РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ

20 мая 8:15

Актуальность. Физическая культура занимает одну из важнейших ролей в современном обществе. Особенно она влияет на молодежь, в точности на студентов и их работоспособность. Физическая культура способствует развитию в личности такие качества как выносливость, которая позволяет повысить эффективность в работе с умеренной нагрузкой.

В настоящее время у молодых людей есть проблемы с выносливостью, так как у большинства работа и учеба имеет сидячий характер и нет возможности полноценно заниматься физической культурой.

Эту проблему можно решить в плане рационального внесения занятий физической культуры в жизнедеятельность молодежи.

Выносливость — это одно из ключевых физических качеств, выражающееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни человека. [1, с. 1025]

Для людей существуют две вариации выносливости – общая и специфическая.

Общая выносливость позволяет выполнять свою работу в обычном режиме. Она способствует развитию основных функций человека, повышая его работоспособность. Тем самым общая выносливость – это то, что нужно студенту любого высшего учебного заведения, так как она оптимизирует все системы жизнедеятельности (например, дыхательную, опорно-двигательную, кровеносную).

Общая выносливость является основой для других выносливостей, например, для специфической. Специфическая выносливость — способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма. [2, с. 7] То есть специфическая или же специальная выносливость переходит уже за пределы обычного режима человека.

Специальная выносливость подразделяется на:

  • Скоростная выносливость;
  • Силовая выносливость;
  • Координационная выносливость.

Для скоростной выносливости главным показателем является то, что человек может поддерживать определенную скорость на протяжении времени. В силовой выносливости — это способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений [2, с. 9]. Координационная выносливость делает ставку на то, что человек максимально проявит себя в координационных возможностях при движениях.

В специальной выносливости упражнения очень сильно приближены к упражнениям, которые используются на соревнованиях. Их определенная структура, форма, сама особенность воздействия на системы человека помогают повысить возможности студента.

В специфической выносливости используются такие упражнения как:

  1. Лактатные возможности при нехватке кислорода. Большая интенсивность, которая приблизительно равно 80-90% от доступной, по времени около 60 секунд.
  2. Алактатная и лактатная возможности при нехватке кислорода. Эти упражнения позволяют развивать одновременно такие возможности. Очень большая интенсивность, почти все 100%, по времени 25 секунд.
  3. Алактатные возможности при нехватке кислорода. Также очень большая интенсивность (100%), по времени 10-15 секунд. Выполняются такие упражнения циклично и сериями.
  4. Алактатные возможности при нехватке и достатке кислорода. Интенсивность 80-85%, по времени до 5 минут.

Существуют также тесты, позволяющие оценить подготовку молодежи в выносливости. Например, такие тесты как:

  • Тест Купера. Его специфика заключается в том, что человек должен пробежать большое расстояние за 12 минут. Данные о беге можно посмотреть в таблице 1:

Таблица 1.

Таблица оценки физической подготовленности по 12-минутному беговому тесту Купера

  • Бег на самое большое расстояние до отказа;
  • Время, отведенное на определение нормированной дистанции.

Эти тесты используются для общей выносливости. Для специфической используются различные тесты, которые подразделяются на виды самой специальной выносливости. Например, для силовой выносливости применяют тест на отжимания.

Для студентов важна именно общая выносливость. Поэтому стоит обратить внимание именно на развитие нее, а значит, что и упражнения подбираются в этом соответствии (а также в соответствии с физическими и психологическими показаниями самого студента). Но в целом в общую выносливость входят такие упражнения как:

  • Бег;
  • Плавание;
  • Ходьба на лыжах.

Эти упражнения относятся к циклическим, а также являются одними из основополагающих, самых простых и распространенных для развития выносливости.

Также популярна весьма ритмическая гимнастика в плане развития выносливости у студентов. Она является комплексом упражнений, делящаяся на несколько частей в исполнении (таблица 2).

Таблица 2.

Ритмическая гимнастика по продолжительности

 

Подготовительная

часть

Основная

часть

Заключительная

часть

Время, потраченное от занятия, %

 

15-20

 

70

 

5-10

 

 

         Подготовительная часть позволяет организму разогреться перед предстоящими упражнениями.

         Основная часть подразделяется на аэробную и силовую (таблица 3).

Таблица 3.

Упражнения, используемые в ритмической гимнастике

 

Аэробная часть

Силовая часть

Упражнение

Приседания

Махи

Упражнение

Прыжки

Наклоны

Упражнение

Бег

Отжимания

 

         Заключительная часть включает в себя упражнения, которые позволяют восстановить организм после физических нагрузок.

         Одной из ее особенностей является то, что она идет в совокупности с музыкой.

         Музыка является важной составляющей ритмической гимнастики. Она позволяет настроиться на нужный лад во время занятия, повысить эмоциональный фон у студентов.

         В качестве музыкального сопровождения используется музыка, которая подбирается под тот комплекс упражнений, который свойственен для данного мероприятия. Определяется интенсивность, ритм, темп.

         Вывод. Выносливость — это одна из важных качеств в жизни человека, в частности студента. Ее развитие — это то, что необходимо делать студенту для повышения своей работоспособности.

Список литературы

  1. Галкин В. А. Воспитание специальной выносливости у студентов транспортных вузов // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1024-1027. — 2019.
  2. Захарова В.В. Развитие выносливости у студентов 1-3 курсов, занимающихся на специализации «Легкая атлетика»: практикум – Ульяновск: УлГТУ, 2016.