ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У МОЛОДЕЖИ

3 июля 10:51

Профессиональная направленность – это один из важнейших факторов профессиональной жизни человека, представляющей, в свою очередь, центральную составляющую жизненного пути личности. Сформированность и стабильность представления о будущей профессии на начальном этапе учебно-профессиональной деятельности определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации.

 

По мнению Е. В. Балакиревой, самоопределение является личностным аспектом формирования специалиста, готового рассматривать себя развивающимся во времени субъектом и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной трудовой деятельности. Это предполагает построение личного профессионального плана, формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития. Сущность самоопределения связана с поиском и нахождением личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессии [1].[1]

 

Самоопределение становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это время активного поиска возможностей удовлетворения своих интересов, пробы своих способностей, реализации социальных прав на свободу выбора трудовой деятельности с учетом реалий рынка труда [2]. [2]

Особо значимыми для подросткового возраста при становлении индивидуальности являются сформированные потребности, установки, ценностные ориентации и временные перспективы.

 

Учебные и познавательные интересы старшеклассников неустойчивы, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за их развитием, это задача не только переходов, но и всех субъектов  образовательного пространства, в том числе и родителей.  У школьников происходит переход от этапа первичного выбора к профессиональному самоопределению. Представлен анализ только самых значимых результатов проведенного опроса.

Вопрос  «Что влияет на выбор вашей будущей профессии?»                                          Таблица №1.

 

Фактор

Юноши

Девушки

Возможность творчества

30,3

43,1

Нравится само содержание работы

30,6

49,2

Возможность профессионального продвижения и карьеры

45,9

50,8

Возможность уехать, жить в другом городе

37,4

40

Мнение друзей

1

3,1

Возможность в последующем найти  работу

41,8

44,6

Престиж профессии в обществе

18,3

21,5

Возможность хорошо зарабатывать

55,2

53,8

Совет родителей и (или) родственников

1,3

0

Ваши способности к данному виду деятельности

36,3

34,5

Таким образом, главной ценностью у школьников является материальная обеспеченность.  При этом важнейшие социально-значимые сферы, такие как активная деятельность, творчество, интересная работа и познание, саморазвитие, не входят в число ведущих.

                                         

Вопрос «Что является определяющим в выборе высшего образования, по мнению школьников?»

Таблица №2.

Факторы выбора

Юноши

Девушки

Развитие общества ведет к тому, что в перспективе все должны будут иметь высшее образование

13,7

15,4

Гарантирует материальное благополучие

32,6

33,8

Высшее образование открывает путь к высокой культуре, реализации способностей человека

48,3

53,8

Стремление родителей устроить социально и экономически более выгодно своих детей

10,4

13,8

Желание более активно участвовать в общественной, политической, культурной жизни общества

44,7

41,5

Востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием

50,8

55,4

Страх безработицы

12,1

13,8

Заключение

Во избежание перекосов на рынке труда и многих других социальных проблем необходимо развитие и совершенствование на ступени общего образования системы профориентационной работы, закладывающей фундамент профессионального самоопределения учащейся молодежи. Именно целеполагание относительно сферы будущей профессиональной деятельности, сложившееся у юных граждан в средней школе, решающим образом будет определять социально-профессиональную структуру общества. В практической работе профориентации актуальными являются вопросы: как оказать помощь ребятам в профессиональном самоопределение, как диагностировать их склонности и профессиональные предпочтения, с помощью адекватных методов.

Таким образом, осуществление всего комплекса и  системы мероприятий помогут старшеклассникам решить проблемы с самоопределением, сделать выбор более осознанным и взвешенным выбором будущей профессии, а также способствуют стабилизации социально- экономической ситуации в стране.

Литература

  1. Балакирева Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: — Спб. 2005.
  2. Климов Е. А. Как выбирать профессию:- М.: Просвещение, 1384. 160 с

 

[1] Балакирева Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: — Спб. 2005.

[2] Климов Е. А. Как выбирать профессию:- М.: Просвещение, 1384. 160 с.