В образовательной организации волонтерский центр – это один из лучших механизмов стимулирования развития социально значимой деятельности молодежи, ее привлечения к решению актуальных задач развития общества, популяризации идей и ценностей социальной ответственности.
Для студентов — волонтёрство, это та сфера деятельность, которая является основанием для развития общекультурных компетенций, таких как:
- способность к постановке цели и выбору путей ее достижения;
- стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии;
- обладание высокой мотивацией;
- готовность к эффективному применению знаний.
Кроме того, общественно-полезная деятельность формирует гражданскую позицию, личностную направленность, а тем самым — мировоззренческий стержень студента [1].
В результате участия в различных мероприятиях формируется активная позиция, как студентов, так и самого вуза в целом. Волонтерская и общественная деятельность студентов помогает вузу установить контакты с общественными и муниципальными организациями финансовой и стратегической выгодой. Реализация волонтерами значимых, широко освещаемых проектов повысила социальный и политический статус вуза. Студенты волонтеры благодаря своей деятельности получают профессиональные навыки, практику языка, развивают личностные качества, обмениваются опытом, формируют методологию. Таким образом, волонтерская деятельность может служить основой для реализации коммуникативных и организаторских умений.
Для выявления удовлетворенности студентами организации волонтерской деятельности был проведен опрос 100 студентов, которые систематически принимают участие в тех или иных мероприятиях института в роли волонтера.
В перспективе студенческие волонтерские объединения могут стать центрами, обучающими людей практике гражданской активности и самоуправления, а эти перемены нравственного содержания способствуют формированию гражданского общества в России, но, к сожалению, на пути встречается множество преград, которые стоит преодолеть. У нынешних студентов есть возможность получения материального вознаграждения и письменных рекомендаций для дальнейшего трудоустройства (волонтерские книжки). Сегодня волонтерство в студенческой среде сформировалось на двух началах: на моральной основе (самодеятельный профессионализм) и материальной (денежное вознаграждение). Мы наблюдаем, как происходит трансформация волонтерства из бескорыстной помощи в социальную работу. Вместо развития профессиональных принципов в деятельности, студенты стали ценить свой труд, а так как их деятельность требует усилий, знаний и времени, волонтеры рассматривают ее и как общественную необходимость, и в то же время требует за нее оплату. Если раньше для того чтобы привлечь студента в молодежную организацию нужны были «красочные объявления», то сейчас студент сам найдет эту организацию.
По нашему мнению главной целью должно стать сохранение морального стимулирования, которое должно быть приоритетным в волонтерской деятельности, иначе в вузах будет происходить нездоровая конкуренция получении материальных выплат за неквалифицированную работу. В свою очередь, развитие студенческого волонтерского движения в вузах должно оставаться эффективным способом организации воспитательного процесса в студенческой среде, а сами студенты должны осознавать, что духовные ценности на самом деле более значимы, чем ценности материальные и получать в настоящее моральное удовлетворение от собственной работы.[2, c. 11] В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской деятельности студентов.
Для выявления уровня заинтересованности студентов в развитии волонтерской деятельности был проведен опрос 100 студентов, обучающихся на дневном, очном отделении.
Рисунок 1 «Целевая аудитория»
На данном рисунке мы можем заметить, что нашей целевой аудиторий в институте по большей части являются студенты 1-2 курса обучения (71,4%), это дает нам понимание того, что студенты уже с момента поступления стараются приобщиться к волонтерской деятельности института.
Рисунок 2 «Активность студентов в волонтерской деятельности института»
Большая часть (71,4 % респондентов) заинтересована в том, чтобы заниматься волонтерской деятельностью в институте в свободное время.19 % делают это регулярно, но т.к. проходят мероприятия всегда с разноплановой направленностью мы можем сделать вывод, что студенты стремятся к всестороннему развитию.
Рисунок 3 «Факторы, мотивирующие волонтеров»
По данном рисунку мы можем заметить, что основными мотивирующими к работе факторами у студентов является «Помощь в проведении мероприятий» (71,4 %) ,« Причастность к чему-то глобальному» (69 %) и «Проведения свободного времени с пользой»(52,4 %) и из этого мы можем сделать вывод, что большая часть студентов заинтересована в волонтерской деятельности исключительно из альтруистических побуждений.
Рисунок 4 «Удовлетворенность уровнем организации проведения мероприятий»
Несмотря на то, что большую часть волонтеров (65,9%) полностью устраивает уровень организации проведения мероприятий если и те, кто видят в уровне организации недочеты и потенциал к совершенствованию (31,7%).
