ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА КАК ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

9 сентября 1:51

Введение Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ, поспособствовало формированию качественно нового подхода к организации социального обслуживания граждан [8]. Однако государство далеко не всегда располагает ресурсами, достаточными для реализации «индивидуального» подхода в решении задач социальной сферы. В связи с этим появляется необходимость привлечения дополнительных источников социальных услуг. С июля 2012 года «Союз Гражданских Инициатив» начал реализацию Программы «Методическая и информационная поддержка некоммерческих организаций, занятых решением социальных проблем», она нацелена на оказание информационной, консультативной, методической поддержки некоммерческим организациям, решающим социальные проблемы.

Сущность методической поддержки состоит в содействии созданию внутренних и внешних благоприятных условий для реализации данных проектов, в оказании организациям практической и интеллектуальной помощи: в поддержке выдвигаемых организациями инициатив и реализации новых инновационных проектов; в стимулировании процессов инновационной деятельности, ведущем к ускорению темпов инновационного развития и к их успешному завершению; в обеспечении организаций недостающими научно-методическими ресурсами, обеспечивающими реализацию проектов; в выявлении и устранении недостатков, ограничений, препятствий, снятии сопротивления участников инновационных процессов;  налаживания и установления контактов, связей между организациями, с целью поддержки проектов обновления содержания и технологий общего образования [1].

В настоящее время государство ведет активную деятельность по организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе информационной, консультационной, методической [5]. Открываются ресурсные центры для методической поддержки некоммерческих организаций во многих регионах России, интернет-платформы на базе органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов [7]. Ресурсные центры организуются как самостоятельные общественные организации, а также на базе фонда гражданских инициатив, на базе государственных учреждений социального обслуживания или учреждений культуры, образования.

         С 2016 года в Республике Хакасия функционируют некоммерческий сектор по  предоставлению социальных услуг. По состоянию на 1.09.2019  год – в Республике Хакасия зарегистрировано 713 некоммерческих организаций, из них 1/3 могут участвовать в оказании социальных услуг. Согласно сведениям о поставщиках социальных услуг в Республике Хакасия за второе полугодие 2019 года среди вышеуказанных имеется 7 социально ориентированных некоммерческих организаций. Деятельность региональных некоммерческих организаций диктует необходимость в оказании им методической поддержки. С целью выявления потребности в методической поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих социальное обслуживание Республики Хакасия, нами был проведен экспертный опрос руководителей этих организаций. По результатам опроса можно сделать вывод о том, что социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие социальное обслуживание населения в Республике Хакасия, остро нуждаются в оказании им методической поддержки. Среди опрошенных представителей подавляющее большинство социально ориентированных некоммерческих организаций испытывают трудности в профессиональной подготовке. Многие социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие социальное обслуживание населения обучают своих специалистов, не имеющих специального образования в области социальной работы самостоятельно, или за свой счет отправляют на обучение в другие города. В ходе проведения опроса многие руководители социально-ориентированных некоммерческих организаций отметили нехватку методической поддержки. Как пояснили эксперты, методическая поддержка оказывается разово, не системно. Некоторые специалисты социально ориентированных организаций разбираются в методическом обеспечении и вынуждены сами создавать методические материалы. Также, одним из приоритетных проблем методической поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, была выявлена потребность в консультациях при написании грантов из-за недостаточности знаний и опыта.

         Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова является одним из главный учебных заведений региона Республики Хакасия и сопредельных территорий. ВУЗ как крупное предприятие в сфере образования обладает всеми ресурсами, которые формируют организационный потенциал. В современной научной литературе организационный потенциал – это способность компании к организационным инновациям,  это основанная на комбинировании и использовании ресурсов способность компании вырабатывать, выбирать и применять комплекс увязанных действий либо в ответ на изменения рынка, либо в превентивном режиме [2]. Полагаем, что организационный потенциал в процессе формирования приобретает разные формы: система организационных ресурсов, модель поведения организации и количественное выражение организационного потенциала [3]. Согласно определению, основу организационного потенциала образуют такие компоненты, которые можно условно разделить на следующие группы: интеллектуальная собственность; система управления; корпоративная культура; информационные технологии; внешние связи. Формирование организационного потенциала, как способности, осуществляется путем поиска, отбора и многократного использовании комбинации организационных ресурсов [4]. Ресурсное обеспечение: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова оснащен помещениями, предназначенных для образовательной деятельности — аудитории для лекционных, семинарских и других видов занятий; мультимедийные лекционные аудитории. Читальные залы оборудованы компьютерами с выходом в интернет, партами; аудитории для занятия спортом. В университете имеется достаточная материально-техническая база, соответствующая санитарно-гигиеническим нормам и нормативам. Методическое обеспечение: разработанные основные и дополнительные образовательные программы, учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин и информационно-библиотечные ресурсы, нормативные документы и локальные акты университета, регулирующие образовательную и научно-исследовательскую деятельность студентов. Информационное обеспечение: современное оборудование, поддерживающее образовательный процесс на высоком уровне, электронно-образовательные ресурсы, электронная информационно-образовательная среда университета [6]. Кадровые ресурсы: в университет работают высококвалифицированные специалисты, обладающие большим опытом управленческой, организационной, учебной, методической, научной работы.

