Сегодня система новых медиа, представляющая собой феноменальное явление, претерпевает значительные структурные и сущностные изменения. Если до последнего времени под этим термином понимались классические медиа, внедрённые в плоскость сети Интернет, радио, телеканалы и печатные СМИ, а также отчасти любые сетевые медиа, не имеющие традиционных аналогов, то сегодня в дефиницию, определяющую данный термин, следует вкладывать понимание, близкое к точке зрения исследователя О. Стинса, которая заключается в том, что ёмкость новых медиа гораздо шире, чем сетевых средств массовой информации вообще, и потому включает в себя не только масс-медиа, но и всё то, что вообще рассчитано на массовую аудиторию [Стинс 2008: http]. Таким образом, вне зависимости от сущностных характеристик контента новых медиа, важнейшими его чертами сегодня становятся следующие:
а) важность информационного сообщения;
б) его соответствие интересам аудитории, то есть релевантность;
в) его привлекательность (способность обращать на себя внимание аудитории и удерживать его).
Эти качества свойственны и традиционным СМИ, однако для новых медиа она является решающими: темп жизни, задаваемый дигитальной интернет-средой, не оставляет времени на отбор актуальной, интересной и проверенной информации; пользователь рассчитывает на то, что средство коммуникации обеспечит её качество. Это и является объяснением феноменального успеха системы Telegram и её каналов, ведь они позволяют получить необходимую информацию самым быстрым и объективным способом: хотя в некоторых случаях практически невозможно определить автора публикации, почти обязательное присутствие комментариев в новых медиа позволяет нам проверять информацию, отделять фейк от факта [Рогалева 2015: 222; Питько 2016: 185].
Особого внимания в этом контексте заслуживают сегменты Telegram, ориентированные на региональный контент и региональную аудиторию. С одной стороны, они в значительной степени уступают федеральным в количественном и качественном отношении, но, с другой, благодаря им решается важная проблема: аудитория региональных СМИ расширяется за счёт привлечения более молодой аудитории, активно использующей сетевые коммуникации. Кроме того, расширение аудитории влечёт за собой расширение тематики и проблематики уже существующих СМИ, а наличие конкурентной среды в большинстве случаев стимулирует создавать актуальный и яркий контент.
Рассматриваемые каналы Telegram освещают проблемы отдельного региона или населённого пункта, соответственно, тексты, размещенные на этих каналах, представляют интерес преимущественно для пользователей, имеющих отношение к этой территориальной единице. И первым аспектом анализа может стать их разделение на первичные и вторичные.
Первичные каналы используют только оригинальный, авторский контент. Даже если речь в публикации идёт о резонансном событии, освещаемом и в других изданиях, в рамках первичного канала такая публикация будет качественно отличаться от других. Это объясняется тем, что контент Telegram-каналов наделён известной долей публицистичности, а это значит, что если точка зрения или личность создателя канала интересна пользователю, то интересны будут и материалы. Напротив, антипатия к автору или его точке зрения в подавляющем большинстве случаев не позволяет отдельным пользователям обращаться к этому каналу.
Вторичные же каналы либо выступают как агрегаторы, собирая информацию, подготовленную другими каналами, либо используют SMM-тексты, изначально созданные для других медиа.
Для классификации каналов Telegram участие в политической жизни также является важным критерием. В таком случае контент может быть охарактеризован как нейтральный, полунейтральный или квазинейтральный, критический и официозный.
По функционально-стилистическим характеристикам текста каналы Telegram подразделяются на публицистические и информационные, при этом выделяются также смешанные каналы.
С точки зрения знаково-семиотической, каналы Telegram можно разделить на вербальные, креолизованные и смешанные [Куценко 2019]. В первом случае техническая реализация иллюстраций и других выразительных компонентов менее важна: содержание реализуется непосредственно в текстовой форме. Во втором случае текст «работает» во взаимодействии с такими элементами, как шрифт, иллюстрация, дизайн и т. д. В третьем случае сценарии для первого и второго типов сбалансированы.
По регулярности постов каналы Telegram делятся на регулярные и нерегулярные. В первом случае авторы постоянно обновляют информацию и нередко являются профессионалами. Во втором случае наблюдается случайный характер публикаций, такие каналы, как правило, не являются предметом профессионального интереса автора.
Каналы Telegram подразделяются на анонимные и неанонимные: они являются анонимными, если автор скрывает свое настоящее имя, и неанонимными, если имя автора указывается.
Наиболее значимыми в Белгородской области в настоящий момент являются такие каналы, как Белгород №1, Фонарь, Несвятое Белогорье, Бел.ру, Гоу31.
