Комплексная оценка состояния здоровья детей школы-лаборатории «Сэргэлээх»

21 мая 11:48

Актуальность: в условиях благоприятных демографических тенденций в республике Саха (Якутия), в последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно у учащихся, молодежи.

Здоровье детей в значительной мере определяет здоровье населения в целом и является надежным индикатором, реагирующим на процессы, происходящие в общественной, социально — экономической и политической жизни страны.

Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе, состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз [5]. Сравнительный анализ о числе заболеваний, зарегистрированных у детей и подростков в Республике Саха (Якутия) и по России свидетельствует, что по большинству нозологических форм заболеваемость детей и подростков в регионе выше, чем в целом по Российской Федерации [6].

Цель: провести комплексную оценку состояния здоровья детей с 1 по 6 классы школы-лаборатории «Сэргэлээх». 

Задачи:

  1. Оценить критерии здоровья по данным наследственного, биологического и социального анамнеза по результатам анкетирования родителей.
  2. Определить уровень физического развития и степень его гармоничности детей
  3. Выявить нарушения со стороны органов и систем у детей по данным осмотра.
  4. Оценить частоту острых заболеваний у детей
  5. Распределить детей по группам здоровья» по данным комплексного осмотра.

Материалы и методы исследования:

В исследовании участвовало 93 ученика с 1-го по 6 класс школы-лаборатории «Сэргэлээх», в возрасте от 7 до 14 лет. На начало исследования были получены подписанные информированные письма-согласия со стороны родителей/опекунов. Наследственный и социальный анамнез школьников изучался на основании анкетирования обоих родителей. Биологический анамнез проанализирован по анкетным данным раннего анамнеза. Всем ученикам проводилась антропометрия, динамометрия. Физическое развитие детей оценивалось центильным методом. Физикальный осмотр проводился по общепринятой методике с измерением АД, ЧДД, ЧСС. Всем школьникам определили оценку функционального состояния организма (спирометрия, пробы Штанге, Генче, Руфье). Всем детям проводилась плантография на выявление плоскостопия. Плантограмма оценивалась по методике И.М. Чижова с установкой степени плоскостопия. Каждому ученику проводился осмотр полости рта на предмет кариеса. Врачом-окулистом проведена офтальмоскопия, скиаскопия, проверка остроты зрения по таблице Сивцева. Жалобы устанавливались с помощью активного расспроса учащихся. Проводилось изучение медицинских карт школьников (форма 025/у) на наличие острых и хронических заболеваний. Группа здоровья устанавливалась на основании приказа Минздрава РФ от 30.12.2003 г. №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Статистическая обработка данных проводилась на базе Microsoft Excel 2016 г.

Результаты:

     При изучении наследственного анамнеза у 57% матерей выявлялись заболевания, связанные с наследственным предрасположением. Со стороны матерей чаще встречались болезни почек – у 12,0%, патология зрения — 11,8%, болезни органов пищеварения — 11,8%. Со стороны отцов заболевания с наследственным предрасположением выявились в 32,2% случаев. Чаще встречались патология зрения – 7,5%, гастриты 4,3%, гепатиты 4,3% (Рис.1).

Рисунок 1.  

Отягощенность наследственного анамнез семей (%)

      

Изучение биологического анамнезу показало, что у 33,3 % матерей беременность протекала с токсикозом, у 44,08% — анемией, 15,0% — нефропатией (Рис. 2).

Рисунок 2.

Патология во время беременности матери (%)

 

Изучение интранатального периода выявило, что у 81,7 % матерей роды были в срок, у 7,5 % — преждевременными.

Изучение характера вскармливания детей в грудном периоде показало, что до 6 месяцев на естественном вскармливании находились 20,4%, до 1 года — 35,5%. Искусственное вскармливание получали 13% детей (Рис. 3).

Рисунок 3.

Характер вскармливания детей (%) в грудном периоде по данным раннего анамнеза

 

 

По данным социального анамнеза было выявлено, что 87,1% учеников растут в полных семьях. У 67,7% школьников оба родителя имеют высшее образование. У 74,2% детей имеются благоприятные жилищно-бытовые условия. У 64,5% семей материальная обеспеченность была оценена выше прожиточного уровня. У 10% родителей имелись вредные привычки (курение) (Рис. 4).

Рисунок 4.

Социальный анамнез семьи (%)

Оценка физического развития по центильной таблице показала, что у 44,1% детей зафиксированы средние показатели роста, у 21,5% — выше среднего, у 6,4 % — высокие, у 13% — очень высокие, у 2,2% — ниже среднего, у 10,8% — низкие, у 2,2% — очень низкие (Рис. 5).

