Мировая технологизация приводит не только к улучшению качества жизни человека с помощью роботов и различных машин, но также и создаёт новую всемирную проблему- интернет-зависимость. По последним данным статистики аналитического агентства «We are soshial» каждую секунду появляется 14 новых интернет-пользователей в мире, в среднем каждый человек проводит 6 часов на просторах интернета. Агентство также отмечает увеличение продаж в онлайн-магазинах, рост пользователей социальных сетей, повышение скорости интернет-соединения, что способствует еще более удобному использованию интернет-ресурсов. Приведённые факты сводятся к тому, что каждый человек, наслаждаясь удобством онлайн-пространства, постепенно становится интернет-зависимым. Особенно подвержены этому подростки в силу несформированной «Я-концепции».
Интернет-зависимость – это вид аддиктивного поведения, который проявляется в навязчивом желании подключиться к интернету и болезненной неспособности прервать работу в сети. Среди ученых до сих пор ведутся споры о признании невозможности прервать работу в сети зависимостью. Несмотря на это, многими исследователями отмечено, что инернет-завсимость набирает большие обороты по сравнению с остальными. На наш взгляд, это связано с доступностью интернета и его необходимостью. Первым термин «интернет-зависимость» ввел в оборот Айвен Голдберг в 1995 году. До этого момента интернет-зависимость не признавалась и, в принципе, проблемой не считалась.
На сегодняшний активно ведутся эмпирические исследования в области влияния проблемного использования интернета на личность, выражающиеся в шизоидных проявлениях, агрессии, тревожности, алексимитии, отчуждённости от социального окружения, низкой самооценке, низком уровне эмоционального и социального интеллекта, малой результативности в реальном мире в связи с уходом в виртуальный. В России интернет-зависимость как феномен исследуется с начала прошлого десятилетия. Большинство работ направлены на поиск профилактики интернет-зависимости в разных возрастных группах и возможность внедрения профилактических программ в образовательный процесс. Данные мы можем увидеть в работах В.Д. Менделевича, В.А. Лоскутовой, А.Е. Жичкиной А.Ю. Егоровой, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, И.В. Чудовой и др.
Современные подростки являются представителями поколения «Z», которые с рождения подвержены пользованию интернет-ресурсами. Проблема заключается в том, что, повышая свою компетентность в информационных технологиях, они обедняют свое реальное социальное взаимодействие с окружающими и сужают границы своей социальной компетентности. Сегодня на смену семье и школе в качестве главного источника социализации пришёл интернет, посредством которого появляются искаженные представления о мире, девальвация традиционных ценностей, новые образцы социально опасного поведения, проблемы с формированием идентичности, социальная изоляция и многое другое. Следует отметить, что в подростковом возрасте ведущим видом зависимости от интернета является общение в социальных сетях, которое влечёт за собой коммуникативно-контентный риск (к примеру, кибербуллицид, креолизованные тексты и т.д.). Современное общество требует активных, жизнерадостных, творческих и инициативных людей. Тогда как все вышеперечисленные последствия интернет-зависимости приводят к дезадаптации подростка к социальному окружению, нарушению его межличностных связей с окружающими.
Данные факты и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интернет-зависимости среди подростков приводит к необходимости разработки программы её профилактики. Её реализация была осуществлена на базе одного из муниципальных автономных образовательных учреждений г. Улан-Удэ. В период с ноября 2018 года по март 2019 года в экспериментальной деятельности были задействованы учащиеся двух классов средней общеобразовательной школы в возрасте 13 лет (54 человека).
Первым этапом исследования выступила диагностика уровня интерне-зависимости испытуемых по следующим критериям: как эмоциональный фон, основные её симптомы (компульсивное использование интернета; синдром отмены; толерантность; внутриличностые проблемы, и связанные со здоровьем; управление временем, проведённым в сети) и знания о безопасном использовании интернета. Данные были изучены нами посредством опросника толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова), шкалой «Чена», анкетой «Безопасный интернет», наблюдением и опросником «САН».
Полученные данные всех проведенных методик показали следующее: самую большую категорию (32 человека) составили испытуемые с высоким уровнем интернет-зависимости, сюда попадают 88% испытуемых ЭГ и 66% КГ. Данным подросткам характерно отсутствие знаний о правилах использования интернета, и поведения в социальных сетях. Навязчивое желание выйти в сеть, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, отсутствие интереса к социальной жизни, предпочтение виртуального мира реальному, плохое самочувствие, низкая активность, проблемы в психологическом и физическом здоровье. Вторую по величине группу составили испытуемые со средним уровнем интернет-зависимости: 12% учеников ЭГ и 33% КГ. Здесь наблюдается тенденция к формированию интернет-зависимого поведения. Неполная осведомленность о правилах поведения в сети и пользования интернетом. Снижение контроля за временем, проведенном в сети, безразличие к социальной жизни, раздражение при невозможности использования интернета. И только у одного испытуемого КГ был отмечен низкий уровень интернет-зависимости.
Тем самым, результаты проведенной диагностической работы свидетельствуют от необходимости разработки и внедрения программы психопрофилактической работы с учащимися. Участниками ее реализации стали ученики одного из классов.
