Российская Федерация на сегодняшний день активно привлекает молодых иностранных граждан для получения качественного, престижного образования. Однако, многие студенты-иностранцы испытывают трудности в период адаптации к условиям чужой культурной среды. Знание особенностей самооценки иностранных студентов Марийского государственного университета (МарГУ) является значимым при организации учебного процесса.
Ежегодно в средне-профессиональные и в высшие учебные заведения России поступает значительное количество иностранцев. Стремительно возрастает и интерес к данному аспекту. А.А. Абидова выявляет уровни и считает, что они способствуют или препятствуют развитию их коммуникативной компетентности [1, с.133]. Д.С. Дрожжина касается данной проблематики и полагает, что одним из составляющих, влияющих на самооценку иностранцев, является языковой барьер, трудность включения в студенческое сообщество, климатические условия, уклад жизни и другие факторы [2, с.40].
В целях выявления особенностей самооценки иностранных студентов МарГУ была проведена серия опросов среди представителей Туркмении. Нас интересовали мотивы приезда и обучения в МарГУ, сложности, связанные с адаптацией в чужой стране и, в частности, в университете. Студенты-иностранцы активно приняли участие в исследовании, так как данные аспекты представляют для них важность в организации своей учебной и социальной деятельности. В исследовании было задействовано 50 человек, среди которых представлены студенты с 1 по 4 курсы.
Результаты исследования показали, что у 70% студентов-иностранцев адекватная самооценка. Они объективно оценивают свои возможности в учебной деятельности, дают высокую оценку своего духовного потенциала, склоны воспринимать себя как индивидуальность. Большую часть времени студенты находятся в хорошем, бодром настроении. Ребята не боятся перемен, ошибки воспринимают как ценный жизненный опыт. Абсолютно все респонденты уважительно относятся к себе и к окружающим, знают свои достоинства и недостатки, осознают, когда их поведение достойно уважения, а когда нет. 90% опрашиваемых не воспринимают успехи одногруппников, как собственное поражение. Для них чужой успех - стимул идти вперед и одерживать победы. 80% студентов не боятся трудностей как в жизни, так и в учебе. Иностранцы смело признаются, что вера в собственные силы позволяет им разумно реагировать на возникающие трудности. Довольно большой процент студентов (70%) получает удовольствие от учебы в МарГУ. Они отмечают работу преподавателей как профессионалов своего дела, их требовательность и честность; наличие всех необходимых условий для получения полноценного образования. Практически у всех опрашиваемых имеются друзья среди представителей российского студенчества. Респонденты характеризуют атмосферу в группе как дружелюбную. Многие респонденты получают только положительное впечатление от учебы в МарГУ и вообще от чужой страны. Для большинства иностранных граждан окончить МарГУ и получить диплом о высшем образовании - заветная мечта.
Однако анализ анкетирования показывает, что среди иностранных граждан довольно часто (30%) встречаются лица, имеющие заниженный уровень самооценки. Это, в первую очередь, связанно с многочисленными трудностями, с которыми пришлось столкнуться ребятам из других стран в России, в университете. Эти студенты честно признались, что приехали учиться в МарГУ, исходя не из собственного желания, а потому, что их заставили родители. Некоторые из ребят первоначально планировали поступить в вузы Узбекистана, Турции и в других стран, но не смогли и приехали в Марий Эл, чтобы здесь получить образование. Одной из причин заниженной самооценки иностранцев является языковой барьер. Большинство ребят очень плохо владеют русским языком, нормами речи и поэтому чувствуют себя неловко в процессе общения на русском языке. Студенты-иностранцы признаются, что не у всех получается завести друзей среди представителей местного студенчества. Более того, 40% охарактеризовали атмосферу в своей группе как недружелюбную. Опрашиваемые указали на то, что иногда между студентами из России и иностранными представителями возникают недопонимание и даже конфликты. Респонденты повествуют о том, что учеба за рубежом обходится их семьям очень дорого, приходится во многом себе отказывать и максимально экономить. В связи с тем, что все родные и близкие студентов-иностранцев находятся далеко от них ребята по ним очень скучают, часто появляется желание бросить все и уехать домой. Некоторые опрашиваемые считают, что в сравнении с местными студентами они имеют меньше возможностей в получении знаний, потому что россияне быстро воспринимают, понимают и усваивают информацию, в то время как иностранцам необходимо время, чтобы понять суть сказанного. 70% признались, что при принятии каких-либо решений внутри группы представители российского студенчества предпочитают не советоваться с зарубежными гражданами. Среди опрашиваемых оказались и те, кому кажется, что в учебе их успехи гораздо ниже, чем у остальных ребят. Хотя опыт показывает, что у таких студентов много пропусков. 40% опрашиваемых отметили, что время от времени они находятся в подавленном настроении, поскольку переживают неудачи и неуспехи в учебной деятельности.
Подводя итог результатов исследования, мы можем констатировать, что при обучении в российских вузах, иностранные студенты сталкиваются со следующими проблемами: недостаточное знание русского языка, что влияет на их взаимодействие в российском социуме; долгая адаптация к новым условиям; отсутствие рядом родных и близких. Но более принципиальными являются социально-культурные (ценности, установки, традиции) и личностные особенности (способности, темперамент, характер), среди которых важное место занимает самооценка личности. Истоки ее становления следует искать в межличностном взаимодействии и деятельности, предыдущем опыте [3, с.5]. В Марийской республике создаются достаточно благоприятные условия для обучения зарубежных граждан. Однако это не является единственным фактором, обеспечивающим комфортное обучение. Как мы выяснили, необходимо обращать внимание на внутренний мир человека, на то, насколько комфортно ему будет среди российских представителей студенчества в процессе их взаимодействия. Одним из факторов успешного обучения студентов-иностранцев является сформированная способность к адекватной самооценке, которая обеспечивает им успешность в овладении знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности, а также в межличностных взаимоотношениях с представителями российского студенчества.
Литература
- Абидова А.А. Исследование самооценки студентов-иностранцев кабардино-балкарского государственного университета как фактора, влияющего на развитие их коммуникативной компетентности // Известия ВГПУ. 2013. №2 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootsenki-studentov-inostrantsev-kabardino-balkarskogo-gosudarstvennogo-universiteta-kak-faktora-vliyayuschego-na (дата обращения: 29.11.2019).
- Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. №3 (Том 1). С. 33–47. URL: https://universitas.hse.ru/data/2014/01/10/1341074388/адаптация%20иностранных%20студентов.pdf (дата обращения: 29.11.2019).
- Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-i-lichnostnyeosobennosti-sotsializatsii-inostrannyh-studentov-na-primere-kitayskih-studentov-vladivostokskogo/ (дата обращения: 29.11.2019).