ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОМАТОЛОГОВ И ПАЦИЕНТОВ С ДЕНТОФОБИЕЙ

4 июля 4:45

Страх и беспокойство перед стоматологом и лечением зубов являются важными причинами, из-за которых пациенты отказываются от приема у врачей данного профиля. Дентофобией называют беспокойство, возникающее у людей любых возрастов при необходимости посещения стоматолога с целью профилактического приёма или проведения лечения. Страх — это реакция на известную или предполагаемую угрозу или опасность. Фобия — это постоянный, нереалистичный и интенсивный страх перед определенным стимулом, приводящий к полному избеганию воспринимаемой опасности. Дентофобия диагностируется при определенных фобиях в соответствии с международной классификацией болезней (МКБ) — 10.4. Дентофобия вызывает у человека физические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции [1]. Это часто встречающаяся проблема, возникающая в стоматологических кабинетах. Беспокойство часто тесно связано с воспоминаниями пациента о раннем болезненном лечении, например в детстве, после чего у этих пациентов происходит усиление восприятия боли на стоматологическом приёме. Лечение таких обеспокоенных пациентов является для стоматолога стрессом из-за большого количества времени и ресурсов для лечения, затраченных с целью установить индивидуальный контакт с пациентом, что в конечном итоге приводит к неприятным ощущениям как для стоматолога, так и для него самого [2]. Eli I. в своей работе отмечает, что напряженные отношения между стоматологом и пациентом, в которых преобладает сильная тревога, могут привести к неправильному диагнозу во время определения жизнеспособности пульпы при терапевтическом лечении [3]. Испуганные и взволнованные пациенты думают, что во время лечения зубов они будут испытывать сильную боль и поэтому не посещают стоматолога. Такое поведение в конечном итоге приводит к ухудшению здоровья полости рта: плохому состоянию тканей пародонта, большому количеству разрушенных и отсутствующих зубов. Пациенты, страдающие дентофобией появляются в стоматологическом кабинете только при возникновении острой боли, что часто требует проведения сложных и травмирующих лечебных процедур, которые, в свою очередь, еще больше усугубляет и усиливает их страх, что приводит к полному избеганию стоматологов в будущем [4]. Дентофобия способна оказать психосоматическое влияние на человека. Физиологическое воздействие включает в себя признаки реакции испуга и чувство истощения после стоматологического осмотра, в то время как когнитивные воздействия представляют собой множество негативных мыслей, убеждений и страхов. Вследствие такого широко распространенного воздействия крайне важно не только эффективно выявлять лиц, испытывающих стоматологическую тревогу, но и надлежащим образом лечить их, когда они прибывают в стоматологический кабинет. Практикующий врач должен стремиться облегчить беспокойство и страх таким образом, чтобы эти пациенты имели долгосрочную положительную мотивацию для будущих посещений стоматолога [2].

Дентофобия может возникать из-за множества факторов, таких как предыдущий негативный или травмирующий опыт, особенно в детстве, услышанный опыт неудачного лечения от тревожных членов семьи и других людей [3]. Наличие индивидуальных личностные характеристик, таких как невротизм, подверженность к пугающим изображениям стоматологов в средствах массовой информации, ощущение уязвимости при положении лёжа в стоматологическом кресле. Тревога также может быть спровоцирована сенсорными воздействиями, такими как звуки препарирования зуба, ощущения высокочастотных вибрации, вид стоматологических инструментов. Некоторые общие страхи, вызывающие дентофобию, — это страх боли, крови, отсутствие доверия, страх неизвестного, чувство беспомощности на стоматологическом кресле и отсутствие контроля во время лечения зубов [5].

Первоначальное взаимодействие врача-стоматолога с пациентом может выявить наличие у него тревоги и страха, что позволит облегчить дальнейшее лечение. Стоматолог должен вести спокойную непрерывную беседу с пациентом и пытаться определить, какая из ситуаций вызывает страх и беспокойство. Стоматологу необходимо определить причину текущего визита, вид опыта, который пациент имел во время предыдущего лечения зубов, основные страхи и беспокойства и ожидания. Иногда указанное общение врача и пациента может показать, что дентофобия является частью более широкого психологического расстройства. В этих случаях важно, чтобы пациент был направлен к специалистам в области психологии. Они могут поставить правильный психологический диагноз и решить, какое дальнейшее лечение необходимо пациенту [6].

Для оценки состояния тревожных пациентов доступны анкеты с самоотчетами. Hoogstraten J. отмечает в своей практике использование шкалы стоматологической тревожности (CDAS), а также модифицированной шкалы стоматологической тревожности (MDAS) [7].

CDAS является широко используемым инструментом. Шкала состоит из четырех вопросов о различных стоматологических ситуациях. Каждый вопрос оценивается от 1 (не тревожно) до 5 (крайне тревожно), поэтому диапазон возможных баллов составляет 4–20. Сумма баллов более 15 указывает на высокий уровень тревоги или, возможно, на фобию. Основным недостатком этой шкалы является то, что она не включает вопрос о тревоге в отношении местной анестезии.

