ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ВЫБОРОК В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

7 октября 8:49

Как отмечает известный социолог Владимир Добреньков:  «Можно встретить самые разные названия для одного и того же типа выборки. Нет единого взгляда на то, как разделяются выборки на главные и второстепенные типы, что куда относится… во всех случаях типы выборки делятся на вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные, целевые, целенаправленные)»[2].

Далее рассмотрим характеристику наиболее основных типов выборки.

Вероятностные типы выборки.

1 Простая случайная выборка

В этом случае каждый человек выбирается полностью случайно, и каждый член населения имеет равные шансы или вероятность быть выбранным. Один из способов получения случайной выборки состоит в том, чтобы дать каждому человеку в группе конкретное число, а затем с использованием таблицу случайных чисел делается выбор конкретных респондентов.

Существует два способа проведения данной выборки: с помощью лотерейного метода и с применением таблицы случайных чисел. Для составления подавляющего большинства телефонных опросов и опросов общественного мнения на основе избирательных списков используется случайная выборка. Чтобы выстроить данную выборку, необходим полный список всех слоев населения в целом( иначе эл.генеральной совокупности) [2].

Как и все вероятностные методы выборки, случайная выборка позволяет вычислить ошибки выборки и уменьшить изменение выборки. Недостаток простой выборки состоит в том, что вы не можете выбрать достаточное количество людей с интересующей вас характеристикой.

Также может быть сложно, определить полный спектр выборки, особенно если требуются разные формы контакта (электронная почта, телефон и др.),  и тем самым единицы выборки будут разбросаны по широкой географической границе.

2 Систематическая выборка:

Используя метод систематической выборки, члены выборки выбираются через регулярные интервалы. Для этого требуется выбор начальной точки для выборки и размера выборки, которые могут повторяться через равные промежутки. Данный метод выборки имеет предопределенный интервал, и, следовательно, этот метод выборки является наименее трудоемким.

3 Стратифицированная выборка:

В этом методе элементы исследования сначала делится на подгруппы (или страты), которые имеют сходную характеристику. Он используется, когда появляется возможность разумно ожидать, что измерение интереса мнений будет варьироваться между различными подгруппами, а также когда есть необходимость  обеспечить представление от всех подгрупп.

Стратифицированная выборка повышает точность и репрезентативность результатов за счет уменьшения смещения выборки.

4  Кластерная выборка.

В кластерной выборке в качестве единицы выборки используются подгруппы населения, а не отдельные лица. Население делится на подгруппы, известные как кластеры, которые выбираются случайным образом для включения в исследование. Кластеры обычно уже определены, например, отдельные города могут быть определены как кластеры. В одноэтапной кластерной выборке все члены выбранных кластеров включаются в исследование. В двухэтапной кластерной выборке выборочность людей производится  из каждого кластера, а затем выбирается случайным образом для их включения.

Кластерная выборка может быть более эффективной, чем простая случайная выборка, особенно, где исследование проводится в широком географическом регионе.

Далее рассмотрим невероятностные методы выборки.

1 Удобная выборка (метод типичных представлений).

В удобной выборке участники отбираются на основе готовности принять участие в исследование. Таким методом можно получить репрезентативность полученных данных, но результаты подвержены значительному смещению, потому что те, кто добровольно принимает участие, могут отличаться от тех, кто решает не участвовать (предвзятость добровольца – это риск для всех не вероятностных методов выборки), и выборка может не отражать другие характеристики, такие как возраст и др.

Данный метод невероятностной выборки используется, когда существуют ограничения по времени и затратам при сборе обратной связи. В ситуациях, когда существуют ограничения по ресурсам, такие как начальные этапы исследования, используется удобная выборка.

2 Квотная выборка

Квотная выборка является незаменимой микромоделью объекта социологического исследования, которая  формируется на основе статистических данных (квотных единиц), главным образом по о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности.

Квотный метод выборки подразумевает предварительное наличие статистических данных по ряду значимых или коррелированных с ними характеристик генеральной совокупности. Данная информация используются, однако, для определения объема выборки, так как в последующем отбор респондентов производится не случайным образом, а целенаправленно с помощью самих интервьюеров .

Этот метод выборки часто используется исследователями рынка. В идеале выбранные квоты должны пропорционально представлять характеристики основной генеральной совокупности.

Хотя это имеет то преимущество, что этот метод является относительно простым и потенциально репрезентативным, выбранная выборка может не отражать другие характеристики, которые не были учтены (следствие неслучайного характера выборки).

3 Оценка отбора выборки.

Этот метод, также известный как выборочная или субъективная выборка, основывается на суждении исследователя при выборе того, кого просят принять участие. Таким образом, исследователи могут неявно выбирать «репрезентативную» выборку, соответствующую их потребностям, или специально подбирать людей с определенными характеристиками. Этот подход часто используется средствами массовой информации при опросе общественности для мнений и в качественных исследованиях.

Преимущество выборочного суждения состоит в том, что оно является экономически эффективным с точки зрения времени и затрат, в то же время приводя к ряду ответов (особенно полезных в качественных исследованиях). Однако, помимо предвзятости добровольцев, он также подвержен ошибочным суждениям исследователя, и результаты, хотя и являются потенциально широкими, не обязательно будут репрезентативными.

4 Метод «снежного кома».

Метод «снежного кома» — это вид целевого выбора, при котором ожидается, что отбор следующих респондентов будет осуществляться  после изначально выбранных ссылок на них.

Особенностью метода является то, что, за исключением первого этапа, отбор последующего респондента проводится по указанию других участников исследования, которые были задейственные  на предыдущем этапе. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей, и выборка увеличивается, как снежный ком на каждом этапе[3].

Выборка из снежного кома может быть эффективной, когда трудно определить рамку выборки. Тем не менее, при выборе друзей и знакомых субъектов, которые уже исследовались, существует значительный риск предвзятости выбора (выбор большого числа людей с характеристиками или взглядами, схожими с первоначально идентифицированным человеком).

Таким образом,   в исследование в области социологии важно иметь представление о выборке. Существуют большое многообразие  трактовок видов выборок, но к основным относят случайную, статистическую, стратифицированную, кластерную, а также удобную, квотную, выборочную и метод «снежного кома».

Список использованных источников:

1 Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]: учеб пособ. / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1998.— 208 с.

2 Добреньков, В.И. Методы социологического исследования [Текст]: учеб пособ. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

3 Яковлева, Н.Ф. Социологическое исследование [Электронный ресурс]: учеб. пособие.  / Н.Ф. Яковлева – Электрон. текстовые дан. – М: ФЛИНТА, 2014. –С.37. – Режим доступа : http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/9510fc4ecabf2052ab738becde976ef7/sotsiologicheskoe-issledovanie.pdf (дата обращение : 20.12.2018). – Загл. с экрана.