СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ НА ПРИМЕРЕ ГКУ РС(Я) «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДА Г. ЯКУТСКА»

16 мая 10:44

Проблема демографии и института семьи сегодня ставится в России особенно остро ввиду демографического кризиса. Низкий уровень рождаемости наряду с высоким уровнем смертности являются ключевыми проблемами в современном государственном управлении в области социальной политики [1, с.44].

Основной фактор, который увеличивает количество монородительской семьи сегодня, – это разводы. Кроме того, новая тенденция на раздельное проживание, а также внебрачные рождения детей, раннее овдовение в результате повышения смертности мужского населения – все эти факторы являются негативными в формировании роста семей, имеющих только одного родителя (чаще – мать), из–за чего такие семьи называют материнскими [2, с.190].

Одинокие матери – социальная категория граждан, особо пристально нуждающаяся в изучении и обосновании практических направлений для осуществления в отношении них мер социальной поддержки.

В данной статье рассматривается опыт социальной поддержки одиноких матерей на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска». Мы считаем, что эффективность мер по оказанию социальной поддержки семьям одиноких матерей зависит от удовлетворенности клиентов Управления.

В качестве метода исследования был выбран такой качественный метод исследования, как опрос по специально разработанной анкете из 28 вопросов. В итоге приняли участие 50 одиноких матерей, вставших на учет в Управление.

Благодаря проведенной работе мы выяснили, что почти половина обследуемых матерей имеют одного ребенка (44%), 19 – двоих (38%), 7 – троих (14%) и оставшиеся 2 – четырех и более детей (4%). К категории «многодетных семей» относятся 28% респонденток. Также (82%) опрошенных матерей относятся к категории «Малоимущие семьи». Это свидетельствует о том, что значительная доля одиноких матерей, вставших на учет в «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска» нуждаются в помощи.

По результатам исследования было выявлено, что большинство одиноких матерей (88%) удовлетворены услугами, предоставляемыми Управлением. Однако почти (12 %) респонденток высказали, что совсем не получили помощь от работников Управления.  Это свидетельствует о том, что необходимо предпринять ряд новых мер для улучшения качества обслуживания в Управлении социальной защиты населения и труда г. Якутска.

На вопрос об информированности мнения респонденток разделились поровну. Представляется возможным сделать вывод о том, что работники Управления недостаточно информируют получателей услуг обо всех мерах социальной поддержки, которыми может воспользоваться одинокая мать, обратившаяся в социальную службу. По всей видимости, те 50% матерей, которые ответили утвердительно на вопрос, из числа тех, кто стоит на учете в Управлении уже не первый год и явно знаком с порядком осуществления социальной поддержки одиноких матерей.

Среди услуг, которые получили обратившиеся одинокие матери, респондентки отметили следующие: назначение пособия по беременности и родам (64%); назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (58%); назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (64%); назначение ежемесячного пособия на ребенка (82%); назначение единовременного пособия при рождении ребенка (36%); назначение пособия по потере кормильца (15%); федеральный материнский (семейный) капитал (54%); оформление заявления на единовременную материальную помощь гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (34%); постановка семьи на учет для получения льгот (любого характера) (82%).

Среди услуг, которые одинокие матери хотели бы видеть, – предоставление повышенного размера пособий на ребенка (детей), дополнительные выплаты, помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг, льготы при поступлении детей на учебные заведения, а также нематериальные виды поддержки (например, было указано «предоставлять путевки для отдыха ребенка»).

Относительно быстроты принятия решения (56 %) опрошенных клиентов Управления отметили, что очень долго ожидали его (более 2–х месяцев). Это говорит о том, что помощь и социальная поддержка часто оказывается несвоевременно, без учета того, что одинокие матери оказываются в сложной ситуации «здесь и сейчас», и принимать решение об оказании мер социальной поддержки требуется безотлагательно, по возможности сокращая срок принятия решения.

Благодаря вопросу «Устраивает ли Вас результат представленной Вам меры социальной поддержки как одинокой матери?» мы выяснили, что (40%) опрошенных матерей частично удовлетворены представленной помощью Управления, (36%) – полностью удовлетворены и (24%) – совсем не удовлетворены. Это свидетельствует о том, что специалисты в Управлении работают неэффективно, страдают сроки оказания социальной поддержки, по заявлениям респонденток, они не увидели хорошего отношения к ним со стороны работников. Также и в отношении доброжелательности и вежливости: частым ответом респонденток был «совсем не доброжелательны» — (32%), «не вежливы».

Исходя из того, что многие недовольны компетентностью сотрудников Управления, следовало бы предположить, что часто поступают и жалобы на сотрудников и на Управление как государственное учреждение в целом. Однако это не так, и с жалобами обращалась меньшая часть одиноких матерей – (12%), более половины (88%) не обращались с жалобами, т.е. они вполне удовлетворены услугами, или не считают возможным жаловаться.

В целом же, одинокие матери отмечали, что среди трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в результате обращения в Управление, были следующие: отсутствие доброжелательности, особенно на этапе консультирования по выплатам пособий; некомпетентность сотрудников; очень долгое ожидание в очереди; неполное информирование сотрудниками Управления обо всех мерах социальной поддержки, положенных одиноким матерям; неверное первичное консультирование; отсутствие автоматического продления пособий при предоставлении всех документов.

Таким образом, исходя из проведенного опроса, стало понятно, что в деятельности Управления существуют определенные проблемы, требующие решения. При осуществлении деятельности по оказанию социальной поддержки одиноким матерям в Управлении, в целом можно выделить следующие проблемы:

  1. Недостаточное техническое оснащение отдела выплат, что не позволяет с достаточной оперативностью выполнять возложенные на отдел поручения, и создавать единый специализированный банк учёта данных.
  2. Недостаточно осуществляется информирование одиноких матерей о причитающихся им льготах и выплатах.
  3. Отсутствие знаний современного законодательства и соответствующей квалификации у работников для принятия своевременных и оперативных решений при назначении пособий и доплат.

 

Список литературы:

  1. Зубова, И. Г. Социальная защита населения в Российской Федерации: учебное пособие / И. Г. Зубова, А. Г. Коноплева, С. П. Головач. М.: Кнорус, 2015. – 530с.
  2. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики сиротства / под общ. ред. Е.В. Гуровой. М., 2016. – 412 с.