На сегодняшний день рынку рекламы и его регулированию уделяется особое внимание. Поскольку реклама — это двигатель продаж, договорные отношения с рекламодателями складываются повсеместно. Данный аспект представляет собой особую актуальность в данном исследовании.
Рынок рекламы является неотъемлемым элементом государственной экономики и представляет собой особую систему самостоятельных элементов сектора государственного механизма, что отражается на развитии субъектов соответствующего рынка.
Регулирование данного института государственной экономики производится со стороны государственных и общественных институтов. Данный процесс практикуется в странах, где экономическое развитие стоит на высоком уровне.
В результате регулирования рынка рекламы было выявлено два подхода к соответствующему процессу:
Регулирование рынка рекламы со стороны государства.
Данный вид регулирования рынка рекламы предполагает обеспечение со стороны государства различных благ, то есть в его задачи входит обеспечить взаимодействие участников данного рынка, используя правовые и организационно-экономические формы, методы, которые отражаются на рыночные процессы, для достижения целей по защите прав и интересов всех субъектов рынка [1].
И второй подход выражается в общественном регулировании рынка рекламы. Оно заключается в саморегулировании данной отрасли. Это дополнительный регулятивный метод и инструмент на рекламном рынке. В задачи данного подхода входит выполнение превентивных функций, которые позволяют урегулировать споры и проблемы в сфере рекламы, что позволяет огибать государственные инстанции.
Теперь нам стало известно, что рынок рекламы подвержен государственному контролю. Но «контроль» это сильно сказано. Государство выступает в качестве регулирующего субъекта. Это особый субъект рынка рекламы, который не имеет отношения ни к главным субъектам, ни к второстепенным. С помощью своих функций, как законодательной и контролирующей, государство осуществляет свою деятельность на соответствующем рынке. Государством устанавливаются правила, которые должны неукоснительно соблюдаться субъектами рынка. Также оно может ставить ограничительные рамки и устанавливать новые.
Причины вмешательства государства в рыночный процесс производства и потребления рекламных услуг носят объективный характер. Государственное регулирование представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов субъектов рынка [3].
Рекламную деятельно в РФ можно отнести к одной из самых распространенных в России, поскольку она регулируется актами государственного регулирования на федеральном уровне. На сегодняшний день нормы регулирования рекламной деятельности подпадают под ФЗ РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Закон «О рекламе», в котором определены правовые категории регулирования рекламной деятельности, отношений, возникающих в процессе такой деятельности, то есть, когда речь идет о производстве и размещении рекламы.
Государственное регулирование рынка рекламы отмечает два уровня:
- Государственное регулирование на федеральном уровне.На данном уровне контроль и надзор осуществляется с помощью принятия также подзаконного законодательства, органами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС). Задачи и функции данной службы регулируются в нормах Федерального закона «О рекламе».
- Государственное регулирование на региональном уровне. На данном уровне контроль и надзор осуществляется исполнительными органами власти на местном уровне это муниципальными комитетами рекламы. Их деятельность отражена в федеральных законах, указах, постановлениях и распоряжениях, уставах муниципальных образований, в иных нормативно-правовых актах и положениях.
Как и другие страны, Россия использует в регулировании рынка рекламы также и иные правовые ценности, а это: нормы общественной морали, федеральные законодательные акты, обычаи делового оборота, нормы международного и национального рекламного кодекса, этические нормы бизнес-сообщества, в том числе и декларированные в документах профессиональных объединений рекламного рынка. Перечень соответствующих требований является значительно объемным. Их совокупность отражает следующие принципы рекламной деятельности, а это [4, c. 11-16]:
- рекламная деятельность обеспечивать свободные конкурентные преимущества для развития рынка, благосостояния народа и экономики в целом;
- реклама не должна быть ущербной для моральных ценностей общества и его физического состояния;
- реклама должна давать свободный выбор для граждан, не принуждая их в приобретении продукта или услуги;
- реклама не должна отождествляться с недобросовестной конкуренцией.
Так, большую роль реклама зарекомендовала в развитии в неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Неценовая конкуренция является важной составляющей в рекламном процессе. Неценовая конкуренция отводит важную роль оформлению, упаковке, последующему техническому обслуживанию, рекламе.
Роль рекламы на сегодняшний день является особо значимой. Она отражает конкурентные позиции и как нестранно – успешно.
Благодаря рекламе фирма достигает своей цели, она формирует знания у потребите о продукте или услуге, данная деятельность получила название стимулирующей рекламы. Также производится формирование образа фирмы, речь идет об имидже рекламы. Формирует лик надежности для иных фирм у других фирм это реклама стабильности.
