Актуальность: Актуальность нашего исследования обусловлена тем ,что жизнедеятельность кочевых эвенов тесно связана со средой обитания , физическое воспитания в семье непосредственно выводился из реальной жизни и определялся историческим опытом выживания в экстремальных условиях Севера
Объект: Семья оленеводов Слепцовых.
Цель работы: Особенности семейного физического воспитания детей кочевых эвенов на примере семьи Слепцовых.
Задачи: 1.Изучить значения традиционного семейного физического воспитания. 2. Выявить роль Константина Николаевича в воспитании в эвенской семье, ведущих кочевой уклад жизни . 3. Изучить литературу по данной теме.
Результаты собственных исследований
- Семейная династия. В жизни каждого человека рано или поздно приходит осознание того, что: Кто он? Откуда он родом? Предки Константина Николаевича жили в Томпонском районе, были потомственными оленеводами. Они были горячо влюблены в свою работу, искренне преданы своему нелёгкому, но благородному труду и передавали это качества из поколения в поколение :передавали своим детям все необходимые навыки, которые пригодились в дальнейшей жизни, отцы учили сыновей управляться с оленями, а матери дочерей – шить одежду из оленьих шкур, готовить еду. Так и жили они, из поколения в поколение оставаясь верны оленеводству. Род был гостеприимным, ласковым. Согласно генеалогическому древу рода Слепцовых, по линии Константина Николаевича . начало рода исходит от прапра деда Слепцова Прокопия Николаевича — это эвены- оленеводы, физически развитые люди. Эвенской семье родились 5 детей: Николай, Тимофей, Егор, Игнат, Василий.. Важным элементом семейного воспитания явилась физическое воспитание. Приучении к труду (физической выносливости) воспитывалось с младшего возраста. С возрастом сыновья приучались к работе по дому, так же немаловажное значение уделяли развитию ловкости через разнообразные игры, которыми славился род. От Николая Прокопьевича в 1944 году родился — Слепцов Константин Николаевич, единственный ребенок в семье. Рождение сына как продолжателя рода и опоры в старости, заставляло его быть физически развитым , крепким и сильным.
Сегодня в тундре кочует четвертое и пятое поколение нашей многочисленной и дружной семьи. Слепцов Николай Прокопьевич , родился в 1916 году, Томпонском районе. Вместе с родителями работал оленеводом, из-за потери оленей попал под репрессию и был депортирован в Эге-Хайский рудник. 1953 году был освобожден , работал оленеводом на оленстаде Илин- Таас, зарекомендовал себя, как знающий своей работы оленевод и был назначен бригадиром. Затем работал на Борулахской, Табалахскойоленстадах. За добросовестную работу награжден грамотами, памятными знака .Главой третьего поколения семейного клана был Слепцов Константин Николаевич, он был оленеводом. Он обладал большой работоспособностью, находясь на заслуженном отдыхе, до смерти ,продолжал вести трудовую деятельность. Заслуги его высоко оценены правительством и общественностью. Он награжден многими грамотами, памятными знаками. В 2012 г семья стал лауреатом республиканского конкурса «Кочевая семья-2012г» . У него в Риге живет сын Андрей Константинович Слепцов, который продолжает род живя в далекой Латвии.
