Главным институтом воспитания личности является семья. Она выступает отправной точкой всего воспитательного процесса, фактически все, что ребёнок приобретает в семье – он несёт это с собой на протяжении всей жизни. Значимость роли семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребёнок находится в ней в течение продолжительной части своей жизни, и с длительностью ее влияния на личность не может сравниться ни один из других социальных институтов. Именно в семье закладываются все основы личности ребёнка, и к моменту поступления в школу он уже формируется более чем наполовину как личность.
Однако не следует забывать, что семья может выступать как в качестве положительного фактора воспитания, так и отрицательного. Никто не сможет дать и заменить ребёнку такое количество ласки, любви и заботы, как его семья, близкие ему люди. В то же время семья может потенциально нанести столько вреда в воспитание детей, в отличие от любого другого социального института. Психологический климат в семье, родительские установки, адекватные семейные отношения, стиль воспитания, условия воспитания являются значительным фактором развития социальной активности личности.
Социальная активность – это сознательная деятельность личности, которая направлена на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. [5]
Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни – трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, личности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами. Высшим проявлением социальной активности является творчество. Оно всегда имеет личностное измерение. Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности [4].
Факторы формирования социальной активности делят на внутренние и внешние факторы социальной активности. К внутренним факторам социальной активности относят природные и генетические особенности человека, его характер, уровень его включения в общество, уровень культуры, сознание, потребности и так далее. Все эти факторы тесно связаны между собой. В свою очередь, к внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность существует и функционирует.
В настоящее время педагоги, психологи, социологи отмечают, что увеличилось количество молодёжи с низкой социальной активностью. В качестве основных причин этого можно выделить следующее: жесткие, категоричные требования, предъявляемые ребенку; критичность в оценке его поступков; нет родительской поддержки; недостаточно сформированный уровень зрелости; низкий уровень общественной культуры молодежи; низкий уровень мотивации молодежи к учебе; низкий уровень духовно-нравственных ценностей.
В связи с этим становится актуальной проблема влияния семейного воспитания на развитие социальной активности личности. Решение этой проблемы связано с тем, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияния семьи на формирование личности ребёнка. Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения. Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей – это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями.
Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребёнка. [3] Стиль воспитания – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребёнка и его подготовки к общественной жизни. [1] Традиционно выделяют четыре стиля семейного воспитания: авторитарный, попустительский, либеральный, демократический.
Авторитарные родители в воспитании полагаются на строгость и наказание, относятся к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общаются с ними. Родители жестко контролируют своих детей, с легкостью применяют свою власть, не дают возможности детям выражать свое собственное мнение. Результатом авторитарного стиля воспитания становится формирование у ребенка неспособности к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Попустительский стиль родительства демонстрирует игнорирование и пренебрежение к ребенку. Такие родители снисходительны и нетребовательные неорганизованны; относительно редко делают замечания, уделяют мало внимания формированию независимости ребенка и его уверенности в себе. Такие особенности поведения родителей особенно неблагоприятно сказываются на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от девиантного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.
Либеральные родители ставят себя на одну ступень с детьми. Ребёнку предоставляется полная свобода. Родители считают, что ребёнок должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов нет, помощь, и поддержка со стороны родителей отсутствует. При этом стиле у детей формируется ребячество, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
Демократический стиль родительства демонстрирует готовность родителей к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Результатом данного стиля становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил, наблюдается высокая степень ответственности компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе. [2]
Таким образом, авторитарные родители подавляют инициативу ребенка, принимают все решения без его участия, что приводит к отсутствию проявлений инициативности и самостоятельности ребенка. При либеральном стиле родители более уступчивы в отношениях с ребенком, как следствие ребенок не воспринимает требования и желания других, что мешает развитию исполнительности, а его самостоятельность слабо развита. Самый неблагоприятным является попустительский стиль, при котором родители мало участвуют в жизни ребёнка. Его результатом становится недисциплинированность, безответственность, агрессия у детей, неразвитая социальная активность.
Наиболее благоприятный стиль является демократический стиль отношения, который основан на взаимном доверии. В ребенке поощряют личную ответственность и постепенно прививают умения самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению. Вследствие этого формируется правильное социальное поведение и достаточно развитая социальная активность ребенка.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование социальной активности личности во многом зависит от стиля воспитания в семье, благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности, нормы, и правила, которые ему транслируются родителями и по которым он начинает оценивать себя, свои черты и качества, свои действия и поступки. Каждый родитель использует разные стили семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Важно, чтобы родительское отношение характеризовалось принятием, любовью, уважением и пониманием как возрастных психологических, а так и индивидуальных особенностей ребенка.
Использованные источники:
- Зязева, И. И. Стили воспитания в семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/13/stili-vospitaniya-v-seme (дата обращения 17.12.2019)
- Лапшина, Е. А. Характеристика стилей семейного воспитания / Е. А. Лапшина, И. В. Дуда // Психология и образование. – 2017. – № 9. – С. 15-18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5113 (дата обращения 16.12.2019)
- Молодцова, Н. Практикум по педагогической психологии : общая психология / Н. Молодцова. – Питер. – СПб, 2009. – 11 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-natalya-molodcova/96061-praktikum-po-pedagogicheskoy-psihologii-natalya-molodcova/read/page-4.html (дата обращения 17.12.2019)
- Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/3_22163_sotsializatsiya-lichnosti-sotsialnaya-rol-status-i-aktivnost-lichnosti.html (дата обращения 22.12.2019).
- Что входит в понятие «социальная активность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-894941-chto-vhodit-v-ponyatie-socialnaya-aktivnost (дата обращения 16.12.2019)