Телеграм-канал «Фонарь» (@fonartv) является площадкой сетевого общественно-политического издания Fonar.tv, на которой публикуются подводки к текстам издания. По состоянию на июнь 2020 года имеет 3,4 тысячи подписчиков, является преимущественно региональным (так как освещает события, происходящие в Белгородской области). Тексты, размещённые на данном канале, являются вторичными, так как в большинстве случаев являются подводкой для текстов на сайте «Фонаря» — Fonar.TV. В текстах подводок, равно как и в текстах самого издания, можно заметить критику действий чиновников (ср., например: «Когда вы перейдёте по ссылке, вы узнаете, почему провалился проект «Аврора Парк»). Анализ эмпирического материала позволяет отнести телеграм-канал «Фонарь» скорее к критически настроенным каналам. В текстах «Фонаря» можно обнаружить элементы, характерные для публицистического стиля: использование императивных форм глагола, всклицательных предложений, игры слов и т.д. (ср., например: «Держись, Гражданский проспект!», поэтому его можно отнести к публицистичным. «Фонарь» публикует как вербальные тексты, так и креолизованные (в частности, инфографику), поэтому мы можем говорить о том, что по характеру текста канал относится к смешанному типу. Ежедневная публикация подводок к текстам, которые могут быть интересны аудитории, позволяет отнести его к регулярным каналам. Несмотря на то, что авторы текстов не указываются, телеграм-канал «Фонарь» ассоциируется с сетевым изданием Fonar.TV, круг авторов которого известен в регионе, поэтому его можно отнести к неанонимным каналам.
Телеграм-канал «Белгород №1» (@belgorod01) — самый популярный телеграм-канал о событиях в Белгороде и Белгородской области, насчитывает более 26 тысяч подписчиков. Создатель канала — белгородский журналист Владимир Корнев. Тексты, размещённые на данном канале, являются первичными, так как производятся группой авторов непосредственно для этого ресурса. Тексты, размещённые в телеграм-канале, отражают критическое отношение авторов к деятельности органов власти. Так, в частности, в публикации от 28.11.2019 иронически представлено торжественное мероприятие, посвящённое прибытию обновлённого поезда «Москва-Белгород»: «Мы прерываем наш эфир на рубрику «Странные торжественные мероприятия. .
В указанном фрагменте используются элементы пассивной агрессии, модально-оценочная лексика, междометия, которые, согласно утверждению академика В.Г. Костомарова, являются средствами выражения экспрессии в тексте [Костомаров 1971]. Экспрессия, в свою очередь, необходима отчасти для привлечения большего количества пользователей.
В другой публикации, от 24.11.2019 авторы в такой же манере обращают внимание на проблему освещения в Южном сквере города Белгорода: «Родителям приходится подсвечивать фонариком своих детей, чтобы играть вечером в Южном сквере». Соответственно, по политической направленности «Белгород №1» можно отнести к критически настроенным телеграм-каналам. «Белгород №1» является каналом, в котором превалируют публицистичные тексты: «Учителя не должны увольнять!», «После этого ночью его несколько раз будили и выводили «на разговор»», «Белгород №1» призывает мэрию обратить внимание на проблему». Так как на канале «Белгород №1» большая часть текстов носит вербальный характер, и эти тексты не теряют своей сущности, если рассматривать их вне дизайна и иллюстраций, мы можем отнести его к вербально-текстовым каналам. Установка на публицистичность, обеспечиваемую в первую очередь экспрессивно-оценочной лексикой и ироническимкритическим контекстом, не предполагает обязательное наличие иллюстраций или яркий, оригинальный дизайн. Как правило, такие каналы имеют вербально-текстовый характер. «Белгород №1» выходит по несколько публикаций в день, поэтому мы относим его к регулярным. Исследуемый телеграм-канал не является анонимным, так как авторы периодически выступают под собственным именем.
На начало июня 2020 года общее число подписчиков телеграм-канала «Гоу31» (@Belgorod_go31) составляет 1620. Канал ассоциирован с одноименным изданием «Go31.ru Сайт города Белгорода», которое, в свою очередь, является региональным. «Гоу31» производит содержательные подводки к текстам издания, в связи с чем его также можно назвать вторичным. Соответствуя общей направленности исходного издания, телеграм-канал также является критически настроенным. С точки зрения функционально-стилистической, в телеграм-канале «Гоу31» преобладают информационные тексты вербального характера. Ср., например: «В 2021 году в Белгороде планируют отремонтировать 10 дворовых и столько же общественных пространств на сумму более 112 миллионов. В телеграм-канале «Гоу31» выход текстов происходит ежедневно по 5-7 раз, соответственно, он является регулярным. Круг авторов базового издания «Go31» известен, поэтому связанный с изданием телеграм-канал является неанонимным.