- Особенности воспитания детей кочевых эвенов на примере семьи Слепцовых . Кочевой образ жизни эвенов выработал особые методы традиционного семейного физического воспитания, которая включает в себя следующие специфические принципы :
— всеобщей физической подготовки в семье (от начинающих ходить детей до стариков);
— раннего вовлечения детей в промысловую деятельность, а значит, и физической подготовки к ней с помощью таких средств, как традиционные игры и состязания, физические упражнения. Все это связано с тем, что надо было выживать в экстремальных климатических условиях;
— традиционные игры и состязания играют главенствующую роль в семейном физическом воспитании;
— прикладной направленности средств и методов физического воспитания — подготовка к труду , чтобы стать хорошим промысловиком: охотником, оленеводом, рыбаком);
— постоянного контроля физического развития, физической подготовленности детей, подростков, молодежи со стороны родителей, старейшин семьи, общины;
Образ жизни семьи Слепцовых это- образовательное и воспитательное пространство, микросреда, в которой влияние национальных традиций и обычаев способствовали к формированию личности ребёнка. Образ жизни семьи это- образовательное и воспитательное пространство, микросреда, в которой влияние национальных традиций и обычаев способствовали как стихийному, так и целенаправленному формированию личности ребёнка. Константин Николаевич осуществлял связь поколений, транслируя материальные формы быта, собственнические отношения, обычаи, нравы, ценности .Это:
* ответственность и взаимопомощь (особенно между родственниками);
* стремление выжить в суровых условиях;
* моральные требования, предъявляемые к детям, подкрепляются конкретными примерами поведениями;
* в практическом обучении детей особая роль принадлежит наглядному примеру
* немногословность и сдержанность в речах, осмотрительность и осторожность в делах;
* доброта к окружающим, бережное отношение к родному краю, тундре, стремление сохранить ее для будущих поколений (к ней относятся как к народному достоянию, житнице и «кладовой без замков») [1, с. 114];
Константин Николаевич был физически развитым не по своим годам подвижный , быстрый, обладал исключительной силой, выносливостью, сноровкой. Он с малых лет уделял внимание на закаливания организма, на физическое развитие и физическую подготовку своих детей и внуков и всегда говорил: «Чтобы стать хорошим оленеводом , вы должны много и активно двигаться. Оленевод должен быть ловким , уметь быстро обучаться, быстро реагировать на изменение ситуации. Физические упражнения и постоянное движения являются ни с чем не сравнимым и незаменимым средством поддержания и укрепления здоровья в любом возрасте.».
Семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями.
Хотя Константин Николаевич большую часть времени проводил на хозяйственных работах, в оленеводстве, на охоте или рыбалке, но всегда находил время пообщаться с детьми: рассказывал различные истории из своей жизни, охотно передавал свои знания, опыт нам, своим внукам . Его слова, советы и поучения воспринимаются как должное, как руководство к действию, которые способствуют формированию добрых семейных традиций. Он обычно никогда не применял наказаний в виде порки, лишение еды и т. д.. воспитывал в большом послушании к родителям, никогда не вступать со старшими в споры, пререкания.
Дети занимают особое положение в семье. Их любят, никогда не делят на своих и чужих. Они пользуются относительно большой свободой, могут свободно ходить около стойбища, вместе взрослыми уходить далеко в горы или в лес. В семье традиционно соблюдалось распределение семейных ролей: муж — кормилец, хозяин родового огня, продолжатель рода и фамилии, а женщинам предназначалось заботиться о его одежде и обуви, пище и покое, любыми способами стараться помочь ему, когда он окажется в беде.
Особенности воспитания в семье своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода через физическое, трудовое, экологическое воспитание.
- Физическое воспитание через игру . В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. Игры занимают одно из ведущих мест в физическом воспитательном процессе . Константин Николаевич считал, что в неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность детей, которое отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому он стремился к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в повседневную жизнь. Обучая детей народным подвижным играм своего народа, они тем самым помогали сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность эвенского народа. Для детей популярными играми являются «беговые» игры: прыжки в длину, через крутящуюся веревку (ремень) длиной 5-6 метров, прыжки через поставленные в ряд нарт. Наиболее любимые игры: гонки на оленьих упряжках, метание аркана, стрельба по мишеням. Во всех состязаниях, конечно, важен результат, желание стать победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Суровые жизненные условия Сибири, промысловая деятельность требуют уже с 6 – 7- летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого возрастного периода дети всецело привлекаются к помощи родителям по хозяйству: кроме этого, их готовят к промысловой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству). Естественно, что наиболее популярным средством обучения основам промысловой деятельности являются разнообразные народные подвижные игры. Летом на речке Муола оленеводы встречаются с оленеводами Томпонского оленстада и устраивают оленьи гонки и различные состязании. Эвены, именно через игры воспитывают любовь к природе, укрепляют здоровье, способствует выработке ловкости, выносливости, твердости и настойчивости как качеств, особенно необходимых при занятиях оленеводством. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя . Они ориентированы не только на развитие физических качеств и двигательных навыков, но и на воспитание решительности, смелости, находчивости, коллективизма, нравственности и, несомненно, прекрасно подготавливают детей и подростков к промысловой и хозяйственной деятельности в экстремальных условиях Сибири (Василевич Г. М..)
