ОПИСАНИЕ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

14 сентября 2:19

Статистика нравственного уровня современной молодежи показывает относительно низкий уровень. Данное явление можно связать с неконтролируемой свободой, занятостью родителей, а также с отсутствием безопасности рисков на интернет-ресурсах, которые являются одним из институтов социализации современного поколения.  При изучении психолого-педагогической литературы и эмпирического опыта исследователей, нами было отмечено, что специфику психического развития в юности характеризуют такие показатели, как: достижение социальной зрелости, освоение и принятие своих социальных ролей и функций, завершение самоопределения и построение профессиональной траектории. Данные факты приводят к необходимости разработки программы формирования ценностных ориентаций юношей и девушек, которая была реализована на базе ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева» г.Улан-Удэ. В реализации программы принимали участие 30 студентов 2-3 курса в возрасте от 16-18 лет: 30 из них группы №1 «Экспериментальная» и 30 — группа №2 «Контрольная».

Наша программа ориентирована на формирование ценностных ориентаций студентов, проявление лидеров, способных понять и готовых помочь людям, независимо от их социального положения. По форме организации обучающего взаимодействия нами был выбрана тренинговая работа.

Первым этапом исследования была входная диагностика. Мы выделили три критерия для диагностики ценностных ориентаций юношей и девушек: мотивационно-эмоциональный, когнитивно-поведенческий, рефлексивный. Анализ результатов исследования всех критериев показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности ценностных ориентаций равен 8,4 балла, что соответствует средним показателям, в контрольной группе он составил 13,8 баллов, что свидетельствует о высоком уровне сформированности изучаемых нами ценностных ориентаций в целом.

Первые наши встречи проходили в виде социально-психологических тренингов, для того, чтобы расположить группу в эмоционально-положительную атмосферу, сформировать коллектив, но при этом каждый студент работал над своей личностной идентификацией, например, после формирования представлений о видах ценностей, после в упражнении «Мир моих ценностей» студенты опирались не на общественные установки, а делали собственные выводы. Это также было видно в игре-аукцион «Как поступать со своей жизнью?», где юноши и девушки «скупали» и «продавали» духовные, материальные, нравственные ценности, это вызвало у них большой ажиотаж.

Тренинговые занятия «Достижение мечты, как цели», «Мы сможем все», способствовали личностному развитию студентов, где студенты обучались основам продуктивного целеполагания, развивали навыки самоконтроля, повышали уровень своей внутренней мотивации. Этот период нашей деятельности можно отнести к индивидуализации личностного развития через работу с соотношением индивидуального разума и коллективного бессознательного. Когда студенты отвергались от общественных установок и стереотипов, о том, что якобы «важно», и благодаря осознанному подходу, рефлексии и самоанализу «Я-концепции», они по-другому начали воспринимать и действовать всему, что было в рамках программы. Следующий этап нашей работы заключался в информировании студентов о волонтерском движении, про добровольческие организации, затрагивались социальные проблемы нашего времени, совместно предлагали решение этих задач. Студенты узнали обязанности, ответственность, направления работы волонтеров. Также ребята проходили квест-игру на территории своего колледжа, где этапы были связаны с вопросами о символике волонтерства, дата Международного дня Добровольчества, выполнение заданий с ранжированием терминальных и инструментальных ценностей, решение небольших кейс-задач, на одном из этапов изобразить идеальный портрет современного волонтера. То есть они демонстрировали на сколько усвоили информацию, все свои полученные знания из предыдущих занятий.

Помимо этого, в образовательное учреждение приезжали волонтеры с организации «Служба доноров крови Бурятии», они проводили лекцию о значимости быть донором, отвечали на вопросы студентов, связанные про их деятельность, как волонтеров. Большое влияние на студентов оказала встреча с известными людьми нашего города. Например, проходило знакомство с родственниками общественницы Будаевой Эржены Хышиктуевны, чье имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Это знакомство проводилось с целью информирования о современных героях, она человек с сильным духом и верой, благодаря ей образовались инклюзивные школы в Улан-Удэ, студентам рассказали о том, как она помогала бездомным людям, инвалидам, насколько большой вклад она внесла в развитие нашего города. Эта встреча внесла огромный эмоциональный отпечаток студентам, ее личность сильно впечатлила и вдохновила на большие поступки.

Все эти условия способствовали на участие в становлении особенностей ценностной ориентации, и при этом имеет самостоятельный смысл, как по содержанию, так и по степени проявления. Это было продемонстрировано примером студентами колледжа: мы провели благотворительный проект «Неделя добра», в рамках него каждый день проводились акции, уборка в доме престарелых, сбор игрушек, поздравление ребятишек в детском доме-интернате и многое другое. Именно благодаря системному подходу, затрагивающему все компоненты личности, студенты стали волонтерами.

По завершению формирующего эксперимента, был проведен контрольный срез с целью проверки эффективности разработанной и апробированной программы формирования ценностных ориентаций юношей и девушек. Анализ результатов диагностики показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности ценностных ориентаций равен 13,6 балла, что соответствует высокому уровню. В контрольной группе сохранён уровень сформированности ценностных ориентаций равен 13,8 баллов, что соответствует высокому уровню.

Таким образом, выбранные методы и психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций юношей и девушек в волонтерской деятельности являются эффективными, так как по контрольному срезу было выявлено влияние программы.

 

Использованная литература:

  1. Мамедова Ж. С. Ценностные ориентации в структуре личности / Ж. С. Мамедова // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». – Саратов, 2017. – Вып. 1. – С. 96-100.
  2. Минькова Е. С. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы : монография / Е. С. Минькова. – Москва : ФЛИНТА, 2013. – 126 с.
  3. Петрова С. М. Методика «Пословицы» : Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук  : 44.03.02 / С. М. Петрова. –  Санкт-Петербург, 2015. – 191 с.
  4. Сафин В. Ф. Вопросы самоопределения личности и ее активности / В. Ф. Сафин // Межвузовский сборник научных трудов. – Уфа, 2015.
  5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. – 2016. – № 5. – С. 43-46.