КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАК МЕТОД КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

22 мая 4:53

Научно-исследовательская деятельность наряду с образовательной является одним из стратегических факторов, влияющих на конкурентные преимущества России в мире и выступающих в качестве обязательного элемента образовательного процесса при реализации основных и дополнительных образовательных программ. Важным элементом в любом исследовании является применяемый метод, который берется в качестве основного. В данной статье будет изучен в теории и на практике метод контент – анализа, применив его к исследованию Концепций демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Контент-анализ — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов. Целью данного метода может служить выявление, а также измерение социальных фактов и тенденций, отраженных в исследуемых документах. Особенность контент-анализа является изучение документы в их конкретном социальном контексте.[1]

Контент-анализ может использовать как основной метод исследования, а также параллельно, в совокупности с другими методами. Помимо этого, контент-анализ может служить в качестве вспомогательного или контрольного метода, например, при классификации ответов в открытом анкетировании.

Не все документы можно исследовать с помощью контент-анализа. Необходимо, чтобы выполнялось два принципа: принцип формализации, т.е. содержание объекта или объектов контент-анализа должно позволить задать как минимум одно правило для надежного фиксирования нужных характеристик, и принцип статистической значимости — интересующие элементы в содержании должны встречаться достаточно часто. Ввиду этого предложенные автором документы: Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее Концепция 2001 года) и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее Концепция 2007 года), — являются подходящими для исследования методом контент-анализа. Они соответствуют обоим принципам, а также имеют одну и ту же тему – демография и написаны в одном стиле. Поэтому ранжирование документов по ряду выбранных критериев не составит труда. (Таблица 1. Сравнение Концепций по основным критериям)

Критерии д/сравнения

Концепция 2001 года

Концепция 2007 года

 

Название

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025года

 

Адресат

Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления

Федеральным органам гос-ной власти, органам гос-ной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных образований

Период действия

на период до 2015 года,

т.е. на 2001-2014 гг.(на 13 лет)

на период до 2025 года

т.е. на 2007-2024 гг.(на 17 лет)

Уровень утверждения документа

Одобрена распоряжением Правительства РФ № 1270-р от 24 сентября 2001 г.

Утверждена Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г.

 

 

 

Цель

Целями демографического развития РФ являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Целями демографической политики РФ на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 — 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет.

Основа для разработки документа

Концепция… разработана на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности РФ» (Собрание законодательства РФ, 2000, № 2, ст. 170).

 

Прямого указания нет, но при обсуждении Концепции, разработчики ссылались на поручение по итогам совещания Совета Безопасности 20.06.2006 года, посвященного мерам по реализации Послания Федеральному Собранию и рассмотревшего вопросы улучшения демографической ситуации.

Таблица 1. Сравнение Концепций по основным критериям

Что касается названий, и их отличий, то известно, что Концепция 2001 года изначально была представлена правительству как концепция демографической политики, а осенью 2001 г. на момент одобрения стала концепцией демографического развития. Почему поменяли название?  Все дело в уровне подписания документа. Концепцию одобрили распоряжением правительства, которое подписывал на тот момент глава правительства Михаил Михайлович Касьянов. Он не мог подписывать документы, которые определяют политику страны, т.к. это, согласно Конституции (Глава 4, Статья 80, пункт 3) прерогатива исключительно Президента. Далее следовала ссылка на Конституцию.

Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года уже имеет другое название. Начало активизации демографической политики положило Президентское послание 2006 г., и логично, что новый документ будет подписан именно Президентом, тем самым Президент разделил ответственность с разработчиками за основные идеи Концепции. И, что самое главное, такой уровень утверждения – большой гарант хорошего финансового обеспечения программ мер по реализации Концепции.

В обеих Концепциях есть разделы, где представлен анализ демографической ситуации, формулируются цели, задачи, описываются информационное обеспечение и механизмы реализации мер. В Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года подробно расписаны приоритеты в трех областях: в области миграции и расселения, в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни. А в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года к целям и задачам добавлены принципы, положенные в основу демографической политики: комплексность решения демографических задач, своевременное реагирование на демографические тенденции, учет региональных особенностей демографического развития и т.д.

Главное формальное отличие документов в том, что в Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 года включены разделы, которые описывают основные этапы и результаты, ожидающиеся в ходе реализации демографической политики, а также объемы и источники финансирования мероприятий.

Как мы видим, цель осталось практически неизменна — стабилизация численности населения к 2015 году и создание предпосылок для роста. При этом в Концепции 2007 года прописаны ряд конкретных целевых показателей — численности населения и продолжительности жизни.