В процессе изучения работ, посвященных профилактике интернет-зависимости в подростковом возрасте, мы выделили следующие условия, которыми будем руководствоваться при создании программы: 1) работа с психологическим временем личности с целью развития жизнестойкости, целеполагания и толерантности к неопределенности (ретроспективная и перспективная рефлексия); 2) обучение навыкам правильного и безопасного пользования интернет-ресурсами через социально-значимую деятельность; 3) активизация познавательно-оценочного и эмоционального уровней личностной, межличностной и социальной рефлексии.
Нами было проведено 12 тренингов длительностью 1,5 часа. Основная часть упражнений была направлена на реализацию условий гипотезы, что заключалось в формировании целостной структуры профилактики интернет-зависимости, развитии жизнестойкости, целеполагания, эмпатии и толерантности к неопределённости. Следует отметить, что каждое занятие было направлено не только на выработку механизмов и установок, направленных на профилактику интернет-зависимости, также содержало в себе упражнения по обучению навыкам правильного использования интернета (контроль времени, поиск информации, личная безопасность и т.д.) и упражнения, способствующие развитию личностных качеств, помогающих противостоять влиянию интернет-зависимости (самооценка, коммуникабельность, снятие тревожности и т.д.).
При разработке программы, кроме традиционных методов работы, мы включили метод дневниковых записей, который показал наибольшую эффективность. Данный факт мы объясняем развитием рефлексией и мотивации в ходе ведения и обсуждения записей испытуемых.
В своей работе мы применяли принцип дифференциации, который заключается в различном подходе профилактики и коррекции к каждому типу интернет-зависимости. Таким образом, для профилактики зависимости от общения в социальных сетях мы использовали упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и задания, требующие групповое обсуждение. Для профилактики «интернет-сёрфинга» мы использовали дебаты и викторины. Тем самым испытуемые удовлетворяли потребность в поиске информации. В процессе профилактики зависимости от онлайн-игр на основе положения о том, что в процессе подростки получают недостающие эмоции и впечатления, нами были включены упражнения творческого характера, также создание проектов и сценария для социального ролика, направленного на профилактику интернет-зависимости.
Завершающим этапом работы была контрольная диагностика экспериментальной и контрольной группы. В ходе сравнения анализов первичной и контрольной диагностики, нами было отмечено снижение уровня интернет-зависимости в экспериментальной группе. В то время как в контрольной группе значительных сдвигов не наблюдается. Основываясь на этом, можно сделать вывод о подтверждении поставленной гипотезы и эффективности разработанной программы.
При проведении контрольного среза мы получили следующие данные (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение результатов первичной и контрольной диагностики интернет-зависимости КГ и ЭГ
Уровень
|
КГ (чел.,%)
|
ЭГ (чел., %)
|
||
Первичная диагностика
|
Контрольная диагностика
|
Первичная диагностика
|
Контрольная диагностика
|
|
Высокий
|
18 (64%)
|
17 (61%)
|
22 (88%)
|
5 (20%)
|
Средний
|
9 (32%)
|
10 (35%)
|
3 (12%)
|
18 (72%)
|
Низкий
|
1 (4%)
|
1 (4%)
|
—
|
2 (8%)
|
Исходя из результатов повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что разработанная нами программа, эффективность которой предполагает создание ряда психолого-педагогических условий: 1) работа с психологическим временем личности с целью развития жизнестойкости, целеполагания и толерантности к неопределенности (ретроспективная и перспективная рефлексия); 2) обучение навыкам правильного и безопасного пользования интернет-ресурсами через социально-значимую деятельность; 3) активизация познавательно-оценочного и эмоционального уровней личностной, межличностной и социальной рефлексии, подтверждена экспериментальным путём, рекомендована к использованию при выборе методов профилактики интернет-зависимости.
Список литературы
- Zavalishina O. V. Pedagogicheskaja podderzhka podrostkov, sklonnyh k internet-zavisimosti : dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01 / O. V. Zavalishina; Kur. gos. un-t. — Kursk, 2012. — 221 s.
- Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki : uchebn.-prakt. posobie dlja stud. fakul’teta klinicheskoj psihologii po discipline specializacii «Psihologicheskaja korrekcija addiktivnogo povedenija». – Moskva : MGMSU, 2012. – 221 s.
- Kabanchenko E. A. K probleme issledovanija Internet-zavisimosti u podrostkov / E. A. Kabanchenko // Studencheskij forum : jelektron. nauchn. zhurn. 2017. – S. 23-28.
- Maksimova T. A. Social’no-pedagogicheskaja profilaktika internet-zavisimosti u podrostkov / T. A. Maksimova, L. A. Andreeva / Formy i metody social’noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedejatel’nosti : sbornik statej. – Moskva, 2018. – S. 224-226.
- Merzhvinskaja A. A. Vlijanie internet-zavisimosti na social’nuju kompetentnost’ podrostkov / A. A. Merzhvinskaja // Aktual’nye voprosy razvitija lichnosti v obrazovatel’nom prostranstve regiona. – Ulan-Udje, 2018. – S. 36-41.
- Soldatova G. V Pojmannye odnoj set’ju: social’no-psihologicheskoe issledovanie predstavlenij detej i vzroslyh ob Internete / G. V. Soldatova, E. Ju. Zotova ; pod red. G. V. Soldatovoj. – Moskva, 2017. – 176 s.