MDAS представляет собой короткую, хорошо проверенную анкету из пяти пунктов с 5-балльной шкалой ответов на каждый вопрос, от «не тревожных» до «крайне тревожных». Ответы оцениваются от 1 до 5. Минимальная и максимальная оценки по шкале составляют соответственно 5 и 25 баллов. Чем выше балл, тем больше пациент испытывал страх [8].

Практикующий врач не должен полагаться исключительно на клиническое суждение при оценке тревожных пациентов, так как исследования показывают, что существует несогласие между самооценочным статусом тревоги пациента и клинической оценкой тревожности зубов; кроме того, пациенты сообщают о скрытии своей тревоги, и поэтому оценка с помощью кратких опросников тревожности является полезной и рекомендуемой, поскольку она не только раскрывает степень тревоги, но и, по-видимому, снижает ее. Субъективная оценка тревожных пациентов также может быть проведена на основе их психофизиологических, поведенческих и эмоциональных реакций [9].

Этиология стоматологической тревожности является многофакторной, и, следовательно, нет монотерапии для лечения. Надлежащая оценка пациента и определение его источника и уровня тревоги может позволить стоматологу принять решение о правильном плане лечения.

В целом дентофобию можно контролировать с помощью психотерапевтических вмешательств, фармакологических вмешательств или их комбинации, в зависимости от опыта стоматолога, степени тревожности, характеристик пациента и клинических ситуаций. Психотерапевтические вмешательства ориентированы либо на поведенческую, либо на когнитивную деятельность [10].

Обстановка в стоматологии может сыграть значительную роль в возникновении дентофобии и беспокойства. Администраторы, стоматологические медсестры и врачи являются важнейшим персоналом в создании подходящей атмосферы в стоматологическом кабинете. Они должны быть позитивными и заботливыми и извлекать информацию от пациентов неспешным обеспокоенным тоном, чтобы пациентам было комфортно. Атмосферу можно сделать спокойной и беззаботной. Стены могут быть украшены плакатами и картинами, а зона ожидания снабжена множеством книг и журналов. Важно отметить, что тревожных пациентов не следует заставлять ждать слишком долго, чтобы у них было меньше времени для восприятия негативного опыта [11].

Хорошие отношения между пациентом и стоматологом имеют решающее значение для управления тревожностью. Коммуникационные стратегии очень важны. Всегда должно быть двустороннее общение. Сначала стоматолог должен представиться и лично поговорить с пациентом в его кабинете и внимательно выслушать его спокойно, сдержанно и без суждений. От пациента должна быть получена надлежащая информация относительно его проблем, чтобы узнать и выслушать их страхи. Кроме того, пациентам лучше знать о том, что должно быть сделано до начала лечения, а также во время него. Необходимо спрашивать испытывают ли пациенты какой-либо дискомфорт, оказывать моральную поддержку и успокаивать во время приёма. Пациенты должны быть убеждены, что их слова воспринимаются серьезно и с большой заботой. Пациенты ценят четкие, честные и прямые ответы [12].

Отвлечение позволяет уменьшить восприятие неприятностей и избежать негативного поведения. Предоставление пациенту небольшого перерыва во время стрессовой процедуры может быть эффективным способом отвлечения внимания до рассмотрения более продвинутых методик поведения. Для визуального и слухового отвлечения доступно несколько технологических опций, таких как фоновая музыка, телевизоры. Было показано, что подходящая музыка приводит к глубокому расслаблению и облегчению боли, снижению беспокойства. Считается, что этот эффект представляет собой комбинацию расслабления и отвлечения, что, в свою очередь, снижает активность нейроэндокринной и симпатической нервной систем [13].

Фармакологический контроль боли и тревоги может быть достигнут с помощью седации и общей анестезии. Применение данного метода необходимо в ситуациях, когда пациент не в состоянии реагировать и хорошо взаимодействовать с психотерапевтическими вмешательствами, не желает проходить этот тип лечения. Пациенты с особыми потребностями (умственная отсталость, аутизм, психические заболевания, черепно-мозговые травмы) и клиническими ситуациями также могут потребовать фармакологического лечения. Широко используется техника ингаляционная седации. Закись азота обладает анксиолитическим и седативным действием, а также способствует мышечному расслаблению и обезболиванию. Не вызывает раздражения дыхательных путей, с минимальной альвеолярной концентрацией и низкой растворимостью в тканях [14].

Дентофобия оказывает неблагоприятное воздействие на качество жизни человека, и поэтому крайне важно выявить и устранить эти значительные препятствия, чтобы улучшить здоровье полости рта и общее благосостояние человека. Долг и обязанность стоматолога — обеспечить превосходную стоматологическую помощь пациентам с особыми потребностями. Ведение этих пациентов должно быть неотъемлемой частью клинической практики, поскольку значительная часть населения страдает от тревоги и страха. Успех терапии пациентов, страдающих дентофобией, заключается в опыте стоматолога, его умении находить индивидуальный подход к каждому пациенту с любой степенью беспокойства.

