ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ В РЕКЛАМЕ: ЗА ИЛИ ПРОТИВ

22 мая 12:22

В различных подходах, сферах деятельности встречаются самые разные определения понятия «реклама». Однако с практической точки зрения основная цель и предназначение коммерческой рекламы заключается в стимулировании продаж. Для этого реклама воздействует на покупателя и способствует его действиям по приобретению рекламируемых товаров и услуг. При этом используется целый ряд различных методов и приемов, воздействующих на различные психические структуры человека, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Существует несколько определений понятия «психология рекламы». Чтобы разобраться в принципах влияния рекламы на подростка, необходимо чётко понимать, что собой представляет «психология рекламы». Один из популярных ресурсов интернета даёт следующее определение [4]:

Психология рекламы – это отрасль психологии, посвященная изучению влияния различных факторов на покупательную способность индивидуума, а так же создание методик и средств, влияющих на потребителя с целью создать у него стойкую мотивацию для приобретения товара.

Если же говорить простым языком, то психология рекламы нацелена на то, чтобы создавать наиболее продуктивную рекламную продукцию, способствующую продажам. И как это ни странно, но в психологии рекламы задействовано огромное количество самых разных факторов. Или правильнее будет сказать, психология рекламы крепко связана практически со всеми подразделами психологии, заимствуя их исследования и теоретические выкладки. Но наиболее серьезные и крепкие связи у нее с психологией мотивации.

В мире существуют различные методы воздействия рекламы: утвердительные высказывания, использование слоганов, использование авторитетов, создание контраста, сравнение и другие.

Как мы уже упоминали ранее, основной стратегической задачей рекламы является увеличение продаж продукции той или иной компании. Также нет сомнений в том, что потребитель знает как об этой задаче, так и о различных методах рекламы. В связи с этим, некоторые из этих методов представляются достаточно сложными, а некоторые явными и простыми. В качестве таких очевидных, но все же отдельных методов рекламы мы выделим «использование слоганов». Данный метод широко применяется в рекламе и позволяет сконцентрировать основные особенности, название и образ рекламируемого товара в одну фразу, которая и внедряется в сознание потребителя. Другой особенностью метода является то, что при использовании слогана запоминается не только и не столько особенности конкретного продукта, сколько его идеализированный и положительный образ.

В качестве примера метода с использованием слоганов, мы выделили 3 ярких реклам, которые были созданы для детской аудитории.

  1. «Открой мир приключений Барни» (шоколад «Барни»);
  2. «Все вкусное – детям» (шоколад «Kinder Pingui»);
  3. «С Аленкой все сладко да гладко» (шоколад «Аленка»).

Данные примеры реклам пользуются авторитетом среди детей на протяжении последних лет. Почему? Все знают, что дети любят сладкое. Одна из самых известных пословиц звучит примерно так: «Это всё равно, что отобрать у ребёнка конфету». Почему же дети так любят сладкое? Ведь, например, и у мяса замечательный вкус, и свежие овощи также хороши, но дети почему-то в первую очередь требуют сладостей. На этот вопрос можно ответить и следующим жизненным примером — родители приучили детей, поощряя их конфетками поесть или сделать что-нибудь: «Вот помоешь ручки — и получишь конфетку». Стоит детям один раз попробовать сладкое, и все – начинают требовать постоянно и, начиная с этого момента дети в последующем увидят в телевизоре вышеупомянутые примеры реклам, соответственно, тоже захотят их приобрести.

В научных трудах Арастумян Д.В., Байкова Е.Д. «Психологические методы воздействия рекламы» [1] говорится о том, что применяемые в современных условиях средства психологии в рекламе разнообразны, многие из них технически совершенны, имеют сложную классификацию по назначению, месту применения, характеру использования, степени эмоционального и психического воздействия на людей. В рекламной деятельности широко используется методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, так как реклама явление социально-психологическое, затрагивающее потаённые уголки человеческой души. Любой тип рекламы в СМИ печатной, телевизионной или радиорекламы — использует разнообразные психологические приемы, чтобы «задеть за живое» потенциального потребителя. Это воздействие осуществляется путем объединения представлений о данном товаре с нашими глубинными и основными потребностями (не только физическим, но эмоциональным). В рекламе скрыто послание о том, что покупка данного товара не только принесет пользу и будет приятной, но и сделает нас самих лучше и счастливее, чем мы есть на самом деле. Разберем методы, которые используются в рекламе, для манипуляции общественным сознанием.

