Профессиональная направленность – это один из важнейших факторов профессиональной жизни человека, представляющей, в свою очередь, центральную составляющую жизненного пути личности. Сформированность и стабильность представления о будущей профессии на начальном этапе учебно-профессиональной деятельности определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации.
По мнению Е. В. Балакиревой, самоопределение является личностным аспектом формирования специалиста, готового рассматривать себя развивающимся во времени субъектом и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной трудовой деятельности. Это предполагает построение личного профессионального плана, формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития. Сущность самоопределения связана с поиском и нахождением личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессии [1].[1]
Самоопределение становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это время активного поиска возможностей удовлетворения своих интересов, пробы своих способностей, реализации социальных прав на свободу выбора трудовой деятельности с учетом реалий рынка труда [2]. [2]
Особо значимыми для подросткового возраста при становлении индивидуальности являются сформированные потребности, установки, ценностные ориентации и временные перспективы.
Учебные и познавательные интересы старшеклассников неустойчивы, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за их развитием, это задача не только переходов, но и всех субъектов образовательного пространства, в том числе и родителей. У школьников происходит переход от этапа первичного выбора к профессиональному самоопределению. Представлен анализ только самых значимых результатов проведенного опроса.
Вопрос «Что влияет на выбор вашей будущей профессии?» Таблица №1.
Фактор |
Юноши |
Девушки |
Возможность творчества |
30,3 |
43,1 |
Нравится само содержание работы |
30,6 |
49,2 |
Возможность профессионального продвижения и карьеры |
45,9 |
50,8 |
Возможность уехать, жить в другом городе |
37,4 |
40 |
Мнение друзей |
1 |
3,1 |
Возможность в последующем найти работу |
41,8 |
44,6 |
Престиж профессии в обществе |
18,3 |
21,5 |
Возможность хорошо зарабатывать |
55,2 |
53,8 |
Совет родителей и (или) родственников |
1,3 |
0 |
Ваши способности к данному виду деятельности |
36,3 |
34,5 |
Таким образом, главной ценностью у школьников является материальная обеспеченность. При этом важнейшие социально-значимые сферы, такие как активная деятельность, творчество, интересная работа и познание, саморазвитие, не входят в число ведущих.
Вопрос «Что является определяющим в выборе высшего образования, по мнению школьников?»
Таблица №2.
Факторы выбора |
Юноши |
Девушки |
Развитие общества ведет к тому, что в перспективе все должны будут иметь высшее образование |
13,7 |
15,4 |
Гарантирует материальное благополучие |
32,6 |
33,8 |
Высшее образование открывает путь к высокой культуре, реализации способностей человека |
48,3 |
53,8 |
Стремление родителей устроить социально и экономически более выгодно своих детей |
10,4 |
13,8 |
Желание более активно участвовать в общественной, политической, культурной жизни общества |
44,7 |
41,5 |
Востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием |
50,8 |
55,4 |
Страх безработицы |
12,1 |
13,8 |
Заключение
Во избежание перекосов на рынке труда и многих других социальных проблем необходимо развитие и совершенствование на ступени общего образования системы профориентационной работы, закладывающей фундамент профессионального самоопределения учащейся молодежи. Именно целеполагание относительно сферы будущей профессиональной деятельности, сложившееся у юных граждан в средней школе, решающим образом будет определять социально-профессиональную структуру общества. В практической работе профориентации актуальными являются вопросы: как оказать помощь ребятам в профессиональном самоопределение, как диагностировать их склонности и профессиональные предпочтения, с помощью адекватных методов.
Таким образом, осуществление всего комплекса и системы мероприятий помогут старшеклассникам решить проблемы с самоопределением, сделать выбор более осознанным и взвешенным выбором будущей профессии, а также способствуют стабилизации социально- экономической ситуации в стране.
Литература
- Балакирева Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: — Спб. 2005.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию:- М.: Просвещение, 1384. 160 с
[1] Балакирева Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: — Спб. 2005.
[2] Климов Е. А. Как выбирать профессию:- М.: Просвещение, 1384. 160 с.