- Физическое воспитание через труд. В семьях эвенов главной воспитательной функцией является в привития детям навыков для продолжения семейного дела. А именно поддержания оленеводческого хозяйства на должном уровне и обеспечения преемственности , передачи навыков его ведения. Рождение ребенка уже воспринимается как появление на свет будущего труженика, так как привлечение детей к труду в эвенских семьях начинается довольно рано. Кочевой образ жизни, весь уклад жизни готовили детей с малых лет к труду, через различные игры. Поэтому главной особенностью игр эвенских детей является то, что они несут в себе трудовой элемент. У детей игры появились в результате подражания труду взрослых. Дети чаще всего в своих играх полностью копируют деятельность родителей.» Например, дети играют в «стадо», занимаются разведением оленей в «стаде». При этом они копируют действия, все поведения взрослых. В процессе игры «перекочевываем» с одного места на другое в поисках корма для оленей, делаем из тальника различные игрушки: фигурки оленей, макеты нарт, различные сооружения. Мальчики из веревок делают «маут» для ловли оленей. У них были свои «ездовые олени» из тальника. игрушки делают из тальника, рога, копыта, суставы, шерсть оленя, заячьи кости, кусочки дерева и т.д. — то есть весь подручный природный, растительный материал, определяемый образом жизни, конкретной окружающей действительностью».
Это обусловлено не только нормами народной педагогики, но и хозяйственными потребностями. Жизнь в тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи и рода, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщались к обязанностям. Родители с малых лет приучали детей в деле поддержания оленеводческого хозяйства и передавал навыки его ведения. Дети долго не спали, вставали спозаранку вместе со взрослыми и оказывали посильную помощь в повседневной работе, как и взрослые в соответствии с традициями осуществляем выпас и уход за животными на базовых стоянках , с оленеводами дежурим в течение суток, сменяя друг друга по очереди через каждые 8-12 часов. Обязанности дежурного входит постоянное наблюдение за стадом во время пастьбы и при перегоне на новое место выпаса и разыскивание оленей в случае, если несколько животных отобьются от стада, охрана их, особенно молодняка, от хищников, и т. п. учатся быть наблюдательными и хорошо знать особенности животных. Дети могут быстро отобрать в стаде верховых или упряжных оленей или заметить отсутствие даже небольшого их числа. Вместе со взрослыми проводят осмотр оленей, лечат копыт, отпиливают верхние ветви рогов самцов перед гоном (в конце лета- начале осени), с тем чтобы они не повредили друг друга в брачный период, и помогают обслуживать новорожденных телят в конце апреля после отела важенок. Физической закалке подвергались главным образом мальчики, но и девочки также должны были обладать определенной выносливостью, силой, ловкостью, которые столь необходимы в управлении хозяйством.
