ОПИСАТЕЛЬНЫЙ И ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ОПРОСА РЕСПОНДЕНТОВ

21 мая 2:44

Социологические
исследования проводятся в современном мире чаще, чем можно подумать. Одним   из
самых распространенных способов получения необходимой информации является
опрос.

Особенностью
письменного опроса является его анонимность: важны полученные цифры, а не
личность респондента.
Он [опрос] проводится в тех случаях,
когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо
вопросам в короткий срок.

В настоящее время
многие магазины проводят опрос как способ узнать мнение покупателя о товаре, об
уровне обслуживания в магазине, о поведении сотрудников и т.д.  Однако,
существенным недостатком является то, что данные не всегда объективные. Поэтому
зачастую многие компании проводят дополнительные исследования, чтобы потом
сравнить результаты.

Получив информацию
от респондентов, начинается самая увлекательная часть исследования – анализ
собранной информации. На этом этапе проверяются гипотезы, формулируются
проблемные поля и, чаще всего, даются рекомендации по изменению положения.

Глубокое изучение интересующих
данных невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти факты
появляются. Данные могут быть представлены в различной форме: совокупность
чисел (например, возраст респондентов), множество индикаторов определенных
отношений между рассматриваемыми объектами (например, нравится ли работать
сотруднику в коллективе), результаты попарных сравнений респондентами объектов,
совокупность определенных высказываний (например, ответ на вопрос об их
профессии), тексты документов и др. [2]

Самым
простым типом анализа данных является описательный (дескриптивный). 
Он
обеспечивает количественное описание набора данных. Важно отметить, что этот
тип анализа касается только выборки данных, по которой проводится анализ и не
описывает ту совокупность, из которой он взят. На основании описательного
анализа часто формируются данные, которые отображаются на дашбордах, например,
количество новых пользователей за неделю.

В
основе дескриптивного (описательногоанализа лежат такие
статистические показатели как средняя величина, мода, медиана, стандартное
отклонение и другие [1]. Они представляют собой характеристики переменных —
величин, которые в исследованиях можно измерять, контролировать или
варьировать. Применение описательных статистик позволяет рассматривать не все
значения переменной, а сформировать общее представление о значениях, которые
принимает переменная [4].

Так,
например, проводится исследование о системе обучения государственных служащих.
В Таблице 1 представлены данные по респондентам, которые необходимо проанализировать
и подсчитать ошибку выборки.

Таблица
1. Данные для анализа

 

Структура генеральной совокупности

Структура выборки

Контрольные характеристики

% соотношение

% соотношение

Количество

Пол

 

 

 

Мужчины

50

50

50

Женщины

50

50

50

 

100

100

100

Возраст

 

 

 

18-25

27

27

27

26-35

39

39

39

35-45

16

16

16

От 45

18

18

18

 

100

100

100

Опыт работы

 

 

 

Менее 1 года

10

10

10

От 1 года до 3-х лет

12

12

12

От 3- х лет до 5-и

17

17

17

Более 6-и лет

61

61

61

 

100

100

100

Место работы

 

 

 

Ространснадзор

23

23

23

Роспотребнадзор

24

24

24

Россельхознадзор

7

7

7

Ростехнадзор

4

4

4

Другие

42

42

42

 

100

100

100

 

Зная
размер генеральной совокупности – 135 человек, с помощью формулы (1) подсчитан
размер выборки – 100 человек.

 ,

где    n – объем выборки;

N
– размер генеральной совокупности;

z
– нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня
доверительности;

p
– найденная вариация для выборки;

q
= (100-
p)

           —
допустимая ошибка – 5%.

Доверительная
вероятность: 95%

Размер
выборки: 100 чел.

Размер
генеральной совокупности: 135 чел.

Доля
признака: 50%

Исходя
из этого, возможно подсчитать ошибку выборки по формуле (2):

(2)

=
± 5,01 % (Доверительный интервал: (44.99%;55.01%).

Другой
тип анализа – факторный.
Факторный анализ – это
процедура, с помощью которой большое число переменных, относящихся к имеющимся
наблюдениям, сводят к меньшему количеству независимых влияющих величин,
называемых факторами:

                  
в один фактор объединяются переменные,
сильно коррелирующие между собой.

                  
переменные из разных факторов слабо коррелируют
между собой [3].

            Ниже, на Рисунке 1,
представлена общая схема факторного анализа.

Рис. 1. Схема факторного
анализа

 

Социологический
смысл анализа – измеряемые эмпирические показатели считаются следствием других,
глубинных, скрытых от непосредственного измерения характеристик (латентных
переменных) [5].

Обязательные
условия проведения факторного анализа:

1.                
Все признаки должны быть количественными
переменными (интервальными либо метрическими).

2.                
Число наблюдений должно быть минимум в два
раза больше числа переменных.

3.                
Выборка должна быть однородна.

4.                
Исходные переменные должны быть
распределены симметрично.

5.                
Номинальные переменные должны быть
переведены в дихотомические (переменные, имеющие только две категории).

Таким образом,
можно сделать вывод о том, что для анализа данных респондентов важно использовать
различные способы. Это не ограничивается применением описательного и факторного
анализа, но эти типы, наиболее используемые в социологических исследованиях.

 

Литература:

1.                
Думанова А.
Х. Дескриптивный анализ возможных подходов к определению системы показателей
интеллектуального потенциала общества //Известия Кабардино-Балкарского научного
центра РАН. – 2020. – №. 2. – С. 87-93.

2.                
Леонов, А.К. Анализ социологических данных
(качественная парадигма): учеб. пособие / А.К. Леонов. – Благовещенск : Изд-во
Амур. гос. ун-та, 2019. – 137 с.

3.                
Мощенко И.Н., Пирогов Е.В. Метод
факторного анализа иерархий // ИВД. 2017. №4 (47). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-faktornogo-analiza-ierarhiy (дата
обращения: 22.10.2021).

4.                
Пискунов Е.
Ю. Описательный анализ межрегиональной торговли Российской Федерации
//Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета
технологий и управления. – 2019. – №. 8. – С. 98-108.

5.                
Шовин В.А. Факторный анализ качественных
показателей // МСиМ. 2019. №3 (51). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/faktornyy-analiz-kachestvennyh-pokazateley
(дата обращения: 22.10.2021).

Bibliography:

1.      Dumanova A. H. Deskriptivnyj
analiz vozmozhnyh podhodov k opredeleniju sistemy pokazatelej intellektual’nogo
potenciala obshhestva //Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. –
2020. – №.
2. – S. 87-93.

2.      Leonov, A.K. Analiz sociologicheskih dannyh
(kachestvennaja paradigma): ucheb. posobie / A.K. Leonov. – Blagoveshhensk :
Izd-vo Amur. gos. un-ta, 2019. – 137 s.

3.      Moshhenko I.N., Pirogov E.V. Metod faktornogo
analiza ierarhij // IVD. 2017. №4 (47). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-faktornogo-analiza-ierarhiy (data
obrashhenija: 22.10.2021).

4.      Piskunov E. Ju. Opisatel’nyj analiz
mezhregional’noj torgovli Rossijskoj Federacii //Jekonomicheskij vestnik
Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tehnologij i upravlenija. –
2019. – №. 8. – S. 98-108.

5.      Shovin V.A. Faktornyj analiz kachestvennyh
pokazatelej // MSiM. 2019. №3 (51). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/faktornyy-analiz-kachestvennyh-pokazateley
(data obrashhenija: 22.10.2021).