По мнению зарубежных ученых, продукция от производителя к потребителю совершает путь, который можно представить в виде следующей формулы:
Продукт + распределение + научно-исследовательская работа + торговые агенты + перемещение + реклама = сбыт.
Таким образом, мы видим, что реклама завершает процесс сбыта товара.
Реклама является неотъемлемой частью населения, путем отражения на упаковке продукта или услуги реклама завершает свои позиции для удачного привлечения потребителя.
На сегодняшний день, большую популярность приобрели вопросы этической и нравственной оценки рекламы. Зачастую мы слышим, как реклама мешает достойно жить человеку. Порой она навязывает те или иные предложения со стороны коммерческих организаций.
Так, зачастую на наши гаджеты приходят различные смс-сообщения о предложении открыть кредитную карту, либо о новой услуге банка и часто это мешает оппоненту ориентироваться в своих более важных делах.
Из-за огромного количества СМС-рекламы, приходящей на ваш телефон, человек начинает испытывать неудобства, раздражается и просто теряет в этом потоке нужную информацию [5]. Так, обратимся к эмпирическим материалам.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда отмечается, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Получение смс-сообщений рекламного содержания от банка в отсутствие согласия на их получение Жданова А.Ф. с 15.07. по ДД.ММ.ГГГГ вызвало беспокойство, раздражение, привело к формированию негативных ощущений и эмоций и дискомфортному состоянию в целом, а потому довод истца о компенсации морального вреда в связи с нарушением его прав как потребителя услуг банка является обоснованным [2].
Можно сделать вывод, что реклама не всегда выступает благом для человека. Поскольку, как мы уже отметили, реклама — это двигатель продаж, а конкуренты, на сегодняшний день, любыми путями, стараются завоевать лидирующие позиции на рынке рекламы и продвигать свои товары и услуги, что может негативно сказаться на обществе.
Поэтому, отметим, что реклама должна сопровождаться свободой выбора, а не навязывания. Также как отмечено выше, реклама не должна содержать недобросовестный характер.
Таким образом, взаимоотношения государственного и общественного регулирования в рекламной сфере во многом обусловлены специфическими особенностями развития российского рынка, не имеют исторических прецедентов и поэтому еще окончательно не сложились. К 2006 году в России завершились основные процессы становления рекламной индустрии: сформирована законодательная база, основу которой составил Федеральный закон «О рекламе», в котором предпринята первая попытка кодификации всех норм регулирования рекламы в российском законодательстве. Сложилась система саморегулирования, включающая некоммерческие организации, способные регулировать лежащие вне сферы законодательного регулирования вопросы, и кодексы, как основные документы саморегулирования. По инициативе саморегулирующих организаций начинается разработка общих принципов взаимодействия — индустриальных стандартов.
На наш взгляд, здесь наблюдается несоблюдение основных гарантий прав граждан, отраженных в Конституции РФ.
В силу чего можно сделать следующий вывод.
Уверенный рост сектора рекламы говорит о том, что этот бизнес действительно востребован в стране и прочно занял свое положение в экономике. Но проблема возникает тогда, когда речь идет об интересе граждан, о нравственных и этических устоях общества, а в этом случае целесообразней было бы установить определенные регулировки синтеза законодательных актов. В частности, это конституционных основ и специальных нормативно-правовых актов в сфере рекламной деятельности. Тогда не будут возникать противоречия между специальным законодательством о рекламной деятельности и Основным законом РФ.
Список литературы:
- А. В. Агеев. А. Н. Мудров. В. С. Мейер. А. Н. Александров. С. М. Павлов. И. В. Лебедева. М. А. Алексеева. Подготовка электронной публикации и общая редакция: «Индустрия рекламы». Режим доступа:Регулирование рынка рекламы. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: https://adindustry.ru/doc/1158. Дата обращения: 24.12.2018.
- Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от «02» апреля 2015 года. Дело №33-2034/2015. Режим доступа: http://www.gcourts.ru/case/32992775 . Дата обращения: 24.12.2018.
- Государственное регулирование рынка рекламы. Режим доступа: https://adindustry.ru/doc/1181. Дата обращения: 24.12.2018.
- Жигун Л.Ф. Концепция синтеза ценовой и неценовой конкуренции / Л.Ф. Жигун // Маркетинг. – 2001. — № 2. – С.11-16.
- Общество защиты прав потребителей. Режим доступа: http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=179697. Дата обращения: 24.12.2018.