Рисунок 5.

Оценка показателей роста детей по центильной таблице, %

Изучение частоты заболеваемости острыми респираторными инфекциями учащихся выявило, что до 2-х раз в год болели 44,1% детей, до 4-х раз — 23,6 %, до 6 раз — 6,4%, более 6 — 4,3% школьников (рис. 6).

Рисунок 6.

Частота заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями в течение года (%)

После сбора жалоб, проведенного осмотра нами были выявлены патологические изменения со стороны органов и систем. На первом месте (81,7%) зафиксирована патология со стороны костно-мышечной системы (сколиотическая установка, плоскостопие), на втором месте (33,3%) – патология со стороны желудочно-кишечного тракта (кариес, гастриты, дискинезия желчевыводящих пути), на третьем (32,25%) — патология зрения (чаще снижение остроты зрения) , на четвертом (9,7%) – патология нервной системы (установленная резидуальная энцефалопатия), на пятом (9,6%) – органов дыхания (установленная бронхиальная астма, вне обострения, острый ринит) (рис. 7).

Рисунок 7.

Выявленная патология со стороны органов и систем у детей (%) на момент осмотра

Оценка эмоционально-вегетативной сферы показала, что у 44,1% учащихся имелись жалобы в виде быстрой утомляемости на фоне нагрузки, частых головных болей после занятий в школе, нарушение сна (длительный период засыпания, поздно ложатся спать). Со стороны психомоторной сферы и поведения у 2,2% детей были выявлены нарушения по типу невроза (рис. 8).

 

Рисунок 8.

Нарушения эмоционально-вегетативной и психомоторной сферы детей (%)

По данным комплексного обследования школьников были получены следующие распределения по группам здоровья: 1-ая группа зарегистрирована у 1 ребенка (1,1%), 2-ая группа – 37,6%, 3-я группа – 60,2%, 4-я группа – 1,1%.

Рисунок 9

Распределения по группам здоровья (%)

Выводы

Оценка по критериям здоровья детей показала, что наследственный анамнез страдал у 57% учеников со стороны матерей и у 32,32% — отцов с риском реализации заболевания почек, патологии органов зрения, заболевания желудка и печени. У 65% учащихся отягощен биологический анамнез, родились недоношенными 7,5 %. У 13% детей было искусственное вскармливание. Социальный фактор был отягощен у 35,5% учеников в связи с недостаточным прожиточным уровнем, в основном у детей из многодетных семей. Подвержены пассивному курению 10% учащихся.

Оценка физического развития показала, что 44,1% детей имели средние показатели. Низкорослость была у 15,2%, высокорослость – 40,9%.

Проведенный нами осмотр и оценка медицинских карт школьников выявили наличие хронических заболеваний. У 81,7% учащихся установлены нарушения со стороны костно-мышечной системы, у 33,3% — патология желудочно-кишечного тракта, у 32,25% — патология зрения. У 44% учащихся имелись проявления в эмоционально-вегетативной сфере, у 2,2% — в психо-моторной.

Оценка частоты острых респираторных инфекций у школьников показала, что у 44,1% была хорошая резистентность к острым инфекциям, у 30% — сниженная, у 4,3%- низкая. Анализ заболеваемости по классам показал, что чаще болеют ученики 1-го и 2-го классов, что связанно с периодом адаптации детей данного возраста.

Распределение по группам здоровья по данным комплексного осмотра показало, что преобладают третья группа здоровья (60,2%) и вторая (37,6%).

По результатам комплексного осмотра учащихся школы-лаборатории «Сэргэлээх» в каждом классе совместно с классным руководителем были проведены родительские собрания. С детьми были проведены часы здоровья, на которых обучали гимнастике глаз, гигиене полости рта, профилактике нарушения осанки, здоровому питанию и др. Всем детям были даны индивидуальные рекомендации по состоянию здоровья и профилактике заболеваний.

 

Литература

  1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в РФ. // Педиатрия. 2012. № 91 (3). – С. 9 – 14.
  2. Доскина, В.А. Визуальная педиатрия / Доскина В.А., Лещенко Е.А, Дериновой Е.А. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2017. – 400 с.
  3. Капитан Т. В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. 5-ое издание. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с.
  4. Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / Мазурин А.В., Воронцов И.М. – СПб.: ИКФ Фолиант, 1999. –  928 с.
  5. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59) декабрь. – С. 494 – 496.
  6. Ханды М. В. / Комплексная оценка состояния здоровья сельских школьников РС(Я). – М, 1997. – 35 с.