С целью определения организационного потенциала ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», как основы методической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, был проведен экспертный опрос. Экспертами стали преподаватели кафедры психологии, социальной работы Медико-психолого-социального института.  Из опроса экспертов было выяснено, что преподаватели кафедры частично решают проблемы методической поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций региона. Так,  преподаватели кафедры социальной работы занимаются разработкой программ подготовки и переподготовки кадров, обучение по профильным профессиям. Университет в настоящее время эпизодически осуществляет повышение квалификации работников социальных служб и сотрудников некоммерческих организаций, осуществляющих социальное обслуживание. На базе Университета работает Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК). Кафедра психологии, социальной работы активно участвует в деятельности института повышения квалификации и переподготовки кадров. ИПК и ПК сотрудничает государственными и  муниципальными учреждениями, а также некоммерческими организациями. Таким образом, оказание услуг предоставляется, но не системно. Также, эксперты отметили, что кафедра психологии, социальной работы взаимодействует с социально ориентированными некоммерческими организациями в области научно-методического сопровождения социальных практик. На территории Медико-психолого-социального института проводятся круглые столы и конференции по интересующим некоммерческих организаций вопросам, осуществляются запросы на проведение исследований в рамках выпускных квалификационных работ. Но все это происходит разово и не системно.

Считаем целесообразным организацию деятельности ресурсного центра по методической поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций на базе вуза, который обладает необходимым для этого организационным потенциалом. В каждом регионе есть вуз, есть нуждающиеся в методической поддержке некоммерческие организации. Сотрудничество вуза и некоммерческих организаций будет способствовать наполнению научно-методическим   содержанием деятельности социальных практик, эффективной деятельности вуза, обеспечением базы практики для студентов «помогающих» профессий, наполнением прикладным материалом научных разработок вуза.

Таким образом, организационный потенциал в процессе формирования приобретает разные формы: система организационных ресурсов, модель поведения организации и количественное выражение организационного потенциала. Вуз обладает материально-техническими, кадровыми и информационными ресурсами, для того чтобы стать тем субъектом, который может осуществлять методическую поддержку социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в регионе и сопредельных территорий.

Список литературы:

  1. Немова Н. В. Модели методической поддержки общеобразовательных организаций Московской области реализующих проекты обновления содержания и технологий общего образования – М.: ФГАУ ФИРО, 2014 г.
  2. Обзор методов и проблема оценки организационного потенциала предприятия // cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/mir-modernizatsiya-innovatsii-razvitie?i=1047132 (дата обращения: 12.12.2019).
  3. Организационный потенциал, организационный капитал, ресурсы компании: сущность и соотношение понятий в управленческой науке // cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14323730 (дата обращения: 12.12.2019).
  4. Организационный потенциал, организационный капитал, ресурсы компании: сущность и соотношение понятий в управленческой науке // cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14323730 (дата обращения: 12.12.2019).
  5. Письмо> Минэкономразвития России от 12.12.2017 N 35706-ОФ/Д01и «О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне» // http:// consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_308904 (дата обращения 18.02.2020).
  6. Сведения о наличии средств обучения и воспитания // ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»: http://khsu.ru/sveden/objects/ (дата обращения: 12.12.2019).
  7. Ресурсные центры как инструменты развития информационно -коммуникационной инфраструктуры муниципального образования // Научный проект института инновационных технологий URL: http://evansys.com (дата обращения: 3.10.2019).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 17.02.2020).