ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

24 сентября 5:07

В России развитие индустрии развлечений началось в начале XIX века в Петербурге, где было создано общество по устройству народных развлечений. К началу XX века в России сложилась сеть досуговых просветительских учреждений. Например, в 1914 г. существовало 237 народных домов, которые считаются первыми клубными учреждениями. К 1991 г. насчитывалось 134,6 тыс. клубных учреждений, 2471 музей, 747 профессиональных театров, 140 кинотеатров. Соответствующие показатели 2009 г. приведены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика показателей культуры и отдыха в Российской Федерации за 1970−2009 гг. [1. С. 293]







Показатель

1970

1980

1990

2000

2009

2009 к 1970, раз

Число профессиональных театров

310

324

382

547

601

1,9

Число музеев

582

740

1315

2047

2539

4,4

Число посещений музеев в среднем на 1000 человек

497

636

974

499

556

1,1

Число учреждений культурно-досугового типа, тыс.

78,7

77,5

73,2

54,8

47,4

0,6

Число киноустановок с культурным показом

96,7

87,7

77,2

18

5,6

0,06

 

Согласно данным табл.1, за сорок лет более чем в 4 раза увеличилось количество музеев, почти в 2 раза число профессиональных театров при общем снижении почти в 2 раза общего количества учреждений культурно-досугового типа и почти в 17 раз числа киноустановок с платным показом.

Усиленный рост рынка развлечений России стал заметен после распада СССР, начали появляться большие торговые центры, развиваться новые технологии, а также возрос темп распространения информации и появились возможности обмена опытом с западными странами.

Согласно данным, приведенным в ежегодном исследовании транснациональной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers за 2010 год «Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2011–2015 годы» (Global Entertainment and Media Outlook: 2011–2015), рынок развлечений и СМИ во всем мире демонстрирует устойчивый рост.

Россия заняла 13-е место в мировом рейтинге 2010 г. по уровню расходов населения в сфере индустрии развлечений и СМИ – из 13 сегментов почти все показали в 2010 г. активный рост, кроме индустрии звукозаписи (было зафиксировано падение на 3% по сравнению с 2009 г.) и издания потребительской и образовательной литературы (снижение на 10%):

На 24% вырос рынок интернет-доступа (за прошлый год потребители израсходовали на доступ в Сеть 4,2 млрд дол., в ближайшие 5 лет ожидаются совокупные темпы годового роста сектора на 15%, а к 2015 г. объем российского рынка доступа увеличится до 8,6 млрд дол.);

Существенный рост – на 29%– показал сегмент киноиндустрии, это один из самых высоких показателей. Кассовые сборы увеличились на 49,5%, это произошло за счет строительства новых мультиплексных кинотеатров и роста спроса на фильмы в формате 3D (стоимость билета на фильм в формате 3D в два раза выше, чем на фильм в обычном формате). Эта тенденция будет способствовать росту сборов и в будущем, ожидается, что в последующие 5 лет совокупные годовые темпы роста кассовых сборов в России составят 87,8%;

Сегмент видеоигр показал рост на 23%. Рынок радиовещания в нашей стране в период с 2007 по 2009 г. сократился более чем на 40%, но по данным PwC в 2010 г. он вырос на 11,8% и, по мнению специалистов, будет продолжать расти и вернется к докризисным показателям;

Рост телевизионного сегмента – 14,6%; его объем составил 4,3 млрд дол. Прогнозируется дальнейший ежегодный рост на 15%, к 2015 г. объем телевизионного рынка должен составить 8,6 млрд дол. Перспективным считается рынок мобильного телевидения, в России все крупные операторы мобильной (сотовой) связи предлагают телевизионные услуги. Пока они пользуются спросом только в крупных городах, так как для их потребления требуются дорогостоящие мобильные устройства, поддерживающие данный вид сервиса. В 2010 г. рынок мобильного телевидения составил 13 млн долларов [1, c. 270-290].