Что повлияло на разработку исследуемых документов и обусловило их необходимость? Переломным моментом в демографии России стал 1992 год. С этого времени началось стабильное сокращение численности населения, причиной которого явилось превышение уровня смертности над рождаемостью. Ежегодно в России умирало около 2 миллионов человек, что в два раза больше, чем в США и странах Европы, а рождались всего 1,2 – 1,5 млн человек.[2]

С конца 90-х годов XX века демографическая проблема стала рассматриваться как фактор, угрожающий национальной безопасности, а с 2000 началось обсуждение демографической ситуации в России и меры по ее оптимизации, которые нашли свое отражение в Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. В первой главе Концепции подробно со всеми статистическими данными описывается предшествующая демографическая ситуация РФ начиная с 60-х годов.

В результате демографической политики согласно данной Концепции, начиная с 2009 года был зафиксирован небольшой естественный прирост населения России в отдельные месяцы, а в 2013 впервые за последние двадцать лет произошел естественный прирост населения в стране в целом. Но естественный прирост населения России происходил не за счет равномерного роста рождаемости в каждом субъекте и в целом был не значительным. В России существовал и существует по сегодняшний день такое явление как демографическая дифференциация в различных регионах страны. Для того, чтобы стабилизировать и увеличить равномерный прирост населения в каждом субъекте, была разработана новая Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.  В ее первой главе, помимо современной демографической ситуации, большое внимание уделяется миграции, ввиду которой значительный прирост населения наблюдается только в некоторых регионах страны.

Разбирая содержания, Концепция по категориям текста, то мы увидим их полное сходства: оба текста написаны в официально-деловом стиле, дискретно, интегративно, целостно, информативно, но не связно. Это не удивительно, потому что Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, по свей сути, является аналогом и доработанным продолжением Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. Также стоит отметить, что Концепция 2007 года в 1,5 раз объемнее Концепции 2001 года. Это связанно со значительной доработкой.

Одной из особенностей любого контент-анализа является определение категорий анализа. Они должны быть исчерпывающими, взаимоисключающими, непротиворечивыми и уместными. В таблице 2 (Интенсивность идеологем) вы можете видеть 15 категорий, образующие строки таблицы, и единицы текста – образуют столбцы. Единицей категории будут выступать слова и производные от этих слов. Также данные категории имеют свой характер коммуникативного воздействия на адресата: эмоциональное (э), интеллектуальное(и), символическое(с), деятельностно-мотивационное(д-м), оценочно-рефлексивное(о-р).  ­­

 

Идеологемы

Интенсивность

Концепция 2001 года

Концепция 2007 года

1.   Развитие

25 (д-м)

32 (д-м)

2.   Стабилизация

2 (д-м)

2 (д-м)

3.   Семья

18 (э)

54 (э)

4.   Социальная и т.п.

13 (э)

22 (э)

5.   РФ

35 (с)

50 (с)

6.   Здоровье

26 (э)

33 (э)

7.   Смертность

12 (э)

22 (э)

8.   Рождаемость

15 (э)

14 (э)

9.   Экономика

6 (д-м)

12 (д-м)

10.    Традиция

0

4 (с)

11.    Брак

4 (э)

1 (э)

12.    Миграция и т.п.

25 (э)

16 (э)

13.    Мигр-ный прирост

1 (и)

3 (и)

14.    Репродуктивный

4 (и)

9 (и)

15.    Стимулирование

4 (д-м)

5 (д-м)

Общее количество данных идеологем

=190

=279

Таблица 2. Интенсивность идеологем

Сравнивая таблицу №2 с 5 пунктом (цели) таблицы №1, мы видим смысловое соответствие. Список самый частоупотреблемых слов соответствует главным целям коммуникаторов обоих документов: стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

По данным таблицы мы видим большое количество единиц текста, касающихся семьи и семейных ценностей. При этом, в Концепции 2007 года использование слова «семья» участилось в 3 раза (54 единиц текста = 19,35% от общего количества представленных идеологем) в сравнении с Концепцией 2001 года (18 единиц текста = 9,5%), но слово «брак», наоборот, стало употребляться реже. Таким образом мы можем утверждать, что тема семьи и семейных ценностей превалирует над другими. Это может быть связано с нынешним кризисом института семьи как формы социальной организации.

Также мы наблюдаем, что теме миграции уделено также много места в обоих документах — по 25 (13,2%) и 16 (5,7%) единиц текста, а также отдельной единицей является «миграционный прирост», о котором в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года говорится чаще. Но вопрос в другом: помогают ли меры программ Концепций в стабилизации миграционной политики?

В обеих Концепциях есть пункты, согласно которым необходимо создать условия для интеграции мигрантов в российское общество: «…..обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.» (Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года)

«…..создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.» (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года)

Но автор считает, что проблема интеграции и терпимости россиян к мигрантам, не сможет решиться благодаря реализации мер согласно исследуемым документам. Да и вообще имеет ли данная проблема решение? Нередко сами мигранты сознательно отчуждаются от интеграции в российское общество и живут в поселениях и даже образуют диаспоры.