 

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Е.А., Караханов В.А. Дентофобия на приеме у врача-стоматолога // Научный журнал. №11. С. 35-38.
  2. Pohjola V, Lahti S, Vehkalahti MM, Tolvanen M, Hausen H. Association between dental fear and dental attendance among adults in Finland // Acta Odontol Scand. 2007. №4. P.224–230.
  3. Eli I. Dental anxiety: a cause for possible misdiagnosis of tooth vitality. Int Endod J. 1993. №4. P. 251–253.
  4. Абрамчук И.И., Кильмухаметова Ю.Х., Батиг В.М. Дентофобия (обзор литературы) // Молодой ученый. №30. С. 12-15.
  5. Moore R., Brodsgaard I. Dentists’ perceived stress and its relation to perceptions about anxious patients // Community Dent Oral Epidemiol. №1. P. 73–80.
  6. Лепилин А.В., Суетенков Д.Е., Казакова Л.Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития стресса // Стоматология детского возраста и профилактика. 2004. Т. 3. №3-4. С. 28-30.
  7. Рыжова Е.А., Петрова А.П. Формирование долгосрочных позитивных отношений врача-стоматолога и пациента // Дентал Юг. 2010. №5. C. 56.
  8. Hoogstraten J., van Wijk AJ. The Fear of Dental Pain questionnaire: construction and validity // Eur J Oral Sci. 2003. P. 12–18.
  9. Фролова Ю.Г., Мойсейчук М.И. Методы оценки стратегий совладания с болью у стоматологических пациентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2017. С. 398-405.
  10. Айер У. Психология в стоматологической практике / СПб.: Питер, 2008. C. 224.
  11. Анисимова Е.Н., Гасанова З.М., Молчанов А.С., Рязанцев Н.А. Психологический способ коррекции страха и тревоги перед стоматологическим вмешательством // Эндодонтия today. №1. С. 31–35.
  12. Hmud R, Walsh LJ. Dental anxiety: causes, complications and management approaches. J Minim Interv Dent. 2009. №1. 67–78.
  13. Казакова Л.Н., Бабаджанян С.Г. Оценка эмоционального состояния детей перед стоматологическим вмешательством // Академический журнал Западной Сибири. Т. 9. №3 (46). С. 75-76.
  14. Lehrner J., Marwinski G., Lehr S., Johren P., Deecke L. Ambient odors of orange and lavender reduce anxiety and improve mood in a dental office. Physiol Behav. 2005. №1. P. 92–95.

 

Список литературы на латинице:

  1. Abramova E.A., Karahanov V.A. Dentofobija na prieme u vracha-stomatologa // Nauchnyj zhurnal. 2016. №11. S. 35-38.
  2. Pohjola V, Lahti S, Vehkalahti MM, Tolvanen M, Hausen H. Association between dental fear and dental attendance among adults in Finland // Acta Odontol Scand. 2007. №4. P.224–230.
  3. Eli I. Dental anxiety: a cause for possible misdiagnosis of tooth vitality. Int Endod J. 1993. №4. P. 251–253.
  4. Abramchuk I.I., Kil’muhametova Ju.H., Batig V.M. Dentofobija (obzor literatury) // Molodoj uchenyj. 2017. №30. S. 12-15.
  5. Moore R., Brodsgaard I. Dentists’ perceived stress and its relation to perceptions about anxious patients // Community Dent Oral Epidemiol. 2001. №1. P. 73–80.
  6. Lepilin A.V., Suetenkov D.E., Kazakova L.N. Psihojemocional’noe naprjazhenie kak osnova dentofobii i prichina razvitija stressa // Stomatologija detskogo vozrasta i profilaktika. 2004. T. 3. №3-4. S. 28-30.
  7. Ryzhova E.A., Petrova A.P. Formirovanie dolgosrochnyh pozitivnyh otnoshenij vracha-stomatologa i pacienta // Dental Jug. 2010. №5. C. 56.
  8. Hoogstraten J., van Wijk AJ. The Fear of Dental Pain questionnaire: construction and validity // Eur J Oral Sci. 2003. P. 12–18.
  9. Frolova Ju.G., Mojsejchuk M.I. Metody ocenki strategij sovladanija s bol’ju u stomatologicheskih pacientov // Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. 2017. S. 398-405.
  10. Ajer U. Psihologija v stomatologicheskoj praktike / SPb.: Piter, 2008. C. 224.
  11. Anisimova E.N., Gasanova Z.M., Molchanov A.S., Rjazancev N.A. Psihologicheskij sposob korrekcii straha i trevogi pered stomatologicheskim vmeshatel’stvom // Jendodontija today. 2012. №1. S. 31–35.
  12. Hmud R, Walsh LJ. Dental anxiety: causes, complications and management approaches. J Minim Interv Dent. 2009. №1. 67–78.
  13. Kazakova L.N., Babadzhanjan S.G. Ocenka jemocional’nogo sostojanija detej pered stomatologicheskim vmeshatel’stvom // Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri. T. 9. №3 (46). S. 75-76.
  14. Lehrner J., Marwinski G., Lehr S., Johren P., Deecke L. Ambient odors of orange and lavender reduce anxiety and improve mood in a dental office. Physiol Behav. 2005. №1. P. 92–95.