Главный тренд развития рынка развлекательных услуг России: сфера развлечений в нашей стране развивается по западной модели, то есть, все, что появляется или уже существует в США и Европе, рано или поздно появляется в России. Нельзя отрицать, что в целом, развитие рассматриваемой сферы в России отстает от западных темпов, но согласно ежегодному обзору PwC Global Entertainment and Media Outlook [2], российский рынок индустрии развлечений является самым динамичным среди регионов Восточной Европы, Среднего Востока и Африки, эта динамика сохранится и в ближайшие годы. Среди основных тенденций развития рынка развлекательных услуг в России можно выделить, в первую очередь, интеграцию развлечений в другие направления деятельности. Выделяют четыре вида такого «симбиоза» [3, с. 21]. Retailtainment (retail + entertainment) – сочетание шоппинга и развлечения, в данный момент к этому виду интеграции стремятся большие и прогрессивные торговые центры, так как сегодняшнему потребителю уже недостаточно просто розничных магазинов, люди посещают шоппинг-моллы не только для того, чтобы купить товары, а также с целью провести досуг, отдохнуть, встретиться с друзьями. Sportainment (sport + entertainment) – интеграция развлечений в занятия спортом. Therapintainment (therapy + entertainment) – объединение развлечения со сферой поддержания здоровья, например, бани, сауны, СПА-центры, салоны красоты теперь являются местом проведения досуга. Но одной из самых прибыльных и популярных форм интеграции является edutainment (education + entertainment), то есть обучение через развлечение. Появление такой формы свидетельствует о том, что современный потребитель хочет проводить свой досуг с пользой. Другой тенденцией является тематизация или концептуализация объектов индустрии развлечений. Поскольку конкуренция на рынке велика, предприятиям необходимо выделяться на фоне остальных, поэтому используется такой инструмент, как theming, то есть выбор единой тематики и оформления учреждения. Для разработки выигрышной концепции проводятся маркетинговые и социологические исследования.

Нужно констатировать, что несмотря на активное развитие индустрия развлечений в России — это достаточно новая массовая культурная практика, развивающаяся в условиях роста кризисных явлений в экономике и снижения уровня культурного потребления. По данным опроса 1,3 тыс. человек, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек, проведённого исследовательским центром РОМИР (опрос 2011 года) [4], средняя российская семья тратит на отдых и культурные развлечения чуть меньше 3,5 тыс. руб. в месяц. При этом третья часть опрошенных выделяет на досуг своей семьи всего от 1 до 3 тыс. руб. Далее ответы распределились следующим образом: около 20% опрошенных заявили о том, что расходы на культурные развлечения в их бюджете составляют от 3 до 5 тыс. руб.; у 15% респондентов — от 500 руб. до 1 тыс. руб.; около 10% опрошенных могут потратить на «походы в свет» от 5 до 7 тыс. руб.; 7% россиян расходуют от 7 до 10 тыс. руб. и лишь 4% опрошенных могут позволить себе развлекаться на сумму свыше 10 тыс. руб. в месяц [4]. Для сравнения — американская семья из четырёх человек тратит на развлечения в среднем $100 за вечер, в Европе средняя сумма очень похожа. В 2016 году данные о досуговой активности россиян не претерпели сколько-нибудь заметных изменений, и в условиях экономических санкций и нарастания кризисных явлений в российской экономике и дальше происходили дальнейшее снижение бюджета всей индустрии развлечений, а также сопутствующих отраслей (ресторанное и гостиничное дело, туризм и т.д.). Именно поэтому до сих пор самым популярным видом отдыха остаётся времяпрепровождение дома.

Индустрия развлечений в современной России находится в постоянном развитии. Очевидно, что основной целевой аудиторией индустрии развлечений является молодёжь. Значительное количество её отраслей заточено под молодёжь: ночные клубы, кальянные, спортивные центры и досуг, связанный со здоровым образом жизни; экстремальный досуг; досуг, связанный с виртуальной реальностью. Молодёжь является более активной в плане индустрии развлечений в силу своих психологических особенностей: пассионарности, тяге к новому, а также распространённому среди поколения миллениалов инфантилизму. 

 

Список использованной литературы:

1.Российский статистический ежегодник. 2010 : стат. сб. / Росстат. М., 2010.

2.Global Entertainment & Media Outlook 2018–2022. Trending now: convergence, connections and trust. [Электронный ресурс] // PwC Global. Режим доступа https://www.pwc.com/gx/en/industries/tmt/media/outlook.html/

3.Стальная В.А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития // Мировая экономика. Российский внешнеэкономический вестник, 2009. № 2. С.17-24.

4.Андреева В. Досуг по-русски [Электронный ресурс] //Vtorio.com — портал для профессионалов индустрии развлечений: [веб-сайт]. Электрон. дан. 22.12.2011. URL: http://vtorio.com/articles/topic/100