Воспитание девочек в эвенской семье, естественно, отличается от воспитания мальчиков. Девочек с малолетства готовили к роли матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Они помогали подвешивать крюки на перекладины в чуме, носили воду и дрова. С 6-7 лет девочки помогают матери в приготовлении пищи, ухаживают за младшими братьями и сестрами, а с 10 лет выделывают оленьи шкуры и лапки, учатся вышивать бисером. Мальчики должны были уметь самостоятельно зажечь костер в любую погоду: и в дождь и в снег, уметь заарканить оленей, вместе со взрослыми ходить на выпас оленей, дежурство, в том числе ночное. С ранних лет эвенский мальчик выполнял посильную работу по хозяйству, помогая матери и бабушке, Надо отметить, что в процессе обучения охоте, он впитывал все обычаи и традиции, которые соблюдали старшие, с 3 лет мальчиков приучали заносить вещи в чум при перекочевках, таскать камни на очаг, отвязывать на стоянках вьючные сумы и седла. Охоте мальчиков приучали постепенно. Пятилетним делали маленький лук и стрелы. С 7–8 лет мальчиков навыки охотника и следопыта он приобретал, находясь возле отца во время охоты они брали их с собой на ближнюю охоту и пастьбу оленей. Начиная с 14–15 лет, мальчики могли ходить на промысел самостоятельно — ставить петли на зайцев и куропаток. Они иногда принимали участие в охоте на крупного зверя. Важно подчеркнуть, что своеобразные обычаи, диктуемые образом жизни в тундре, выработаны и в области семейных отношений у коренных народов Севера, что, конечно же, влияет на воспитание детей. (Волков Г. Н. Элиста, 2003).
5.Экологическое воспитание. Традиционная педагогическая культура эвенов веками накапливала опыт воспитания подрастающего поколения, который непосредственно выводился из реальной жизни. В свою очередь, вся жизнь эвенов была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние природы на воспитательные процессы Воспитание детей всегда было важнейшей функцией эвенской семьи, и ее роль в формировании личности считалась определяющей.
Природно-географический фактор оказал решающее влияние на становление национального характера. В значительной степени благодаря природным своеобразиям Северного края содержание этнической педагогики эвенов включало выработку таких качеств, как сдержанность, ловкость, выносливость, быстрота, энергичность, решительность доброжелательность и др. Нравственный идеал народной педагогики эвенов — это человек, преданный родному краю. Такая связь народной жизни с природной средой способствовала выделению в народной педагогике природосообразности воспитания в качестве важнейшего принципа. Вся жизнь эвенов была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние природы на воспитательные процессы. Природно-географический фактор оказал решающее влияние на становление национального характера, выработку таких качеств, как сдержанность, выносливость, энергичность, решительность доброжелательность и др. Все это должным образом нашло отражение в целях и содержании воспитания. Дети- эвены обладают разносторонними и глубокими знаниями о родной природе, систематически применяют их в процессе природоохранной деятельности в соответствии с народными традициями и обычаями, у них сформирован устойчивый интерес к изучению родной природы. Константин Николаевич обладал разносторонними и глубокими знаниями о родной природе, систематически применял их в процессе природоохранной деятельности в соответствии с народными традициями и обычаями. Он много рассказывал об особенности природы местности Муола. Учил следы животных, по следам оленьей упряжки легко определяют время и направление путника . Детей с малых лет учили к бережному отношению к природе родного края. Он всегда говорил, никогда не забывайте, что нас кормят, одевают наши олени., а от природы нужно взять понемногу, только то, что нужно сейчас. Эвен не должен обижать мать природу. Именно его знания и тесная связь с окружающей природой, в школьные годы, дала возможность заниматься детям исследовательской работой. дочь Алена и сын Костя являлись неоднократными призерами районной научно- практической конференции школьников «Шаг в будущее» . Теперь исследовательской работой занимается внучка Октябрина. Работы отражают жизнь и быт эвенов, труд оленеводов, изучают особенности природы местности Муола, биологические особенности строения оленей.
