Образ Духа охоты Байаная в литературе народов Якутии

15 марта 8:07

Баай Барылаах Байанай – дух охоты, хозяин леса, зверей и птиц. В якутских преданиях и сказках Баай Байанай (Богатый Байанай) представляется как шумливый, веселый старик. Ему подчиняются все, различную помощь оказывают и его многочисленные братья и домочадцы. Перед дальней дорогой в лес охотник, разведя огонь, просит у Баай Байаная удачи и преподносит оладьи с маслом. В “Словаре якутского языка” Э.К.Пекарского дается следующее определение: “Баай Байанай — общее название духов, покровительствующих охотникам (звероловам) и рыболовам: тыа байанайа (лесной байанай), уу байанайа (водяной байанай)  Наиболее полное описание Духа охоты, его внешний вид, функции, традиции преклонения даются в трудах этнографов Серошевского В.Л., Ястремского С.В., Трощанского В.Ф., Ионова В.М., Виташевского Н.А. [7; 9; 8; 4; 3] По утверждению  исследователя быта якутов А.Е. Кулаковского, из всех духов самым почитаемым считается дух охоты Баай Байанай: “Байанай – это общее название девяти братьев, самый старший из них — Баай Барылаах Байанай, которому приписывается удача на охоте. По виду он тунгусообразный, бородатый, обросший седыми или рыжими, иногда черными, волосами; проживает на востоке, но только большею частью на земле в лесах; он очень богат, особенно мехами”[5, с. 54]. В своих трудах Н.А. Алексеев и И.С. Гурвич исследовали охотничьи обряды, связанные с Баай Байанаем, в сравнении с традиционными верованиями вилюйских и северных якутов [1; 2]. Баай Байанай, по представлениям якутов, имеет 7-9-11 братьев, каждый из которых со своим именем и предназначением. Охотник перед дорогой разводит костер или печь, преподносит Байанаю пищу (масло, оладьи, мясо) и выпрашивает у него удачливой охоты. При возвращении в знак благодарности обязательно преподносит жертву, пищу. Огромный и седой, бородатый старик Байанай всегда  радуется, любит слушать охотничьи байки. Вот поэтому охотники всегда за костром рассказывают различные истории. Следует отметить, что в иерархии духов Баай Байанай занимает важное место. Поверия и традиции охотничьего ремесла передаются из поколения в поколение и почитаются народом.

 У народов Сибири и Севера, а также и других тюркских народов имеются свои духи, схожие с якутским Байанаем: у народностей манси, ханты — Нуми-Торум; буряты, тувинцы, монголы преклоняются Манахану; тунгусы – Мусуну; ительмены – Пилячучу; коряки и чукчи – Писвусъыну; чукчи — Кереткуну; татары – Пицену; ойроты, алтайцы, тувинцы — Эрхий-Мергену; коми —  Ворсу; карелы – Хийму; кеты – Кайгуся; эвенки – Ньымату. Духи охоты у различных народов всегда похожи друг на друга: он добрый, гостеприимный и щедрый; оберегает, благосклонен к охотникам, преподносит им удачу, ничего не прося взамен. Но иногда он наказывает тех, кто нарушает традиции и обычаи народа.

Отрадно заметить, что первым поэтическим произведением якутской литературы считается стихотворение А.Е. Кулаковского “Байанай алгыһа” (‘Благословение Байаная’, 1900), написанное по мотивам народного благопожелания Баай Байанаю. В нем рассматриваются образы Баай Байаная, а также его восьми братьев, каждый из которых имеет собственное имя и предназначение. Символично, что якутская литература началась с произведения, в котором человек просит у Духа охоты благосклонности и удачи. ‘’

Образ Баай Байаная часто встречается в прозаических произведениях писателей Якутии. Первый рассказ, в котором упоминается Баай Байанай, был написан основоположником якутской советской литературы П.А. Ойунским. Ознакомившись с произведениями писателей Якутии, написанными на тему охоты, можно отметить следующие особенности использования образа Духа охоты:

Во-первых, произведения писателей-северян с этнографической точностью передают охотничьи обряды. Наиболее подробно обряд встречи Байаная изображен в романе “Сааскы кэм” (‘Весенняя пора’) Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа. Эрдэлир Дмитрий, возвращаясь домой с промыслов, сильно стучится в дверь. Домочадцы быстро разводят огонь, угостив духа огня Хатан Тэмиэрийэ маслом, восторженно встречают охотника. На голову убитого зверька накидывают платок и кладут за печкой. В некоторых произведениях приводится описание внешнего вида Баай Байаная. Так, в сказке для детей С.И. Николаева-Сомоҕотто “Байанай эмэгэтэ уонна уолчаан” (‘Амулет Байаная и мальчик’) изображены пять проявлений духа охоты: 1) очень красивая, нарядная северная девушка; 2) огромный злой старик со страшным лицом в одежде из медвежьей шкуры; 3) шумливый, веселый старик в меховой одежде; 4) маленький старичок с пальчик; 5) амулет из дерева. В повести юкагирского писателя Н.И. Спиридонова-Тэкки Одулока “Улахан Имтеургин олоҕо” (‘Жизнь Имтеургина Старшего’) главный герой — удачливый охотник Имтеургин — носит на шее амулет из дерева и представляет Байаная как человека, но без головы и рук.