Также особенность положения мигрантов в России заключается в контрпродуктивном отношении к их интеграции в принимающее общество со стороны, например, работодателей, которые снижают производственные издержки и максимизируют прибыль за счет приема на работу нелегальных мигрантов. Нередко сами работодатели препятствуют легализации гастарбайтеров, возводя тем самым мощный барьер на пути их интеграции в принимающее общество. В подтверждении данному факту можно привести слова врио начальника Главного управления МВД по вопросам миграции полковника Валентины Казаковой, которая в декабре 2018 года на пресс-конференции в «Российской газете» сказала о примерном количестве нелегалов на территории Российской Федерации — 2 миллиона человек.[3]

Помимо этого, согласно данным опроса «Левада-центра», проводившийся 27 августа 2018 год, выросла доля россиян, выступающих за ограничение проживания в стране представителей отдельных национальностей. Рейтинг «нежелательных» этносов возглавляют цыгане (рост с 17 до 32%), китайцы (с 15 до 31%) и вьетнамцы (с 12 до 26%). Если в целом уровень этнофобии за год вырос на 12%, то частота выбора тех или иных «нерусских» позиций увеличилась в 1,5 раза. Следовательно, спектр неприязненного отношения расширился.[4] Также по данному опрос показал, что выросла доля граждан (с 10 до 19%), одобряющих идею «Россия для русских». Кроме того, с 58 до 67% выросла доля респондентов, которые считают, что правительство должно ограничивать приток мигрантов. Таким образом, мы видим несостоятельность задач Концепций касательно интеграции мигрантов и терпимости к ним со стороны россиян.

Следующий пункт, который подвергнется анализу, касается привлечения мигрантов на те территории, которые покидают сами россияне, в том числе в силу естественных причин: «….регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации» (Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года)

«…..разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов…» (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 год)

Эффективность данных мер автор будет рассматривать на примере Дальневосточного федерального округа, откуда ежегодно уезжает тысячи людей.  Ниже представлены данные Росстата (Рис.1), где зеленная шкала обозначает естественный прирост, красная – миграционный прирост, оранжевая – общий демографический прирост.[6] И как мы видим положительное значение миграционного прироста наблюдается только в Сахалинской области. 

 http://meridian-journal.ru/uploads/1886-1.PNG

Рисунок. 1 Демография ДФО за 2016-2018, Росстат

Также на сайте МВД РФ публикуются данные миграционного учета. В таблице №3 представлены данные «отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — март 2019 года с распределением по странам и регионам».[6]

Федеральный округ

Оформлено приглашений

 

Число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства РФ

Центральный ФО

 

59397

25556

Северо-Западный ФО

 

9437

6017

Южный ФО

 

4930

6124

Северо-Кавказский ФО

 

1776

2489

Приволжский ФО

 

6 869

 

6591

Уральский ФО

 

2 975

 

6917

Сибирский ФО

5 221

 

7558

Дальневосточный ФО

10 559

 

1997

Сравнительная таблица №3 (отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — март 2019 года с распределением по странам и регионам)

Причины лидирующей позиции ЦФО очевидна и не нуждается в объяснении. Но удивителен тот факт, что округ, о котором так много говорится на федеральном уровне, которому дается, казалось бы, много льгот, по количеству приезжих, получивших гражданство, находится внизу таблицы. По перовому столбцу мы видим, что на Дальний Восток приглашается большое количество мигрантов (второе место после ЦФО), но этот факт никак не помогает демографической ситуации в ДФО. Следовательно, меры, которые должны направлять миграционного поток на «нужные» территории тоже не срабатывают.

Метод контент-анализа является универсальным и необходимым при любом изучении текстовых документов. В данной работе он был использован как основной, параллельно с другими, и как контрольный. С помощью применения данного метода как основного можно получить большой объем информации, но она будет недостаточно и поверхностна. Поэтому автор советует применять метод контент-анализа исключительно вместе с другими. Таким образом вы получите дополнительную информацию, и возможно она станет ступенью к новому исследованию, как это произошло при изучении Концепций демографического развития Российской Федерации до 2015 и 2025 годов.

Список литературы

  1. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontent-analiz-kak-metod-issledovaniya-dostoinstva-i-ogranicheniya
  2. Демографическая политика в России. [Электронный ресурс]. URL: http://megabook.ru/article/
  3. Петров И.М.. В МВД назвали число нелегальных мигрантов в России. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/12/21/v-mvd-nazvali-chislo-nelegalnyh-migrantov-v-rossii.html
  4. В России выросли ксенофобские настроения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2018/08/27/v-rossii-vyrosli-ksenofobnye-nastroeniya/
  5. Все глубже в демографическую яму. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eastrussia.ru/material/vse-glubzhe-v-demograficheskuyu-yamu/
  6. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — март 2019 года с распределением по странам и регионам. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/16781884/