Рисунок 5 «Привлекательность площадок для волонтерской деятельности»
По данному рисунку мы можем заметить, что большая часть респондентов (92,9%) в основном занимается волонтерской деятельностью в институте, но т.к. процент тех, кто участвует в мероприятиях городского, республиканского и российского уровня, есть, но минимален, мы можем сделать вывод о том, что это направление востребовано, но может быть качественно реализован после того, как на уровне института и университета будет налажена системная работа по взаимодействию с волонтерами.
Рисунок 6 «Востребованность волонтерских позиций»
Самой востребованной позицией у волонтёров института на данный момент является «Волонтер навигации» (40,5%), следующей по востребованности позицией является «Волонтёр на стойке ресепшн» (26,2%). Для выполнения этих функций не требуются дополнительные навыки и умения. Более серьезные позиции на данный момент может занять волонтер, который участвовал в мероприятиях городского, республиканского или российского уровня, т.к. на мероприятиях такого масштаба для волонтеров проводится обучение, что дает им преимущество перед студентами, которые участвовали только в мероприятиях института и университета.
Рисунок 7 «Уровень компетенций»
На данном рисунке мы можем видеть, что у нас поровну разделились те, кто считает, что у них хватает знаний и умений для работы волонтёрами на мероприятиях института. Вторая половина опрошенных готова пройти обучения по повышению компетенций для более качественной работы на мероприятиях.
Рисунок 8 «Заинтересованность в профессиональном развитии»
Как мы можем заметить – большая часть респондентов (95,2%) считает, что им было бы полезно пройти обучение, а это говорит о стремление волонтеров к бескорыстной помощи и саморазвитию.
Подводя итоги данного анализа мы можем сделать вывод о том, что уровень заинтересованности студентов в организации и проведении различного рода мероприятий на университетском, республиканском и российском уровне достаточно высок, но также мы можем заметить, что не все волонтеры обладают достаточным количеством знаний и умений для полной реализации своего потенциала. Для того, чтобы развить уровень компетенции у волонтеров необходимо проведение комплексных мероприятий, создание системы развития и поддержки волонтерства на базе университета.
Беря за основу опыт работы Центров рекрутинга АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани» и опыт работы волонтеров Казанского федерального университета на других масштабных мероприятиях, создание единого Центра развития волонтерства концептуально расширит механизмы построения системы социального партнерства научно-образовательного блока, некоммерческого сектора и обучающейся молодежи в интересах социально-экономического развития университета и республики.
Вместе с тем следует отметить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при создании волонтерских центров в организациях профессионального образования.[3, c. 138] Во-первых, учреждение Центра развития волонтерства как студенческой общественной организации должны сопровождаться соответствующими нормативными документами, которые будут разработаны в соответствии с требованиями университета. Во-вторых, следует учитывать, что основной вид деятельности обучающихся – получение образования. Социально полезная деятельность составляет сферу воспитательной работы и для тех студентов, которым необходимо самостоятельно себя материально обеспечивать, она выступает вторичной. Не менее важной особенностью выступает и расширение спектра функций менеджмента волонтерской деятельности, где помимо собственно волонтерских задач добавляются учебно-воспитательные:
– обучение студентов определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации и профессионального развития;
–получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
– гуманистическое и патриотическое воспитание студентов;
– формирование кадрового резерва;
– распространение идей и принципов социального служения среди студентов;
– социализация студентов.
Важно отметить, что еще одной особенностью внедрения волонтерства в образовательных организациях выступает сам процесс обучения практике добровольчества, который может осуществляться как до включения студентов в деятельность, так и в период активного участия в деятельности. И все же, при всем многообразии подходов к добровольчеству, главной особенностью процесса развития волонтерства в учреждениях образования является сохранение принципа добровольности, свободы выбора в определении направления деятельности и степени собственного участия. Заявленный подход позволяет не только создать условия для подготовки компетентных выпускников, но и способствует росту уровня толерантности, воспитанию зрелой гражданственности в молодежной среде.
Список литературы:
- Youth Action for Peace . Официальный сайт. — режим доступа: URL: https://europa.eu/volunteering/organisation свободный (дата обращения 19.05.19)
- Бодренкова Г.Д., Караваешников С.Н. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: методические рекомендации. М., 2011.
- Голуб А. М. Основные этапы развития добровольческой деятельности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2014. № 8-2. С.138
- Youth Action for Peace . Oficial’nyj sajt. — rezhim dostupa: URL: https://europa.eu/volunteering/organisation svobodnyj (data obrashhenija 19.05.19)
- Bodrenkova G.D., Karavaeshnikov S.N. Sistemnoe razvitie molodezhnogo dobrovol’chestva v kontekste propagandy zdorovogo obraza zhizni: metodicheskie rekomendacii. M., 2011.
- Golub A. M. Osnovnye jetapy razvitija dobrovol’cheskoj dejatel’nosti v Rossii // Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk . 2014. № 8-2. S.138