ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ РОССИИ»

4 апреля 8:33

В период пореформенной модернизации второй половины XIX — начала XX вв. праздник, как важнейший социокультурный элемент жизни общества, вышел за рамки традиционности, отразив новый этап национально-культурного развития общества. Являясь своеобразным маркёром общей культуры, праздничная культура приобрела новые черты и функции. Праздничный календарь существенно расширили праздники, единые для всей России и имеющие статус государственных. Обладая выраженной идеологической направленностью и способностью группового воздействия, они благоприятно влияли на приобщение к стабильным стереотипам поведения, соответствующим пропагандируемым государством ценностям.

Актуальность исследования объясняется тем, что государственные праздники становятся общими для всех, независимо от возраста, социального положения или населённого пункта. Каждый житель страны в этот день должен чувствовать себя причастным к этой дате. Поэтому, необходимо создать такие условия, располагающие людей к добровольному участию, которое на самом деле заранее спрогнозировано. Следовательно, такие условия способствуют более эффективному воздействию на группы людей. Для этого нужно разработать такое масштабирование праздничных форм, которое отвечало бы общей концепции празднования.

Объектом изучения является праздник «День России» в масштабе всей страны.

Предметом изучения – программа, посвященная празднованию «дня России» в городе Кемерово.

Гипотеза: доказать, что концепция государственного праздника, диктует условия проведения не только столичных программ, но и территориальных, а, следовательно, методы и средства их воплощения.

Задачи:

  • Проанализировать, как государственные установки воплощаются через функции праздника;
  • Проследить, с помощью, каких методов и приёмов происходит активизация – воздействие на участников;
  • Зафиксировать взаимосвязь интеграции празднования в столице и на территориях страны;
  • Рассмотреть на практике, как концепция государственного праздника отражена в праздновании «Дня России» в Кемерово;

Безусловно, можно говорить, что праздник один из инструментов самопрезентации власти [1, с. 48]. Праздник выполняет главным образом объединяющую функцию, и основная его форма — коллективное празднование. Отличительными характеристиками такой формы праздника являются: 1) всеобщность, достигающаяся за счет многочисленности группы, что позволяет охватить празднованием всех ее членов (в качестве либо непосредственного участника, либо активного зрителя); 2) свободный характер празднования, отсутствие жесткой регламентации и внешней организации;

Государственный праздник разделяет многие общие функции праздника. Можно выделить те, через которые выгоднее всего могут транслироваться государственные установки: коммуникативная, идеологическая, воспитательная, компенсаторная.

Но на первый план выступает идея «изобретения традиции» как нового механизма создания традиционных культурных форм. Идея «изобретения традиции» была предложена Э. Хобсбаумом и связана с развернувшимся в 1980-90- е гг. критическим анализом феномена национального. Целью является внедрение определённых ценностей и норм поведения, а средством достижения – повторение [3, с. 48].  

Можно выделить ряд особенностей «изобретенных традиций». Во-первых, «изобретенная традиция» — всегда новое явление, появившееся в обозримое время, но целый ряд практик утверждает его якобы длительное существование. Как пишет Хобсбаум, ее связь с прошлым оказывается фиктивной, но постоянство отсылок к прошлому демонстрирует потребность принять её как исторически неизменную. Во-вторых, в отличие от живых традиций, дробно специализированных и обязательных к исполнению практик, «изобретенные традиции» не конкретизируют провозглашаемые идеи, ценности, стоящие за ними четко не определены, да и само исполнение их — не более, чем игра. В отличие от разного рода инструкций и предписаний (от технологий), «изобретенные традиции» — чисто символические акты и ритуалы.

Традиции во множестве создаются в ситуации резких социально-политических изменений, когда необходимо признать новые режимы власти, обосновать существование новых идей в качестве давно существовавших.

Государственные праздники — это «изобретенная традиция». Рассматривая календарь государственных праздников, кажется, что можно четко определить то, чему посвящен каждый праздник в отдельности, однако, если глубже вникнуть в содержание, то становится ясным, что за любым современным праздником стоят абстрактные идеи — те, что соответствуют главной ценности государства Нового времени — «быть нацией» [4, с. 27].

Следовательно, основные функции, которые должны транслироваться в государственных праздниках — консолидация и пропаганда истории и ценностей государства.

В большинстве случаев – праздник есть коммуникация»[2, с. 11]. Речь идет, прежде всего, о свободном личностном общении. Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему. Но существуют механизмы, способы, которые помогают сценаристам и режиссерам заранее спрогнозировать это желание людей проявлять себя и общаться. Их подробнее описывает А. А. Конович и называет активизацией. Следовательно, если деятельность людей можно спрогнозировать, то её можно и регулировать.

Перейдём теперь непосредственно к анализу концепции государственного праздника.

Именно она занимает одно из самых первостепенных и важных мест. Казалось бы, по своему потенциалу День России должен был стать главным праздником страны в силу своей сопряженности с формированием новой российской государственности, но он не апеллирует в общественном сознании к истории народа. Именно поэтому для такого праздника важна фундаментальная концепция. Ведь при помощи праздника политический режим обосновывает своё существование и укрепляет в общественном сознании идеологические и политические ориентиры. Так же важный акцент во всех государственных праздниках ставится на ощущении единства, единства народа и государства.

Воздействует концепция государственного праздника на всю Россию, выстраивая некую иерархию (Столица – область – город – локальная программа). Так как это праздник государства, то существуют факторы регламентирующие, так сказать предписанные. Например, тысячелетняя культура страны, вековые устои, глубочайшие культурные традиции, дух патриотизма. И существуют факторы, которые ограничивающие, а иногда даже и запрещающие. Например, неподобающие использование символики страны.

В соответствии с этими предписаниями и ограничениями начинается продвижение концепции по вертикали, доходя до масштаба города. Исходя из финансовых возможностей, из возможностей творческих коллективов, происходит некая корректировка (иногда отказ от каких-либо форм, а иногда  расширение многообразия праздничных форм). В соответствии с концепцией начинается отбор материала для реализации, наполнение праздника (концертные номера, мастер-классы, выставочные работы, акции и т.д.).

Следующим является этап контроля над реализацией. Осуществляется он вниз по вертикали. Сверяется соответствие теме праздника и общей концепции, происходят уточнения и, если требуется, корректировка.

Итоговый этап интеграции происходит в день празднования, когда отдельные концертные номера собираются в концерт; мастер-классы, акции, флешмобы, фестивали – в локальную программу района; а локальные программы районов – в один общий праздник города, который подчинён единой государственной концепции. Может быть, как более крупное членение, так и более мелкое, например, праздничную программу района можно расчленить на составляющие. И что важно, каждое звено этой цепочки, будь оно крупное или совсем небольшое, подчинено общему замыслу, единой концепции государственного праздника.

Многообразие праздничных форм характеризуется тем, что нужно охватить интересы всего городского населения. Интеграция этих форм в Москве и в Кемерово отличается лишь масштабом празднующего общества. Этим объясняется то, что в Москве не всегда можно проследить деление районов по определённой теме, так как невозможно охватить всё многочисленное население города.

Список литературы:

  • Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен. – учебное пособие. Екатеринбург. – 2017. – С. 84.
  • Мазаев А.И. Праздник как социально – художественное явление. — М., 2008 — С. 381.
  • Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. — 2000. №1(8). — С. 47-62.
  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково Поле, 2001. – С. 286.