Российское общество на протяжении длительного времени формировало свой образ старости. Однако, тенденция и последствия демографического старения населения вызвали необходимость пересмотра сложившихся представлений. Особенно это касается лиц среднего возраста, тех, кто уже подходит к рубежу пенсионного возраста. Насколько успешно проходит процесс адаптации к изменившимся условиям, и как люди разных возрастных групп видят старость сегодня, несомненно, становиться одним из актуальных вопросов.
Данное эмпирическое исследование касается сопоставления образа старости у мужчин и женщин среднего возраста, определения особенностей представлений о старости у лиц среднего возраста.
Исследование проводилось на базе учреждений социального обслуживания населения Московской области среди сотрудников. В исследовании приняли участие 50 человек среднего возраста, 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 44 до 60 лет.
Диагностический блок представляет проективная методика «Рисунок старости». Методика адаптирована специально для данного исследования в рамках проективно диагностического подхода, её цель – изучение целостного представления о старости, выявление особенностей эмоционального отношения к старости. Предметом интерпретации является рисунок [2].
Признаки, используемые при анализе рисунка представлены в таблице 1.
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты сведены в таблицы 2-5 и представлены ниже на рисунках 1-3.
Таблица 1.
Признаки, используемые при анализе методики «Рисунок старости»
№ п/п |
Критерий |
Показатель |
1 |
2 |
3 |
1. |
Форма рисунка |
В соответствии с фрейдистской традицией все вытянутые формы интерпретируются как наличие мужских, маскулинных черт; сжатая округлая форма – феминных черт; наличие острых углов по контуру рисунка характеризуют наличие агрессии |
2. |
Характер линий и графических движений |
Сплошные линии характеризуют уверенность, решительность; прерывистые линии, а также линии с обводкой интерпретируются как неуверенность, нерешительность |
3. |
Цветовой выбор |
Красный цвет мягких тонов символизирует радость; использование красного цвета насыщенных тонов интерпретируется как агрессивность; синий цвет – грусть, усталость; зеленый – активность, при перенасыщении зеленого – тревожность; желтый – принятие, спокойное отношение; фиолетовый – беспокойство, тревогу; серый – замкнутость, огорчение; черный – наиболее негативная тенденция, символизирующая отрицание, протест; коричневый беспокойство, неуверенность |
4. |
Содержание рисунка |
Негативной тенденцией в рисунке является несоответствие размера изображения предполагаемому объекту, а также искаженное положение изображенного. Конформный образ — рисунок, не содержащий явных объектов, свидетельствует о трудности в формулировании проблемы самим испытуемым. Отождествление изображенного с домом, семьей, свидетельствует о тенденции «контролировать» рассматриваемую сферу. Нейтральный рисунок – изображение реальных объектов с отсутствием острых углов, штриховок, зачеркиваний и повторяющихся деталей. Позитивной тенденцией является «приукрашивание» изображения дополнительными элементами. Стилизованное или фантастическое изображение свидетельствует о тенденции к избеганию рассматриваемой сферы |
Таблица 2.
Распределение обследованных по критерию «форма рисунка»
Критерий |
Форма рисунка |
|||||
феминные черты |
маскулинные черты |
агрессивность |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Количество испытуемых, из них: -женщины -мужчины |
32 17 15
|
64 68 60 |
12 6 6 |
24 24 24 |
6 2 4 |
12 8 16 |
Рис. 1. Распределение обследованных по критерию «форма рисунка»
Таблица 2 и рисунок 1 показывают, что для большинства обследованных (более 60 %), не зависимо от пола респондента, характерно представление старости в феминном, женском образе. Мужские черты приписываются старости и мужчинами, и женщинами в равном количества, примерно в одном из четырех случаев (24 %). Крайне негативное, агрессивное отношение к старости более характерно для мужчин, однако такое отношение в целом для данной выборки не характерно (менее 20 %).
Таблица 3.
Распределение обследованных по критерию
«характер линий и графических движений»
Критерий |
Характер линий и графических движений |
|||
Уверенность, решительность |
Неуверенность, нерешительность |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Количество испытуемых, из них: -женщины -мужчины |
39 20 19 |
78 80 76 |
11 5 6 |
22 20 24 |
Таблица 3 показывает, что для абсолютного большинства обследованных (более 75 %) характерны решительность и уверенность при проецировании образа старости. Обратная тенденция встречается редко (не более 24 %).