Как и каждый эвен Константин Николаевич делился знаниями по изучению природы, приучал своих детей к почитанию родных мест, привязанность к родным просторам, учил, что нельзя ломать деревья, кричать в тундре, пугать птиц и животных. В каждом предмете и объекте своего окружения он видел живую душу. Состояние хрупкости природы всегда воспринималось и осознавалось эвенами как предмет особой заботы. Он учил : « придя на новое место, надо угостить духов кусочками еды, которую взяли с собой. Эвены говорят так: «Неизвестную тебе землю, приходя, всегда угощай, благодари, чтобы охота или рыбалка прошла удачно, чтобы тундра тебя приняла и после вернула обратно, чтобы ты не потерялся и не пропал». И дети тоже стараются соблюдать обычаи эвенов. После удачной охоты или рыбалки, по эвенским обычаям, уловы или добычу делятся другими семьями».
Результаты опроса и анкетирования
Якуты
|
Эвены
|
|
Занятие хозяйственно-бытовой деятельностью :
— Ухаживание за крупным рогатым скотом, за лошадьми;
— Езда и ухаживание за оленями, помощь пастухам.
— Охота и рыбалка
— Готовить пищу , разделывать охотничьи трофеи, шить одежды, вышивать, вязать
— Доить кобыл и коров
— Доить оленей
|
+
+
+
+
|
+
+
+
|
Бережное отношению к природе родного края
|
+
|
+
|
Отличие :
|
Образ жизни оседлый. Разведение крупного рогатого скота, лошадей
|
Кочевой уклад жизни .
Разведение оленей
|
.
Приобретенные навыки и умения детей в семье Слепцовых
- Обработка шкуры, шитье одежды ,
- Прыжки через нарты, гонка на оленях, метание арканов и т.д.
- Постановка палаток, разжигание костра, готовка еды, разделка туши оленя.
- Изучение природы, почитание родных мест. На основе исследовательских работ участие в НПК «Шаг в будущее».
- Езда и ухаживание за оленями, помощь пастухам., охота и рыбалка.
По опросам выяснили, особенности воспитания детей у якутов и оседлых эвенов имеют сходство. Якуты и эвены живущие в селе ведут оседлый образ жизни и дети помогают родителям по разведению крупного рогатого скота и лошадей. Дети кочевых эвенов ухаживают за оленями и имеют определенные приобретенные навыки и умения кочевого уклада жизни . Для этого большую роль играет на физическое развитие и физическая подготовка к экстремальным условиям Севера.
Вывод
- Выяснили, что кочевой образ жизни эвенов выработал особые методы традиционного семейного физического воспитания.
- Константин Николаевич, как и другие эвены, воспитал любовь к северному оленю и оленеводству, свои традиции и обычаи передавал из поколения в поколение.
- С малых лет учил детей и внуков :умению организовывать собственную деятельность; вести здоровый образ жизни; уделять внимание на закаливания организма; уделять внимание на физическое развитие; быть ловким; уметь быстро обучаться и быстро реагировать на изменение ситуаций как качеств, необходимых при занятиях оленеводством , стремиться сохранить родную природу. Все это связано с тем, что надо было выживать в экстремальных климатических условиях.
Заключение
Семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между
родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями. Выработанная годами, эта система (традиция) эвенов воспитания и передачи из поколения в поколение положительных навыков и знаний, необходимых в промыслово-оленеводческом хозяйстве, дошла до наших дней. Успех воспитания и обучения эвены видят социальном партнерстве между детьми и родителями. Родители с малых лет приучают нас в деле поддержания оленеводческого хозяйства и передают навыки его ведения одновременно с играми и различными упражнениями приобщают к труду детей .
Список литературы:
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски// Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы научно-практической конференции (6 — 7 декабря 2001 г.). Элиста, 2003.
- Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
- Гребенников И. В. Этика и психологи семейной жизни, М., 1986
- Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании . Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002. — 120 с
- Ким В.В., Красильников В.П. Концепция становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 4, с. 17.
- Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. — М., 1976.
- http://www.km.ru/referats/333225-kontseptsiya-traditsionnogo-semeinogo-fizicheskogo-vospitaniya-korennykh-narodov-sibiri