» «да» ответили 34,1% и «нет» 65,9%. Видно, что треть  опрошенных все же не ведут здоровый образ жизни. Они явно не задумываются, чем чреваты последствия после каждой скуренной сигареты или чего другого. Но все же не забываем, что большая часть опрошенных, студентов все же думает о своем здоровье и хотя бы не губит свой организм изнутри никотином.

На вопрос: «Вы употребляете алкоголь?» «да» ответили 39% и «нет» ответили 61%.  Видно, что примерно треть студентов употребляет алкоголь. Возможно, кто-то делает это редко, но все же они наносят вред своему здоровью. Большая часть студентов не употребляет алкоголь, тем самым увеличивают свое состояние здоровья, тем, что не убивают свой организм изнутри.

Но данные вопросы не дают нам точно понять, но, сколько точно студенты считают важным вести здоровый образ жизни. Поэтому им были заданы следующие вопросы:

  • «Следите ли вы за своим состоянием здоровья?», на который 64,1% ответили «да», 6,1% считают «нет» и 29,8% ответили «частично».
  • «Считаете ли вы важным соблюдать здоровый образ жизни?», на который 79,3% ответили «да», 20,7% ответили «нет». Глядя на процентное голосование можно сделать вывод, что многие студенты все же следят за своим здоровьем и считают соблюдение здорового образа жизни необходимым для человека.

Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что большая часть студентов, четко понимает, что представляет здоровый образ жизни. Но все же есть те, которым курение и алкоголь явно мешают вести здоровый образ жизни. Основная часть считают, что здоровье и его сохранение является не только отказ от  вредных привычек, но и правильное питание, физическая нагрузка и соблюдение режима дня. Не достаточно просто знать, что такое здоровый образ жизни, нужно еще и придерживаться его основных критериев для наилучшего поддержания и результата.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что здоровый образ жизни включает в себя такие факторы, как отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, занятие физической нагрузкой, правильное питание. Только в совокупности все эти факторы могут дать результат. Формирование здорового образа жизни у студентов является необходимой задачей, так как это сказывается не только на их жизни, но и в обществе является неотъемлемым фактором. Если студенты не будут задумываться и поддерживать свое здоровье, то это скажется на высококвалифицированных специалистах, ведь специалист с плохим здоровьем не сможет полностью выполнять все рабочие требования. Так же освоение вузовской программы во многом определяется состоянием здоровья студентов, их психической и физической работоспособностью. Все говорит о том, что для организации жизни, направленной на сохранение и улучшения здоровья, человек должен формировать в течение своей жизни потребность в здоровье своего организма.     Так же было проведено исследование (метод-опрос) на основании которого можно сделать вывод, что на современном этапе студенту требуется помощь в том, чтобы научится правильно применять знания о здоровом образе жизни в своей жизни. Необходимо организовать тренинги в ВУЗах с участием специалистов по ведению здорового образа жизни и применения навыков и знания на практике. Большая часть студентов четко понимают сто такое здоровый образ жизни, но не все могут применить свои знания на практике. В образовательном процессе необходимо стимулировать студентов к сохранению своего здоровья и его укрепления. Но так же студент должен сам осознавать, что здоровый образ жизни является неотъемлемой частью его жизни и он должен сам хотеть вести его.    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Жесткова Ю. К.Некоторые аспекты отношения студентов к формированию здорового образа жизни — Вестник Челябинского Государственного педагогического университета-2016г-№3-стр.27-31
  2. Орлова Н. В., Козлова Н. И., Болотин А. Э., Рукавишникова С. К. Методика коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток с использованием системы Пилатес — Образование, медицина, физическая культура и спорт в профилактике болезней века: сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. «EMF-2013». — Минск, 2013. стр..245-249.
  3. Юровская К. А. Здоровый образ жизни современного студента – Научный форум -2016г №11.стр.140-145