Таблица 4.
Распределение обследованных по критерию «Цветовой выбор»
|
Красный цвет мягких тонов |
Красный цвет насыщенных тонов |
Синий |
Зеленый |
Желтый |
Фиолетовый |
Серый |
Черный |
Коричневый |
Количество испытуемых, % из них: -женщины -мужчины |
0
0 0 |
2
4 0 |
18
12 24 |
12
12 12 |
12
12 12 |
12
12 12 |
20
12 8 |
6
4 8 |
18
20 16
|
Рис. 2. Распределение обследованных по критерию «цветовой выбор»
Таблица 5 и рисунок 2 показывают, что в группе обследованных выявлена тенденция представления образа старости в синих тонах у мужчин. Согласно интерпретации М. Люшера, данный цвет характеризует грусть и усталость. Таким образом, в представлении мужчин среднего возраста старость отождествляется с периодом жизни, лишенным радости и вместе с тем активности пожилого человека. В выборах женщин доминирующим является коричневый цвет. Данный цвет символизирует беспокойство, нерешительность. Таким образом в оценках женщин среднего возраста период старости является тревожным, неопределенным периодом.
Следует отметить полное отсутствие выбора красного цвета в нейтральных тонах. Данный факт рассматривается как отсутствие у женщин и мужчин среднего возраста представления о старости как позитивном периоде жизни, дающем возможность для проявления инициативы и активности [1].
Таблица 5.
Распределение обследованных по критерию «содержание рисунка»
|
Негативный образ |
Конформный образ |
Отождествление с домом, семьей |
Нейтральный образ |
Позитивный образ |
Стилизованное или фантастическое изображение |
Количество испытуемых, %, из них: -женщины -мужчины
|
26
32 20
|
16
16 16
|
14
12 16 |
12
12 12
|
18
16 20 |
14
12 16 |
Рис. 3. Распределение обследованных по критерию «содержание рисунка»
Таблица 5 и рисунок 3 показывают, что в группе обследованных выявлена тенденция представления образа старости в негативном аспекте более у женщин, чем у мужчин. В целом для выборки негативный образ характерен для одной четверти опрошенных (26 %). Данный показатель не является критическим и не может указывать на общую тенденцию представления о старости у лиц среднего возраста в негативных образах.
В обследуемой группе для мужчин характерно изображать старость в виде стилизованного, фантастического образа или в позитивно-окрашенных образах. Вместе с тем, выявленные показатели (16 % и 20 %) не являются достаточно весомыми для установления общего тренда, и свидетельствует скорее об индивидуальных особенностях в восприятии старости у отдельных испытуемых.
Выводы:
- Для большинства обследованных, независимо от пола респондента, характерно представление старости в женском образе.
- Для абсолютного большинства обследованных характерны решительность и уверенность при проецировании образа старости.
- У мужчин среднего возраста старость отождествляется с периодом жизни, лишенным радости и вместе с тем активности пожилого человека. В оценках женщин среднего возраста период старости является тревожным, неопределенным периодом. Представления о старости как позитивном периоде жизни, дающем возможность для проявления инициативы и активности, отсутствуют и у мужчин, и у женщин.
- В обследованной группе выявлена тенденция представления образа старости в негативном аспекте более у женщин, чем у мужчин. В целом для выборки негативный образ характерен для одной четверти опрошенных.
Список использованной литературы:
- Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: Сова, АСТ, 2005. – 192 с.
- Тертышникова А. Г. Измерение социальных представлений с использованием проективных методик: методологические подходы и методические решения: диссертация … кандидата Социологических наук: 22.00.01. – М.:, 2016. – 171 с.
- Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.
Spisok ispol’zovannoj literatury:
- Ljusher M. Cvetovoj test Ljushera. – M.: Sova, AST, 2005. – 192 s.
- Tertyshnikova A. G. Izmerenie social’nyh predstavlenij s ispol’zovaniem proektivnyh metodik: metodologicheskie podhody i metodicheskie reshenija: dissertacija … kandidata Sociologicheskih nauk: 22.00.01. – M.:, 2016. – 171 s.
- Shapar’ V. B. Prakticheskaja psihologija. Proektivnye metodiki. / V. B. Shapar’, O. V. Shapar’. – Rostov n/D: Feniks, 2006. – 480 s.