СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

7 июня 8:56

За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди стали жить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» — это словесное выражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать и т.д. Причем пищевой — первый. Вот такая проблема[2].

Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.

Одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.

Из этой проблемы вытекают достаточно глобальные последствия. Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.

Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента — это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка[3].

Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас — нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что у них столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выбора каждого из них[3].

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совлаадеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)[1].

Проведенной микроисследовании в форме опроса среди студентов с 19 до 24 лет, было опрошено 100 студента.

         По итогам микроислледования современные студенты предпочитают интернет, которое нужно им для время провождения и учебы. В сети зависают от 1 до 6 часов в сутки, особую популярность имеют социальные сети в «Инстаграмм», «Вконтакте», «Твиттер», «Фэйсбук» которые вовсе не отключают. Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 38% опрошенных. А 62% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

Приведенные ниже данные социологического опроса позволяют дать характеристику современного студента высшего учебного заведения Республики Саха(Якутия), выделить наиболее типичные черты его социального портрета.

На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» Получены ответы: семья – 48,7%, любовь – 38,6%, здоровье – 35,4%, работа – 30,3%, образование – 28,4%, уважение окружающих – 15%, творчество – 14,5%, дети – 13,4%.

По данным опроса студенты больше всего ценят: порядочность – 59,5%, чувство собственного достоинства – 57,2%, понимание – 44,1%, доброту – 42,1%, независимость – 41,6%, свободу – 36,6%. А больше всего ненавидят: предательство – 80,9%, жестокость – 49,2%, ложь – 46,1%, жадность – 33,8%, невежество – 23,1%.

На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: трудоустройство – 60,8%,  преступность – 36,7%, пьянство – 24,1%, получение образования – 20,8%, невозможность обрести материальную независимость – 19,8%.

Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность, упорство, трудолюбие, интересную работу – 63,9%, хорошее образование – 46,8%, «богатые» родители и связи – 25,5%, везение – 10,8%, способности – 9,4%. Студенты явно недооценивают роль способностей в достижении жизненного успеха, каждый четвертый надеется на богатых родителей и связи.

Угроза безработицы страшит каждого четвертого студента, в социальной защите нуждается – 52,8%.

Актуальными проблемами в социально-культурной сфере студенты считают: финансирование – 70%, подготовка кадров – 50%, оказание платных услуг – 30%, оплата труда – 40%, заинтересованность – 30%, сохранение культурного наследия – 20%, недостаточное влияние государства на развитие отрасли – 20%, сокращение учреждений культуры – 10%, внедрение новых технологий – 10%, качество услуг – 10%.

Пути решения современных социально-культурных проблем студенты видят в привлечении внебюджетных средств – 70%, качественная подготовка кадров – 70%, доступность представляемых услуг – 30%, совершенствование законодательно-правовой базы – 20%, государственная поддержка культуры – 20%, возрождение традиций и обычаев – 10%, реклама – 10%.

К первостепенным ценностям современное студенчество вуза относит: карьера – 80%, здоровье – 60%, материальные блага – 50%, семья – 50%, образование – 50%, духовное развитие – 50%, самореализация – 50%, моральная устойчивость – 40%, честность – 10%, любовь – 10%.

Негативными качествами личности студенты считают: необразованность – 30%, лживость, наглость, инфальтильность, лень, неумение работать – 20% (каждая позиция), предательство, заносчивость, притворство, меркальтивность, доверчивость, зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию – по 10%, соответственно каждая позиция.

Проведенный социологический опрос среди студентов высшего учебного заведения Республики Саха (Якутия) показал, что «портрет современного студента» им представляется как (основные положительные черты): активный, общительный, приветливый – 100% (каждая позиция), внимательный – 80%, ответственный, легкообучаемый – 70%, пунктуальный и вежливый – 60%, аккуратный – 50%, корректный и отзывчивый – 40%.

К негативным качествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли: неответственный и неаккуратный – 50%,неорганизованный, неусидчивый и невнимательный – 40%, некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно – 30%.

Проведенные нами результаты микроисследования раскрывают как позитивную, так и негативные стороны современного студента, что не требует подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. – М.: Академия, 1999.
  2. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. –2000.– №3. – С.1006-1007.
  3. Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России – 2011. – №5. – С.99-1005.