СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП»

27 января 7:09

На протяжении всей жизни люди прислушиваются к окружающим их людям, делятся своими эмоциями, чувствами и опытом. Они принимают конкретные решения, преодолевают проблемы и действуют, опираюсь на определенные модели мышления и поведения, которые уже сложились в обществе. Точно так же каждый человек пытается извлечь информацию из газет и журналов, книг и телевизионных программ. Именно так появляются социальные стереотипы, которые можно трактовать как упрощенные, схематизированные алгоритмы действий помогают им ориентироваться в выборе «правильных, одобряемых решений», экономя при этом время и энергию [4].

В начале 20 века в трудах социолога Уолтера Липпмана впервые упоминается понятие «социальный стереотип». В своей книге У. Липпман объясняет стереотипы как «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой “картинки” мира “в голове” человека. По утверждению автора, именно стереотипы экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, а также позиции и права» [2].Такая интерпретация данного понятия является более обширным, так как больше констатирует функции стереотипа в обществе, чем его социальную роль. По мнению Липпмана, стереотипы — это программа в жизни большинства людей, к сожалению, от которых чаще всего нельзя избавиться. Часто у стереотипов выделяют отрицательные и положительные стороны. Липпман рассматривает стереотипы с отрицательной точки зрения, и утверждает, что стереотипы вредят психике человека, в результате чего человек теряется и растворяется внутри группы [3].

К изучению стереотипов внесли свой вклад и отечественные ученые. Например, И.С. Кон и В.А. Ядов в своих трудах определяют стереотип как «образ» или «набор качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, который неадекватно отражает объективные процессы [5]. На сегодняшний день российские ученые подходят к стереотипам с осторожностью.

При изучении социальных стереотипов нужно учитывать как психологическую, так и социальную стороны, которые  взаимодополняют  друг друга. Социальные стереотипы выступают как психологический и социальный способ получения и переработки информации, которые далее регулируют процессы человеческой деятельности. Являясь незаменимым признаком человеческой деятельности, стереотипы имеют материальную сторону выражения. Они характеризуются знаками социальных отношений, также отражают объективную реальность, в какой-то степени имея искажения, формируют и обеспечивают ее функционирование, своеобразно выступая регулятором человеческих отношений [5].

У социального стереотипы выделяют два основных уровня:

Первый уровень- когнитивный. На этом уровне человек осуществляет поиск определённого материала об объективных явлениях действительности. Эти данные далее трансформируются в стереотипные суждения в том случае, если они представлены «схематизированным содержанием». Человек всегда стремится упрощать сложные взаимосвязи и процессы. Основной отличительной чертой стереотипов выделяют схематизацию окружающей действительности. Нужно сказать, что когда человек сталкивается с очень большим потоком информации, у него сразу срабатывает механизм стереотипизации, так как от человека не требуется сложные анализы.

Второй уровень- ценностный. Данный уровень включает в себя различные эмоции, эмпатию и симпатию, чувства, то есть показывает отношение человека к действительности. По мнению исследователей,  стереотип- это  «образование, предшествующий разуму», использующийся человеком бессознательно, так как в стереотипе нет  рационального осознания чего-либо [5]. Нужно отметить, что любой стереотип имеет когнитивную основу, поскольку возникает благодаря познанию объекта, с которым человек взаимодействует.

Следовательно, выделяют следующие особенности стереотипа:

1) Схематичность и  окрашенность представлений о субъектах взаимодействия, содержащихся в стереотипе.

2) Он мало подвергается к изменениям, поэтому является устойчивыми.

3)Стереотип облегчает механизм социализации человека, так как он упрощает  данный процесс.

4) Нужно учитывать индивидуальное реагирование каждого человека на определенный стереотип [1].

Таким образом, социальный стереотип имеет очень сложную структуру. Он действует на сознание общества как тормозящий эффект. К сожалению, люди не задумываясь совершают определенные поступки и делают умозаключения полагаясь только на социальные стереотипы. Именно в этом и их ошибка, но с другой стороны стереотипы упрощают социализацию человека.

Список использованной литературы:

  1. Валиев И.Н. Динамика стереотипов социального взаимодействия в условиях реформируемого общества: автореферат дис. … канд.филос. наук.- Казань, 2006. — 18 с.
  2. Липпман У. Общественное мнение // У. Липман. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  3. Лукьященко И.Е. Концепция стереотипов У. Липпмана. Плюсы и минусы. Вестник КРСУ. 2018. Том 18.№7 – С. 36-40.
  4. Питерова А.Ю., Тетерина Е.А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. – 2016. – №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-stereotipy-osobennosti-formirovaniya-i-izucheniya
  5. Суходольская Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей /Н.П. Суходольская // Философия и общество. — 2007. — № 3 (47). — С. 152-160. 

List of used literature:

  1. Valiev I.N. The dynamics of stereotypes of social interaction in the conditions of a reformed society: abstract of the diss. … Ph.D. Sciences. – Kazan, 2006. – 18 p.
  2. Lippman U. Public opinion // U. Lippman. — M.: Institute of the Public Opinion Foundation, 2004. – 384 p.
  3. Lukyashchenko I.E. The concept of stereotypes W. Lippman. Advantages and disadvantages. Bulletin of KRSU. 2018. Vol. 18. No. 7 – P. 36-40.
  4. Piterova A.Y., Teterina E.A. Social stereotypes: features of formation and study // Science. Society. State. – 2016. –No 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-stereotipy-osobennosti-formirovaniya-i-izucheniya
  5. Sukhodolskaya N.P. Social stereotype in the life of people / N.P. Sukhodolskaya // Philosophy and Society. – 2007. – No. 3 (47). — P. 152-160.