Во-вторых, во многих произведениях Байанай изображается как источник удачи охотника. Охотник, каждый раз радуясь дарам Духа, восклицает с благодарностью: “Байанай благоволит мне”. Такие примеры есть в рассказах П.Ойунского “Бултаах сир” (‘Богатый лес’), Д.Наумова “Кырса” (‘Песец’), У. Захаровой-Степановой “Кэрэмэс”, повести мансийского писателя Ю. Шесталова “Тайна Сорин-Най” и Тэкки Одулока “Жизнь Имтеургина Старшего”.  В рассказе современного писателя Сэмээр Василия “Байанайыҥ мичийдэр” (‘Пусть благословит  Байанай’) удача в работе ассоциируется с благосклонностью Байаная.

В-третьих, в произведениях отражаются особенности мировосприятия народа, связанные с Байанаем. Так издревле народ саха удачливого охотника называет “охотником с Байанаем” (‘байанайдаах булчут’). Так, главная героиня рассказа П.П. Томского “Булчут мучумааннара” (‘Приключения охотника’) девушка Улита – удачливый промысловик с Байанаем. Она ежедневно добывает 20-30 песцов. А главного героя повести В.А. Протодьяконова-Кулантай “Байанай” Баһыласа народ прозвал Байанаем за его удачливость и везение в охоте. Он никогда не забывает того, кому он обязан своим успехом: всегда преклоняется Духу охоты, угощает лепешкой с маслом.

В-четвертых, в своих произведениях авторы показывают традиционный обряд преклонения Баай Байанаю: герои разжигают огонь, просят благословения, преподносят угощения. В народе бытует поверие о том, что если дух охоты отворачивается от охотника, то удача покидает его. Наиболее подробно обряд изображен в рассказе Н.А. Александрова “Дэлэй кэһии” (‘Щедрый гостинец’), где главный герой Роман Васильевич просит у Баай Байаная удачи. Имтеургин (“Жизнь Имтеургина-старшего”) в знак благодарности втирает деревянный амулет Байаная кровью и маслом. В рассказе эвенкийского писателя Н. Калитина “Хухунҥэ” (‘Занос’) провинившийся охотник Михаил, возвращается домой без добычи. А в рассказе русского писателя Ювана Шесталова“В хангай за огненным камнем” дух леса и охоты Манахан, рассердившись на охотника, отбирает всю добычу.  Герои произведения П.П. Томского “Күөл ортотугар” (‘На озере’) при благословении Байанаю употребляют спиртное, в результате чего один из охотников Макар тонет в озере. Таким образом, авторы призывают беречь природу, строго соблюсти охотничьи ритуалы.     

В-пятых, согласно повериям северян, Баай Байанай в некоторых произведениях обретает человеческие черты, предстает живым существом. изображается как живой  путь спасения при трудной жизненной ситуации. Главный герой рассказа Д. Наумова “Песец” Гаврил с помощью Байаная и охотничьего пса Чооруос и Байаная добывает лося, медведя и, таким образом, освобождается от приговора суда. В “Сказке о Байанае” В.С. Яковлева-Далана дух охоты отправляет обратно домой непослушного мальчика, который ослушавшись его, стал исподтишка присматривать за Байанаем.

На основе вышеизложенного можно заключить следующее.

В тяжелых условиях Крайнего Севера, где жизнь человека напрямую зависит от климатических и других природных особенностей местности, Дух охоты Баай Байанай является наиболее почитаемым. Как и большинство северян многие писатели сами были замечательными охотниками, и потому в их произведениях Баай Байаная изображен, в соответствии с традиционными представлениями народа, справедливым и благосклонным к людям Духом.

 

Использованная литература

  1. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири — Новосибирск: Наука, 2008. – 493 с.
  2. Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа – М.: Наука, 1977. – 258 с.
  3. Виташевский Н.А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями . – Петроград: тип. Имп. Акад. Наук, 1917. С.165-188.
  4. Ионов В.М. Дух — хозяин леса у якутов: научная работа — Петроград: Типография императорскай академии наук, 1916. – 52 с.
  5. Кулаковский А. Е. Научные труды – Якутск: Кн. Изд-во, 1979 . – 484 с.
  6. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка.
  7. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд., – М., 1993. — 648-649 с.
  8. Трощанский В.Ф. Наброски о якутах якутского округа. – Типо-литография Императорского университета, 1911. – 144 с.
  9. Ястремский С.В. Остатки старинных верований у якутов. – Типо-литография П.И. Макушина, 1897. – 56 с.