Для того чтобы узнать как реклама воздействует на потребителей нами был проведен небольшой опрос в социальной сети «Вконтакте». В ходе исследования приняли участие 33 человек, из них 18 человек женского пола и соответственно 15 человек мужского пола:

  1. Влияет ли реклама на ваше решение купить тот или иной продукт?
  2. Какая реклама не нравится и почему?
  3. Реклама какой продукции вам нравится?
  4. Доверяете ли вы рекламе? (да, нет, некоторой).
  5. Вы бы хотели, чтобы рекламы не было?
  6. Для чего нужна реклама?
  7. Как вы относитесь к рекламе? (положительно, отрицательно, нейтрально).

Анализ результатов исследования:

 

Большинство респондентов выбрали ответы «да» и «иногда». Это означает то, что реклама воздействует на потребителя и скорее всего, их выбор зависит от продукции, а некоторые не достаточно осознают, что реклама влияет на их выбор (те, кто выбрали вариант «иногда»).

На вопрос «Какая реклама не нравится и почему?» ответили следующим образом:

  1. Реклама про Онлайн-казино Azino 777, мешает смотреть фильмы онлайн.
  2. Дешёво снятая и не правдивая реклама.
  3. Реклама банков, кредитов и продуктов питания.
  4. Реклама букмекерских контор. Мешают при просмотре фильмов.
  5. Про материнский капитал, когда ребенок говорит: хорошо, что ты родился.
  6. Навязчивая.
  7. Вирусные.
  8. Рекламы про онлайн казино. Мешает смотреть фильмы онлайн.

Большинство опрошенных ответили, что им не нравится реклама в интернете, так как она мешает во время просмотра фильмов.

На вопрос «Реклама какой продукции вам нравится?» ответили следующим образом:

  1. Спорт – 30%
  2. Фильмы – 23.3%
  3. Сотовая связь – 6.7%
  4. Электроника и бытовая техника – 3.3%
  5. Одежда и автомобили – 13.3%
  6. Средства гигиены – 6.7%
  7. Парфюмерия – 16.7%

Большинство опрошенных выбрали вариант «Спорт», так они сами же занимаются спортом, либо у них качественная, доверительная, оригинальная реклама.

Большинство респондентов выбрали вариант «Некоторым». Это означает то, что реклама не всегда может заставить потребителям доверять той или иной продукции и скорее всего, это зависит качества и формата рекламы.

 

Большинство опрошенных выбрали вариант «нет», так как считают, что реклама нужна населению.

На вопрос «Для чего нужна реклама?» выбрали следующие варианты ответов:

  1. распространять товары – 10%
  2. следить за новинками – 3.3%
  3. продвигать товары на рынок – 16.7%
  4. представить товары потребителю – 6.7%
  5. раскрутить бренд – 16.7%
  6. повысить спрос – 6.7%
  7. привлечь клиентов – 20%
  8. получить информацию о товарах – 10%
  9. чтобы продать товар – 6.7%
  10. чтобы сделать перерыв во время просмотра фильма – 3.3%

 

Большинство опрошенных выбрали вариант «нейтрально», так как они полностью не знают о целях и задачах рекламы, а также может быть, что они не осознают потребность рекламы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у населения совершенно разные мнения по данной ситуации. В основном, потребители не имеют общего представления о предназначениях рекламы, но зато признают тот факт, что реклама все-таки влияет на решение купить тот или иной продукт.

 Литература: 

  1. Арустамян Д. В., Байкова Е. Д. Психологические методы воздействия рекламы // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 731-733.
  2. Методы рекламного воздействия http://www.advesti.ru/publish/psiholog/200405_method/
  3. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин — Минск: Харвест, 1998.
  4. Что такое психология рекламы? http://www.otvetim.info/nlp/995