На июль 2020 года подписчиками телеграм-канала «БелРУ» (@iabelru) числятся 1276 человек. Телеграм-канал ассоциирован с одноимённым информационным агентством, освещающим события, происходящие в Белгородской области. Соответственно, канал можно назвать региональным и вторичным: «Журналисты Бел.Ру разбирались в проблемах, пожалуй, главной белгородской реки». Основу контента телеграм-канала составляют подводки к материалам ИА «БелРУ». Как и информагентство, телеграм-канал «БелРУ» является квазинейтральным, так как поднимает острые проблемы, не критикуя при этом власть. «БелРУ» является каналом, содержащим стилистически окрашенные тексты: «Все белгородцы любят Везёлку. А некоторые её и боятся». Подводки к текстам информагентства, публикуемые в телеграм-канале, не являются содержательными, а лишь заявляют тему публикации. Поэтому мы можем назвать «БелРУ» креолизованно-текстовым каналом. В телеграм-канале «БелРУ» выходят по 5-9 постов в день, соответственно мы можем отнести его к регулярным. Авторский состав редакции ИА «БелРУ» известен из публичных источников, соответственно, мы можем считать телеграм-канал «БелРУ» условно-анонимным.
«Несвятое Белогорье» (@hellbel) по состоянию на июнь 2020 года насчитывает 1799 подписчиков. Авторы канала освещают исключительно региональную тематику. Телеграм-канал является официозным, так как авторы часто выступают в защиту государственных деятелей, а также одобряют их деятельность: «Губернатор Белгородской области Евгений Савченко входит в топ-10 рейтинга, занимая самую сильную позицию среди представленных в рейтинге руководителей аграрных регионов». В публикации сетевого издания Fonar.TV даётся следующая характеристика каналу: «@hellbel — канал, к которому с большой долей вероятности имеет отношение кто-то из представителей власти. Но здесь действительно качественный и стоящий контент. Показывают хорошее в плохом и плохое в хорошем (в общем неофициальные «шептуны» с Соборной площади)».
Канал можно отнести к первичным, так как тексты пишутся специально для него. На канале содержатся публицистические тексты: «С полным текстом лайфхака по накоплению с пенсии 45 миллионов рублей белгородским пенсионером и списком московского имущества, можно ознакомиться здесь. Смотрите не прослезитесь». Основу канала составляют вербальные тексты. Канал можно отнести к регулярным. Имена авторов неизвестны, поэтому «Несвятое Белогорье» следует отнести к анонимным каналам.
Таким образом, типология Telegram-каналов может быть сформирована в зависимости от целого ряда факторов: это и оригинальность текстов, наполняющих канал, и личность автора, и степень заинтересованности в текущей политической ситуации, и т.д. Соответственно с представленной выше типологией, можем прийти к выводу, что в белгородском медиапространстве преобладают каналы следующих типов:
- региональные (100%);
- первичные (60%);
- вербальные (100%);
- регулярные (80%);
- условно-анонимные (80%)
- публицистичные (70%).
Таким образом, применение типологических параметров, выделенных на основе регулярных признаков, позволяет выявить системно взаимосвязанные характеристики предмета исследования. В нашем случае можно говорить о высокой степени регулярности и, соответственно, о профессиональном характере большинства этих каналов, о близком соотношении самостоятельных (первичных) и вторичных (аффилированных с родственными изданиями) телеграм-каналов, низкой степени анонимности и ориентации на рефлексию, аналитичность, публицистичность в противовес новостной повестке дня традиционных региональных медиа. Это свидетельствует об их высоком воздействующем потенциале, формирующем общественное мнение в регионе.
Список литературы
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
- Манович Л. Новые медиа. М.: Ад Маргинем, 2018.
- Рогалева О. С., Шкайдерова Т. В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник ОмГУ. 2015. №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-evolyutsiya-ponyatiya-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 26.04.2020).
- Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2008. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media (дата обращения: 08.03.2020).
- Татур И.А., Кознова Н.Н. Особенности присутствия СМИ в Telegram» // E-Scio, № 11 (38), 2019, с. 547-553.
- Устюжанина Д.А. Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoystvennaya-priroda-novyh-media-v-onlayn-prostranstve (дата обращения: 26.06.2020).
- Шайхитдинова С.К. Новые медиа и «Старые» нормы: к проблеме саморегулирования современной инфосферы // ВЭПС. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-i-starye-normy-k-probleme-samoregulirovaniya-sovremennoy-infosfery (дата обращения: 26.06.2020).